Что будет с районами Самары после 13 сентября
1 210
Сегодня в самарской городской думе депутаты принимали бюджеты самарских районов, заложив тем самым финансовую основу реформе местного самоуправления, учиненную нашим губернатором. Журналист ДГ посидела рядом с одним из действующих глав районных администраций и узнала много интересного.
Почти миллиард рублей составит общий бюджет 9 районов города. Впервые за последние 13 лет районы Самары получают денежную независимость и, кстати, новые полномочия. По новой системе финансирования мы начнем жить с 1 января 2016 года. Да, впрочем, и не только по новой системе финансирования, а и по новой системе организации городского управления.
Наверное, уже всем известно, что 13 сентября мы изберем депутатов районных советов, из которых будет сформирована городская дума, увеличенная до 41 человека. Но мало кто представляет себе, как всё будет происходить в реальности.
Мы попробуем расписать логику действий и рассказать о том, что изменится.
Ключевая точка начала будущих изменений — это 13 сентября. От неё отсчитываются другие мероприятия. После избрания депутаты райсоветов должны будут поделить портфели между собой, избрать районного главу из своего числа и направить своих представителей в думу городскую. Также избранные депутаты срочненько должны будут засесть за бюджеты районов и начать постатейно делить деньги.
На что именно будет тратиться районная казна? Прежде всего на зарплату чиновников и вопросы благоустройства. В ведение районов город передал вопросы выявления и ликвидации свалок, обрезку и спил деревьев, содержание контейнерных площадок, санитарное содержание не закрепленных за другими ведомствами территорий, программу «Двор, в котором мы живем». Также в полномочия районов частично перешли функции Департамента по управлению имуществом и Департамента строительства и архитектуры, а именно разрешение на перевод жилых помещений в нежилые, проведение публичных слушаний, жилищный и земельный контроль.
Из чего будет формироваться районная казна? Рецепт очень простой. 10% от налога на землю, 50% от налога на имущества, субсидии из городского бюджета. В результате город должен соблюсти принципы подушевого норматива и бюджетного равенства. То есть если в Кировском районе, богатом крупными предприятиями, налоговые поступления будут выше, чем у других, то они получат меньшее довольствие из города.
Но вернемся к будущим депутатам. Вся эта необученная, неорганизованная масса должна будет со всей серьезностью сразу же приступить не только к вопросам финансовым, но и к кадровым. По закону нынешние главы районных администраций снимают с себя полномочия, а все сотрудники пишут заявление об уходе. И всё это должно случиться до 31 декабря.
Представьте ситуацию: идет важнейший процесс принятия бюджета, а главу представительной власти района по основному месту работы отсылают в срочную командировку. Что человек будет выбирать: реальную зарплату и стабильность или общественные поручения?
Взамен старого состава депутаты начнут формирование нового через назначение исполнительного руководителя администрации района. Примерно с 1 октября райсоветы начнут принимать заявления от соискателей на эту должность. Далее комиссия, состоящая наполовину из депутатов и наполовину из представителей администрации города, будет проводить собеседования и выявлять достойнейшего. В срок до 7 декабря в каждом районе должен быть назначен руководитель администрации, который возьмет на себя все оперативные функции по управлению районом, а также исполнение бюджета.
Но самое малопонятное в этой истории, как всё это вышеперечисленное будет исполняться. Ведь по закону все депутаты, в том числе и председатель районного совета, работают на неосвобожденной основе и денег за свою работу не получают. Представьте себе ситуацию: идет важнейший процесс принятия бюджета, а главу представительной власти района по основному месту работы отсылают в срочную командировку или еще какую-нибудь срочную задачку вешают. Что человек будет выбирать: реальную зарплату и стабильность или общественные поручения?
Или еще один факт. У райсоветов полностью отсутствует управленческий аппарат. То есть тот самый орган, который обрабатывает документацию, ведает сбором, учетом и протоколами всех заседаний, который занимается правильным оформлением решений райсовета с точки зрения права и здравого смысла и прочими оргвопросами. Пока, по словам нашего источника, этот вопрос выпал из поля зрения апологетов реформы местного самоуправления. Вероятно, будет создаваться отдельный сектор по взаимодействию с райсоветами в недрах районных администраций, который и возьмет на себя эти функции, но это всего лишь досужие предположения.
Городская дума 5-го созыва завершает свою работу. Через две недели с небольшим депутаты сложат с себя полномочия, уступив свои кресла новым избранникам народа. В 2004 году депутаты думы 4-го созыва из-за противостояния с администрацией Георгия Лиманского приняли бюджет города с опозданием чуть ли не в 3 месяца. И это нанесло заметный удар по экономике города, потому что не принимались программы, не финансировались работы. Нынешние депутаты позаботились о том, чтобы таких проблем у новоизбранных не было. Хватит ли этого для того, чтобы новая система городской власти не наломала дров, покажет время.
Текст: Анастасия Кнор