Новая транспортная схема СТА. Итоги исследования и предложения по изменению

ДГ разбирает новую транспортную схему. Часть 5. Предложения: метро, трамваи и троллейбусы, выделенные полосы

 1 251

Автор: Редакция

.

,

ДГ ознакомился с результатами масштабного исследования общественного транспорта Самары и Самарской области и предложениями по его реформированию, разработанными московским Центром экономики инфраструктуры по заказу Минтранса Самарской области.

В новую транспортную схему входит строительство нескольких транспортно-пересадочных узлов в Самаре и Тольятти, строительство новых ж/д путей и перенос станций, обособление трамвайных путей, изменение маршрутов автобусов в Самаре и Тольятти. Стоимость реализации предложений — от 25 до 62 млрд рублей.

Схема пока не принята минтрансом для реализации, но сейчас это важнейшая отправная точка для любых планов и мероприятий, связанных с общественным транспортом в регионе. Мы проанализировали доклад ЦЭИ и пересказываем его содержание для читателей.

Исследование огромное, так что мы разбили свое изложение на несколько частей для удобства чтения. Сейчас вы читаете пятую часть — о том, как планируют обновить метро, трамваи и троллейбусы, а также создать выделенные полосы.

Метро

У экспертов ЦЭИ нет иллюзий в отношении развития метро в Самаре. Эксперты предлагают просто завершить то, что уже начато: достроить оборотные тупики на Алабинской (1,7 млрд руб.), отремонтировать на ней и на других станциях вестибюли и эскалаторы (700 млн руб.), ну и в качестве расширенного сценария — построить станцию Самарская (7 млрд руб. вместе с тоннелями).

Трамвайные пути: реконструкция

Трамвай — другое дело. Экономичные и эффективные трамваи — основа маршрутной сети общественного транспорта в Самаре.

Основной задачей в отношении трамвайной инфраструктуры эксперты ЦЭИ считают обособление трамвайных путей. «Без обособления трамвайных путей невозможно обеспечение надёжности трамвайного сообщения», — подчеркивается в докладе.

Анализ задержек и скоростей движения трамваев в Самаре показал, пишут эксперты, что количество задержек, время задержек, количество задержанных вагонов и простой существенно выше в случае совмещённого пути, чем в случае обособленного пути, при сопоставимой протяженности соответствующих участков сети (сейчас обособленные участи составляют 55% от общей протяженности трамвайных путей в Самаре).

Вот как различается скорость трамваев по Самаре.

Скорость трамваев по Самаре

А вот где было больше всего задержек.

Задержки трамваев по Самаре

Простой вагонов на совмещенных путях, по оценке ЦЭИ, в октябре-ноябре 2019 года оказался в 10 раз больше, чем на обособленных. Учитывались только ДТП и другие препятствия к движению, без учета поломок вагонов. За два месяца на совмещенных путях трамваи застревали 164 раза, а на обособленных — 50 раз.

В базовом — минимально необходимом — сценарии обособлять трамвайные пути надо во всем центре Самары: на улицах Полевая, Галактионовская, Арцыбушевская, Красноармейская, Фрунзе, Венцека, Пионерская, Чапаевская, Урицкого, Пензенская (от Урицкого до Дачной), Дачная, Мичурина и других. Почти везде это требует ограничения притротуарной парковки.

Количество полос, которые после этого останутся для движения автомобилей, зависит от конкретных условий.

Так, на Полевой, Пионерской, Урицкого для движения останется по одной полосе — без парковки. На Галактионовской и Арцыбушевской тоже по одной, но на отдельных участках — вне посадочных платформ — парковку удастся сохранить.

На Партизанской, Аэродромной, Гагарина удастся сохранить текущее количество полос, но при условии запрета парковки. В общем, работа ювелирная. Стоимость обособления в исследовании тоже рассчитана для каждого отдельного участка — от 6 до 54 млн за участок дороги.

В расширенном сценарии обособление распространяется на трамвайные пути в Кировском районе — на Олимпийской, пр. Кирова и т.д.

Дороже обойдется полная реконструкция трамвайных путей со строительством посадочных платформ — сейчас их в Самаре нет, констатируют исследователи ЦЭИ.
Так, строительство платформ на протяжении путей по проспекту Ленина, Ново-Садовой, Демократический и Ташкентской эксперты оценили в 1,2 млрд руб. А реконструкцию путей и строительство платформ на территории Самарского и Ленинского районов, от Фрунзе до Полевой, — в 2,4 млрд руб.

Общая оценка затрат на реконструкцию трамвайной инфраструктуры на весь город — от 3,1 до 4,3 млрд руб. в зависимости от масштаба мероприятий.

Потребуется также реконструкция тяговых подстанций — на общую сумму от 800 млн до 3 млрд руб. в зависимости от их количества.

Строительство новых участков путей тоже предполагается.

Трамвайные пути: строительство

Базовый вариант — участки к Хлебной площади (126 млн руб.) и от нее на территорию Стрелки — в случае ее редевелопмента (330 млн руб.). Впрочем, пока никаких предпосылок к редевелопменту не видно.

В расширенном сценарии описывается строительство путей по ул. Карла Маркса — вдоль обетованной магистрали Центральная. Цена вопроса — 5,2 млрд.

Еще один вариант — трамвайная линия в Волгарь и Южный город вдоль Кряжского шоссе. Стоимость — 5 млрд руб. Вариант вдоль Южного шоссе тоже предполагается, оценивается в 3,7 млрд.

Троллейбусные сети

План ЦЭИ не предусматривает перенос или обустройство новых троллейбусных сетей. В него заложена только реконструкция сетей (в базовом сценарии, стоимость — 2 млрд руб.) и троллейбусных депо (в расширенном сценарии, стоимость также 2 млрд рублей).

Выделенные полосы

Для сокращения влияния пробок на работу общественного транспорта необходимо обустраивать выделенные полосы безрельсового транспорта, констатируют эксперты. Сейчас их в Самаре, можно сказать, нет: участок Московского шоссе от 24 км до Ташкентской протяженностью 7,5 км и несколько коротких, по 100-900 метров, участков по городу — вроде ул. Агибалова.
Эксперты ЦЭИ сформировали масштабные предложения по выделенным полосам. Особенно радикальной выглядит идея пустить общественный транспорт по оси Московского шоссе, а не по правым полосам (с сохранением действуюших правых полос на участке от 23 км до Ташкентской).

Вот где предлагается устроить выделенные полосы в Самаре согласно базовому, минимальному варианту.

— Ось Московского шоссе — от пр. Кирова до ул. Луначарского.
— Правые полосы Московского шоссе — от Луначарского до Мичурина
— Правые полосы ул. Мичурина — от Московского шоссе до ул. Клинической. На участке от Клинической до Полевой — выделенная совмещенная трамвайно-автобусная полоса.
— Правые полосы ул. Авроры — от ул. Промышленности до ул. Гагарина
— Правые полосы ул. Шоссейная, Кряжская и Фрунзенского моста — от начала моста до ул. Уральская
— Правые полосы ул. Самарская — от ул. Полевой до ул. Венцека
— Правые полосы пр. Масленникова — от Московского шоссе до Ново-Садовой (предполагается реконструкция ул. Луначарского и перенаправление на нее автомобильного потока)
— Правые полосы ул. Гагарина — от Московского шоссе до Авроры
— Правые полосы ул. Революционная — от ул. Гагарина до Московского шоссе (предполагается реконструкция пр. Митерева и перенаправление туда автомобильного потока)
— Правые полосы пр. Кирова — от Ново-Садовой до ул. Молодежной и от ул. Победы до Заводского шоссе
— Правые полосы ул. Физкультурная — от ул. Севастопольская до пр. Кирова
— Правые полосы Зубчаниновского шоссе — от Товарной до Магистральной.

Максимальный сценарий предполагает выделение полос также и на участке ул. Аврора от Гагарина до Московского шоссе, на ее проектируемом участке от Московского шоссе до Ново-Садовой (если он будет построен, разумеется) и на пр. Кирова от Ново-Садовой до Победы.

Предполагается, что выделение полос должно сопровождаться внедрением системы динамической адаптации фаз светофорных объектов, которая будет обеспечивать приоритетный проезд трамваев через перекрестки. Для этого на перекрестках должны быть внедрены детекторы подвижного состава (это кроме датчиков GPS/ГЛОНАСС на транспортных средствах), а управлять всем этим должна Интеллектуальная Транспортная Система.

Читайте также:

HYPER_COMM

comments powered by HyperComments

HYPER_COMM