КУЙБЫШЕВ АВИАЦИОННЫЙ

Квартал на Московском шоссе: военно-морское училище летчиков-истребителей, штаб ВВС ПриВО и памятник МиГу-17

 1 997

Автор: Редакция

.




,

Если судьба занесет вас на улицу Маломосковскую, то вы наверняка обратите внимание на большое четырехэтажное здание между улицами Революционной и Ерошевского.

Невооруженным взглядом видно, что оно имеет отношение к военному ведомству. После нескольких минут поиска информации в интернете вы узнаете, что в этой сталинке с адресом Московское шоссе, 24 находился штаб ВВС Приволжского военного округа.

Но строилось это здание не для ПриВО, а для летного училища. Строилось в те годы, когда район улицы Маломосковской был медвежьим углом и только начинал осваиваться.

Историю этого военного учебного заведения изучил читатель ДГ Юрий Григорьевич Клюшин. Мы делимся с вами его исследованием.

Морские летчики в селе Борское

Недавно я прочел очень интересные воспоминания инженер-полковника Анатолия Григорьевича Бойко «56 лет в авиации Советского Союза».


Инженер-полковник Анатолий Бойко

Это мемуары человека, на глазах которого рождалась и росла авиация СССР, человека, учившегося у конструктора самолетов Н.П. Поликарпова, работавшего с Генеральными конструкторами А.Н. Туполевым и Н.Д. Кузнецовым, общавшегося с легендарным летчиком Валерием Чкаловым.

Впервые в Куйбышевскую область Анатолий Бойко прибыл в ноябре 1942 года. Тогда в село Борское было эвакуировано Ейское военно-морское авиационное училище летчиков им. Сталина. Впрочем, через год это учебное заведение вернулось обратно в Ейск.

Морские летчики в Куйбышеве

В 1955 году руководство ВС СССР приняло решение перебазировать один полк Ейского ВМАУ им. Сталина в Куйбышевскую область и создать на его базе 12-е Военно-морское училище летчиков-истребителей.

Начальником училища был назначен Герой Советского Союза генерал-майор авиации Михаил Иванович Буркин, летчик морской авиации. Штабом руководил полковник В.М. Шарай.


Генерал-майор авиации Михаил Буркин

Анатолий Бойко вспоминает: «В 1955 году я был назначен начальником цикла по воздушно-стрелковой подготовке вновь создаваемого училища. Приходилось начинать все с нуля. Один учебный полк создавался у станции «Толкай», около села Кинель-Черкассы, второй около Новокуйбышевска. Штаб училища и учебно-летный отдел должны были находиться в Куйбышеве».

В мае 1955-го из Ейска прибыли личный состав и техника – 130 курсантов 3-го курса вместе со своими строевыми командирами и самолетами. Без раскачки приступили к наземной подготовке, изучению инструкций и руководств, района полетов.

Летали с грунтового аэродрома «Толкай» эскадрильями, график полетов был плотный, дорожили каждой минутой стартового времени.


1955 год. Первые полеты на аэродроме близ села Толкай. Крайний справа — Анатолий Бойко.

С самого начала руководство училища столкнулось с трудностями: не было аэродромов для эксплуатации реактивных самолетов, не было учебных корпусов, отсутствовало жилье для постоянного состава и курсантов.

Анатолий Бойко вспоминает: «В Куйбышеве место для учебных корпусов было выделено между теперешними улицами Революционной, Ерошевского, Подшипниковой и Московским шоссе. Правда, в то время этих улиц еще не было, а на этом месте была «толкучка», куда в выходные дни съезжались люди со всей области.


Первая половина 1960-х годов. Вид из окон Дома летчиков в сторону улицы Мичурина.

Первоначально постоянный состав жил в палатках, а с наступлением холодов вынужден был идти на частные квартиры, которые офицерам с детьми снять было сложно. В гарнизонах жилье строили своими силами. В Куйбышеве был построен для преподавателей училища и семей 4-этажный дом, и мы зажили по-человечески…».

Эта монументальная сталинка, выделяющаяся на фоне окружающих ее типовых жилых домов, в 1960-х годах имела народное название Дом летчиков (Подшипниковая, 19 / Ерошевского, 92).

Жизнь в Доме летчиков

Наша семья заселилась сюда в 1958 году, когда мне было шесть лет. В нашем доме было много детей — в каждой семье военных было по 2-3 ребенка. Часто во дворе дома одновременно собирались дети разных возрастов — играли в игры, названия некоторых неизвестны нынешним подросткам.

Самые маленькие играли в классики или прятки, в секрет. Десятилетние – в штандер, вышибалы или ножички, мальчишки постарше – в пристенок, за углом, подальше от взрослых. Выигрышем служили сплющенные пивные пробки, которые ставились столбиком и разбивались битой, но на деньги не играли.

Мальчишки часто перелезали через забор на территорию училища и общались с курсантами на спортплощадке или смотрели кино в солдатской казарме – это называлось «пойти на территорию».

Ну а старшие – 14-15-летние – играли в городки и лапту, но больше в футбол, волейбол или зимой гоняли шайбу. Жили дружно – и дети, и взрослые, каждый год выходили на субботник, сажали и поливали деревья. В доме не было хулиганов или любителей выпить. Позже, после окончания школы, практически все поступили в институты.

Наши детские годы беззаботно прошли под песни курсантов и солдат на вечерней прогулке – под «Катюшу», «Солдаты, в путь» и духовой оркестр на строевом плацу».

В 2018 году на Доме летчиков установили мемориальную доску, на которой перечислены фамилии всех участников Великой Отечественной войны, в том числе преподавателей училища, живших в доме в разное время.

Летное училище встает на крыло

Вернемся к воспоминаниям Анатолия Бойко: «В 1956 году достроили учебный корпус с просторными классами, аудиториями и спортивным залом.

На первом этаже училища находилась типография, выпускавшая свою газету, художественная библиотека и концертный зал. На втором и третьем этажах находились учебные классы и казармы для курсантов. На 4-м этаже техническая библиотека и большой спортивный зал.

На территории училища разместились автопарк, столовая для преподавательского и курсантского состава и двухэтажная казарма для разных служб училища.

Когда наши курсанты в морской форме  впервые прошли на военном параде по центральной площади города, жители были удивлены, что в Куйбышеве появились морские летчики».

Костяк преподавательского состава училища составляли опытные офицеры, прибывшие из Ейского училища морской авиации, одного из старейших летных училищ СССР.

Полковник М.М. Жуков и подполковник Н.Ф. Шишацкий обучали курсантов штурманскому делу, подполковник А.П. Головин вел курс теории полета и аэродинамики самолета. Курсанты очень уважали его за глубокое знание предмета.

Подполковник Н.П. Герасимов обучал курсантов тактике воздушного боя, майор Ш.М. Двоскин – эксплуатации стрелково-пушечного вооружения. Начальник метеослужбы училища подполковник В.П. Альфонсов читал курс авиационной метеорологии, парашютной службой заведовал майор В.М. Бильдий, имевший более 300 прыжков.

Воздушно-стрелковой подготовкой с курсантами занимался полковник А.Г. Бойко. Одевал и обувал курсантов майор Г.М. Мерзликин, начальник вещевой службы.

На аэродромах Куйбышевской области

Летная подготовка курсантов проходила на учебных аэродромах «Толкай» и «Звезда».
Курсантов учили опытные летчики-инструкторы, многие из них прошли Великую Отечественную.

Обучение полету начиналось с освоения поршневого самолета Як-18 и Як-11 (Як-3У), затем приступали к изучению реактивного истребителя Миг-15УТИ.


Учебно-тренировочный истребитель Миг-15УТИ. Вылет с курсантом. Источник фото

Сначала курсанты летали с инструкторами на учебно-тренировочном Миг-15УТИ, а после, по мере овладения техникой пилотирования, допускались к самостоятельным полетам, затем начинали полеты на боевом истребителе МиГ-15.

Первый выпуск 130 летчиков из училища состоялся в мае 1956 года – доучились курсанты 3-го курса, прибывшие из Ейска в 1955 году. Они получили направления к месту службы на Северный Флот.

Переход в ведение ПриВО

В середине 1950-х годов в Вооруженных Силах СССР произошла ликвидация морской истребительной авиации. Полки морских летчиков с 1956 года стали передаваться в сухопутные ВВС и ПВО. Туда же передавались и авиационные училища.

Приказом Министра обороны от 10 июля 1956 года № 00119 и 12-е военно-морское авиационное училище было передано в состав ВВС Приволжского военного округа.

В декабре 1958 года начальник училища генерал-майор авиации Михаил Иванович Буркин по выслуге лет вышел в отставку, его пост занял полковник В.М. Шарай, бывший до этого начальником штаба.

Михаил Буркин остался жить в Куйбышеве, принимал активное участие в работе с ветеранами и молодежью, умер в январе 2001 года в возрасте 92 лет. Его похоронили на аллее Героев городского кладбища.

В 1958 году командирами учебных авиаполков в «Толкае» и «Звезде» были полковник И.И. Чикин и Герой Советского Союза полковник В.С. Хальзов.


Полетная карта аэродром «Звезда» — Саратов.

Кроме этих аэродромов училище использовало еще и аэродромы в Коноваловке, Троекуровке и аэродром «Кряж».

Учебный процесс продолжался, в 1958 году в училище стали поступать самолеты Миг-17.

Внеучебная жизнь курсантов

Жизнь курсантов не замыкалась только учебными классами, полетами и стрельбами на полигоне – командование уделяло большое внимание внеучебным занятиям.

Татьяна Николаевна Мартынова, работавшая тогда в библиотеке училища, вспоминает : «У нас работал танцевальный кружок. Драматический кружок вел артист из Куйбышевского драмтеатра. С постановками труппа училища приглашалась в дом культуры 4-го ГПЗ.

Так же в училище был хор, в котором помимо курсантов пели преподаватели и члены их семей. Хор часто принимал участие в смотре самодеятельности воинских частей гарнизона.

Особый интерес проявляли курсанты к танцам, которые устраивались в клубах предприятий и парках города – там они в первые годы существования училища щеголяли в морской форме, что в сухопутном Куйбышеве смотрелось необычно».

Анатолий Бойко вспоминает: «В 1958 году училище подготовило к выпуску 160 летчиков-истребителей. Накануне выпускных экзаменов прибыла комиссия из Москвы.

Выпускные экзамены показали, что летно-технический и преподавательский состав выдержал испытания формирования коллектива и может переходить к увеличению выпуска курсантов. Уже на следующий год план по выпуску летчиков-истребителей был увеличен в два раза».

Училище напряженно работало – в учебных классах курсанты изучали конструкцию самолета, устройство реактивных двигателей РД-45Ф и ВК-1, ракетно-пушечное вооружение, средства связи и навигации, теоретические дисциплины.

На полигоне и в отведенной училищу воздушной зоне отрабатывались полеты строем, элементы воздушного боя, боевая стрельба по воздушному конусу и наземным целям, совершали прыжки с парашютом.

Хрущевская реформа армии

Анатолий Бойко : «Наступил 1960-й год. Очередной поток курсантов успешно сдал теоретическую программу и летную подготовку. Стрельбы по воздушным и наземным целям прошли без летных происшествий.

Вещевая служба училища заканчивает шить офицерскую форму. Московская комиссия осталась довольна результатами выпускных экзаменов и отбыла в столицу для подписания приказа на присвоение первого офицерского звания курсантам и назначение на места службы. Все училище находилось в ожидании такого события.


Офицеры училища в 1959 году.

Но неожиданно из Москвы приходит телеграмма. В ней указывалось, что выпускникам 12-го военно-морского авиационного училища присваивается воинское звание «младший лейтенант» и они, все 300 выпускников, увольняются в запас. Это был страшный удар. Рушились все планы. Шокированы были все».

15 января 1960 года Верховный Совет СССР без обсуждения утвердил Закон «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР». Из армии и флота должны были уволить 1,2 миллиона  солдат и офицеров.

Анатолий Григорьевич в своих воспоминаниях не пишет, как об этом сообщили выпускникам. Многие демобилизованные в 1960 году курсанты военных училищ вспоминали, что на торжественном построении на плацу командование сначала зачитывало приказ Министра обороны о присвоении лейтенантских званий, а затем сразу приказ об увольнении молодых офицеров в запас.

Итак, училище подлежало расформированию. Под сокращение попало много офицеров. Летно-технический и преподавательский состав также увольнялся в запас.

Так в стенах красивого монументального здания на Московском шоссе, 24 закончилась короткая, но интересная история Куйбышевского летного училища. Людям, научившимся летать в небе над Волгой и разбросанным судьбой по всем республикам бывшего СССР, уже давно за восемьдесят, но курсантскую жизнь они наверняка помнят.

В том же 1960 году на базе расформированного 114-го учебного авиаполка училища в Толкае был создан авиационный учебно-тренировочный центр ДОСААФ СССР, начавший готовить летчиков запаса.

К новому учебному центру отошла материальная база учебного полка – самолеты, техника, жилой и казарменный фонд. Преподавательский и инструкторский штат составили уволенные в запас офицеры летного училища.

Начальником Центра был назначен Герой Советского Союза полковник Виктор Степанович Хальзов, командовавший учебным авиаполком училища на аэродроме «Звезда».



Виктор Хальзов

В 1993-м авиационный УТЦ ДОСААФ им. Хальзова был расформирован, а в 2000-х аэродром, как многие военные аэродромы, был заброшен. Та же участь постигла аэродром «Звезда» близ города Чапаевска — все сооружения снесены, сейчас на месте аэродрома осталась только бетонная взлетная полоса в голом поле.

Жизнь после расформирования

Инженер-полковник Бойко в 52 года вынужден был начать строить новую жизнь. Анатолий Григорьевич вспоминал:

«Демобилизованных из армии в Куйбышеве были десятки тысяч. Моя военная специальность оказалась ненужной. Пришлось долго искать работу — ходить по заводам, райисполкомам. В Куйбышевском авиационном институте предлагали должность лаборанта, на 18-м заводе (ныне «Авиакор» — прим. ред.) должность мастера в три смены или контрольного мастера.

Работу нашел на ГПЗ-4 — предложили должность начальника бюро технического контроля. Поработав на заводе, в 1965 году я перешел в Куйбышевский авиационный институт на должность инженера-исследователя в лабораторию № 1 кафедры конструирования и проектирования двигателей летательных аппаратов».


Ветераны училища в 1975 году

После расформирования летного училища часть офицеров с семьями уехали, а в Доме летчиков появились новые жильцы – офицеры из разных воинских частей.

Что касается бывшего здания летного училища, то его заняли военные, тоже связанные с небом, – управление 28-й дивизии ПВО, сформированной в 1963 году. В состав дивизии входили и летчики 683-го истребительного авиаполка в Бобровке, которым командовал боевой летчик полковник Н.К. Желтов, с 1964 года проживавший в Доме летчиков.

Одновременно в здании училища долгое время находился штаб ВВС Приволжского военного округа.

В 1998 году 28-я дивизия ПВО была расформирована, начался период реформирования этого вида Вооруженных Сил, несколько лет военный городок пустовал. В декабре 2014 была сформирована 76-я дивизия ПВО, штаб и подразделения которой разместились в здании бывшего летного училища.

В настоящее время на территории 14-го военного городка кроме штаба и служб дивизии находятся штаб 568-го зенитно-ракетного полка этой дивизии, военный суд и прокуратура Самарского гарнизона.

В 2021 году в рамках реализации проекта «Памяти Героев», поддержанного Фондом Президентских грантов, на фасаде бывшего 12-го ВМАУ на Московском шоссе установили мемориальную доску в память о четырех Героях Советского Союза, работавших в этом здании, — Михаиле Буркине, Викторе Хальзова, Федоре Сафонове и Анатолии Балдине.

МиГ-17. От Московского шоссе к Николаевскому проспекту

Много лет на территории бывшего летного училища у левого крыла его главного корпуса стоял самолет МиГ-17.

В 1980-х годах, в одну из годовщин Победы в Великой Отечественной войне, истребитель установили на постамент, где он и простоял до 2021 года.

Тогда командование 76-й дивизии ПВО согласилось передать МиГ-17 городу, СМИ сообщали, что с администрацией уже согласовано место установки самолета — близ перекрестка Московского шоссе и улицы Маломосковской напротив Самарского университета им. Королева.

Но в итоге в июне 2022 года самолет был установлен за пределами Самары — на Николаевском проспекте в микрорайоне Южный город.

Вместо заключения

Решением суда Октябрьского района Самары в феврале 2020 года здание летного училища было признано аварийным и его эксплуатация запрещена.

Решение о его капитальном ремонте пока не принято. Часто бывает, что снос главного здания военного городка ведет к полной зачистке его территории и последующей застройке. В забвение может уйти еще одна страница военной истории Куйбышева — Самары.

Надеюсь, что этого не произойдет.


Осталось очень мало информации о кадровом составе Куйбышевского летного училища, воспоминаний, фотографий, поэтому возможны незначительные ошибки и неточности. Дополнения и уточнения буду приняты с благодарностью.

Воспоминания «56 лет в Советской авиации» и фотографии из личного архива предоставила дочь полковника Бойко Татьяна Анатольевна.

Также в материале использованы фотографии С.Г. Мартыновой, И.А. Дмитриевой, Ю.Г. Клюшина.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте