Фоторепортаж об автобусной экскурсии по самым отдаленным районам города

 2 909

Автор: Андрей Артёмов

Зимний воскресный полдень 11 декабря был бы рядовым, если бы не волшебный школьный автобус, увезший 15 смельчаков навстречу неизведанному. Неизведанному, а потому манящему.


Местом старта был выбран вход в парк Щорса. Сто лет назад — самая что ни на есть окраина города. Перенеслись бы мы в 1916 год и оглянулись по сторонам, что бы мы увидели? На месте парка — Всесвятское кладбище, напротив, на другой стороне нынешней улицы Урицкого, — сад купца Матвея Чаковского.

Скриншот 15.12.2016 103749

В районе нынешней Крымской площади начинался посёлок с романтическим названием Закладбищенский. Городской отшиб, окраина, населённый самыми отъявленными бедняками. Вот по таким прекрасным местам пролёг первый километр нашей экскурсии. Но это были, как говорится, ещё цветочки. Пати-бас стремительно увозил нас от цивилизации.

Музыкальное сопровождение нашей экскурсии составили песни с диска «Фураги. Антология куйбышевской дворовой песни» с подкреплениями в виде Владимира Высоцкого и Аркадия Северного. За барной стойкой улучшал настроение и аппетит экскурсантов журналист ДГ Антон Черепок. Из уютного мира пати-баса мы вырывались только ради того, чтобы поглядеть на достопримечательности. Первая из них не заставила себя ждать.

Пересечение улиц Клинической и Авиационной. 150 метров до границы городского кладбища. Буферная зона между посёлками Верхние и Нижние Ямы. Частный сектор вперемешку с промзоной. Жизнь в эту местность пришла, по всей видимости, в годы Великой Отечественной войны. Население Куйбышева стремительно увеличивалось, осваивались новые, свободные территории.

Скриншот 15.12.2016 110819

Окончательная интеграция этого района в городскую среду произошла в конце 1950-х годов. Во-первых, открылся кинотеатр «Искра», во-вторых, сюда была проложена троллейбусная ветка (маршрут № 9). Она существовала до 1983 года, когда стала мешать строительству микрорайона Кузнецова и была демонтирована.

В лёгкой и непринуждённой атмосфере движемся к еще более «наваристым» курмышам. В предвкушении встречи с ними господа экскурсанты поближе познакомились с развлекательными возможностями пати-баса (не один пилон не пострадал — прим. авт.).

Но вот и он! Район, о котором все слышали, но мало кто бывал. Да, это Толевый. Посёлок, рождённый Куйбышевским толеворубероидным заводом. А ведь предприятие — ровесник первой пятилетки! И до сих пор на плаву, что приятно. Пока многие промышленные титаны Куйбышева остались лишь в мифах и легендах, «Мягкая кровля» по-прежнему делает своё мягкое дело. Правда, кое на что у завода сил и средств не хватило.

Время и экономическая обстановка в стране не пощадили ДК «Знамя», главный очаг культуры на побережье Самарки. Построенный в 1949 году, он являлся ярким примером сталинской неоклассики. Колонны ионического ордера, пилястры, богатая лепнина… Мы не удержались и заглянули внутрь этих копий Мории, несмотря на противоречивый запах.

Но перед тем, как проникнуть в погасший очаг культуры, мы прослушали краткую лекцию от аборигенов, мигрировавших к нашей группе от ближайшего бакалейного магазинчика. По их сообщению, раньше в ДК было всё: от спортзала до станции юннатов, от библиотеки до балетной студии…

Наши перемещения по ДК «Знамя» разбудили местного Барлога, который, к счастью, оказался дружелюбным. Мы же отправились к ещё одной достопримечательности Толевого — легендарному лосю, над которым, слава богам, время не властно.

Несмотря на визит непонятной экскурсии (местные бабушки приняли нас за комиссию «из города» и стали обсуждать возможность сноса местных двухэтажек), Толевый продолжал жить своей размеренной жизнью.

Выпив и закусив за его благополучие, мы двинулись дальше. За окнами пати-баса мелькали Чуваши, Машстрой, был преодолён мост на XXII Партсъезда, и вот мы оказались на Заводском шоссе. Тотальная промзона, место, где птицы не поют и деревья не растут. Но даже в этой заводско-складской пустыне есть оазисы жилой застройки. Например, маленький посёлок при СИЗО № 1, что на Садовом проезде. Здесь мы совершаем небольшую остановку и лицезреем суровые индустриальные красоты.

Но вот мы опять на Заводском шоссе. Пати-бас героически преодолел все преграды и радуется относительно нормальным дорожным условиям. Посему мы с межгалактической скоростью приближаемся к сердцу Самары космической.

IMG_8370

Преодолев проспект Кирова, мы попадаем в Юнгородок. Именно тут, на краю света, куётся космическое сегодня и завтра нашего славного города. Но так как на дворе был выходной день, то стройных рядов инженеров и рабочих, шагающих к заводской проходной, мы не увидели. Зато около фабрики-кухни завода «Прогресс» нас встретил местный котишка. Весьма милый и пушистый.

По счастью, один из экскурсантов целый год отработал на предприятии и поделился историями из своего инженерного прошлого. А мы от «Прогресса» направились к «Авиакору», размышляя над тем, каково назначение полукруглой сферы над одним из заводских корпусов.

Мало кто знает, но знаменитый Ил-2 с кольца Московского шоссе и проспекта Кирова какое-то время стоял у проходной «Авиакора». Ныне из достопримечательностей здесь лишь заброшенная заводская поликлиника.

Тем временем парадный, выгодно контрастирующий с местным пейзажем пати-бас привлёк внимание аборигенов из близлежащей разливайки. «Заходите, все уважаемые люди уже здесь!» — говорили они. Но мы остались непреклонны. Время нашей экскурсии истекало, а нужно было ещё провести розыгрыш призов, предоставленных:

Мы же от лица ДГ презентовали всем по КОТкрытке!


Фотографии: Дария Григоревская

За самыми интересными культурными событиями Самары следите здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте