ПРОСТО КОСМОС. История самарского кумысолечения
1 064
Если верить Геродоту, древние скифы тщательно оберегали секрет изготовления кумыса. Хочешь месить кобылье молоко в деревянной кадке — не вопрос, но будь готов, что глаза тебе предварительно выколют. Пусть лучше в резюме сразу будет написано, что ты Затоичи, чем секрет уйдет на сторону, к оседлым варварам.
Текст: Вадим Кузнецов
Фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук, который путешествовал в 1253-55 гг по поручению французского короля Людовика IX в далекую и опасную Монголию, подробно описывал местные ритуалы пития кумыса, который он называл в своей книге не иначе как cosmos.
“…Кумыс стоит всегда внизу у дома, пред входом в дверь, и возле него стоит гитарист со своей маленькой гитарой… И когда господин начинает пить, то один из слуг возглашает громким голосом: «Га!» И гитарист ударяет о гитару, и все начинают плясать, мужчины пред лицом господина, а женщины пред лицом госпожи. Когда же господин допьет, то слуга восклицает, как прежде — “Га!”, и гитарист замолкает. Тогда все кругом, и мужчины, и женщины, пьют, при этом пьют они иногда очень гадко и с жадностью. И когда они хотят побудить кого-нибудь к питью, то хватают его за уши и сильно тянут, чтобы расширить ему горло, и рукоплещут и пляшут пред его лицом. Точно так же, когда они хотят сделать кому-нибудь большой праздник и радость, один берет полную чашу, а двое других становятся направо и налево от него, и таким образом они трое идут с пением и пляской к тому лицу, которому они должны подать чашу, и поют и пляшут пред его лицом; а когда он протянет руку для принятия чаши, они внезапно отскакивают и снова возвращаются, как прежде, и издеваются над ним таким образом, отнимая у него чашу три или четыре раза, пока он не развеселится хорошенько и не почувствует хорошего аппетита. Тогда они подают ему чашу, поют, хлопают в ладоши и ударяют ногами, пока он не выпьет…”
Мы можем только представлять, про какой именно кумыс рассказывает фламандский путешественник. Современные кумысные напитки содержат обычно от 0,2% до 4,5 % спирта, а легендарный казахский «асау кумыс» — больше 40%.
Собственно, и сам де Рубрук упоминает про какой-то «каракосмос» («черный космос»: в смысле, «черный кумыс»), но мы, пожалуй, слишком увлеклись алкогольным дискурсом.
Рассказ, на самом деле, будет про здоровый образ жизни. И ещё — про кумысолечение.
Про лечебные свойства кумыса было известно издревле, но первая настоящая профессиональная кумысолечебница появилась на планете в 1854 году, и произошло это в селе Богдановка нынешней Самарской области.
Четыре года спустя 37-летний старший врач самарской губернской больницы Нестор Постников открыл в шести верстах от Самары за Винным оврагом (теперь он называется, как вы знаете, Постниковым) вторую кумысолечебницу. При содействии губернатора Грота доктор Нестор получил от городской управы в грошовую аренду сроком на 24 года 19 десятин земли для постройки лечебницы и около 700 десятин пастбищных угодий в 16 верстах от города (тоже на 24 года). На деньги из полученного на 15 лет кредита Постников начал строительство, а на собственные — выписал из под Уральска табун молодых кобылиц.
Новый санаторий мгновенно стал одной из главных самарских достопримечательностей. Туберкулеза в те годы боялся каждый, а кумыс, согласно статистике, помогал на его начальных стадиях с вероятностью в 50-70%.
На территории санатория были построены комфортные домики дачного типа, больничные кабинеты, концертный зал, буфет, конюшня. Рядом с домиками стояли 12 войлочных юрт, где гостям, собственно, и подавали кумыс.
Расценки были следующие. 25 рублей за шестинедельный курс лечения кумысом (объем напитка — по желанию, некоторые пили вёдрами). Если покупать в бутылках из под шампанского, то по 15 копеек за бутылку. Номер в санатории — 8 рублей с человека за месяц. Трехразовое питание в санатории — 17 рублей в месяц (основа рациона, разумеется, баранина). Плюс три рубля за стирку и рупь за обслугу. Набегало в итоге рублей на 80 с небольшим.
Бизнес процветал. В санатории отдыхали иностранцы, члены царского семейства и многие знаменитости. 24 года спустя доктор Нестор не только продлил аренду, но даже построил второй санаторий на тех землях за городом, где паслись все эти годы его кобылицы.
Но это были мелочи на фоне общественного и личного признания — орденов Анны III и II степени, ордена Владимира IV степени, бронзовой медали на Владимирской ленте, а также дворянского звания.
Женился доктор Нестор, кстати, на англичанке из Бирмингема по имени Мэри Джейн Виллингс, бывшей до этого фрейлиной самой королевы Виктории. Подробности этой романтической истории нам, к сожалению, не известны, но старший сын от этого брака — Сергей Несторович — стал в 1905 году самарским городским головой. После завершения им выполнения этих функций 85-летний отец (к тому моменту уже почти совсем ослепший) передал сыну руководство семейной кумысолечебницей.
В 1919 году советская власть лечебницу оприходовала и сделала из неё сначала детский санаторий, потом туберкулезный диспансер.
Но это было гораздо позднее, в конце же XIX столетия кумысная тема по-прежнему была трендовой. Уже в 1863 году всего в версте от санатория Постникова купец Аннаев открыл продажу кумыса для своих дачников, а спустя пару лет организовал собственный дом отдыха. Комнат там было поменьше (около 15), но зато они были на самом берегу Волги.
7 июня 1862 года в Самару прибыл в сопровождении слуги и двух крестьянских мальчиков 32-летний граф Лев Николаевич Толстой. Граф планировал лечиться на пансионе у Нестора Постникова, но обнаружив, что в санатории собрался весь понаехавший столичный бомонд, предпочел сбежать за 130 верст от города в башкирский хутор Караталык. Графу там очень понравилось. C утра до вечера он играл в шашки, охотился, ходил кушать бизнес-ланчи в православный Бузулук, тусил с “башкирами, от которых Геродотом пахнет”.
Два месяца в Заволжье произвели на графа настолько сильное впечатление, что десять лет спустя, будучи уже автором “Войны и мира”, Лев Николаевич вернулся в эти края, купил под Гавриловкой у полковника Тучкова 2500 десятин земли и организовал здесь летнее имение для всего семейства. Чтобы пить кумыс каждый день, граф специально нанял башкира Мухаммедшаха, чья войлочная кибитка стояла буквально в нескольких саженях от имения.
Способов кумысолечения в те годы было официально всего три. Официальные курорты-санатории, неофициальные усадьбы и кочевья и «езжай, батюшка, на Кавказ».
Из восьми официальных курортов четыре первых были на территории Самарской области (Постниковский, Богдановка, Аннаевка и еще не упомянутый ранее военный санаторий на Барбашиной поляне).
Усадьбы, кочевья и прочие радости — южнее. На Кубани, в Прибалтике и в Крыму.
Крым, как известно, в те годы был наш… Я это только подумал или написал?