Что известно об авиакатастрофе с участием самолета Як-52
2 477
25 июля в Самарской области разбился самолет Як-52. Инструктор и спортсмен, совершавшие учебно-тренировочный полет, погибли.
Видео было снято пользователем «ВКонтакте» Машенькой Натаровой.
Первые сообщения в СМИ о катастрофе появились примерно через час после падения.
25 июля 2015 в 15:28 Интерфакс сообщил о падении самолета Як-52 в Самарской области на огород. На тот момент сведений о погибших не поступало.
На следующий день старший помощник приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова сообщила корреспондентам Интерфакса о том, что вероятной причиной катастрофы послужила ошибка пилота, поскольку самолет упал во время выполнения фигур высшего пилотажа. Стало известно, что самолет вылетел с аэродрома Бобровка за 20 минут до катастрофы. Пилоты перед вылетом прошли медицинский осмотр.
26 июля Агентство Бизнес Новостей сообщило о том, что расследование будет вестись военной прокуратурой, так как оба пилота числились в школе ДОСААФ.
Что известно на данный момент
Катастрофа случилась в субботу в 13:39 по московскому времени в Нефтегорском районе Самарской области близ населенного пункта Утевка. Учебно-тренировочный самолет Як-52 упал на огород частного домовладения.
В результате крушения погиб пилот С.П. Балабаев 1963 года рождения и инструктор М.Д. Козлов 1972 года рождения. Как выяснилось позже, одним из погибших оказался главный конструктор самарского завода «Авиаагрегат» Михаил Козлов.
По мнению приволжской транспортной прокуратуры, катастрофа произошла по вине одного из пилотов. Это связано с тем, что самолет перед падением выполнял одну из фигур высшего пилотажа, а именно «петлю Нестерова», или «мертвую петлю».
По данным регионального МЧС, на земле жертв и разрушений в результате происшествия нет.
Что из себя представляет Як-52
Спортивно-тренировочный самолет Як-52 разработан в опытно-конструкторском бюро имени Александра Яковлева в 1974 году на базе пилотажного самолета Як-50 под руководством конструктора Вячеслава Кондратьева. Особенностью новой модели была, в частности, заново спроектированная топливная система, позволявшая совершать длительный перевернутый полет и выполнять фигуры высшего пилотажа с отрицательными перегрузками. Самолет оборудован двумя кабинами: передней — для обучаемого летчика и задней — для летчика-инструктора. При необходимости полеты может выполнять один летчик из первой кабины.
Як-52 предназначен для обучения летчиков в школах гражданской авиации и тренировки летного состава. Считается, что это единственный в мире учебно-тренировочный спортивно-пилотажный самолет, позволяющий обучить летчика «с нуля» и довести его до уровня мастера спорта по высшему пилотажу.
Какие ещё были авиакатастрофы с участием Як-52
Авиакатастрофа под Утевкой стала третьей за последние 10 лет катастрофой, произошедшей при участии Як-52, по данным сайта www.airdisaster.ru.
Катастрофа Як-52 ДОСААФ в районе а/д Калачево
19 сентября 2014 года в ходе тренировочного полета в рамках подготовки к планируемому в Челябинске чемпионату России по самолетному спорту на высоте около 1500 метров при выполнении фигуры высшего пилотажа «переворот на горке с углом 45°» в верхней точке произошел срыв в штопор. Самолет столкнулся с землей в 2 км от КТА и разрушился. Пилот Ирик Сайфутдинов погиб.
Катастрофа Як-52 Алданского АТСК ДОССАФ Саха (Якутия)
18 августа 2013 года пилот Алексей Сартаков выполнял показательный полет во время проходившего в районе Томмота фестиваля «Берег дружбы». При демонстрации пилотажных фигур над акваторией реки Алдан самолет перешел в сваливание на низкой высоте. После удара о воду его выбросило на каменистый берег. Самолет полностью разрушился, летчик погиб. Два человека, находившихся на берегу в непосредственной близости от места падения самолета, получили ранения.