ИСТОРИЯ ОДНОГО ДОМА

Всё, что известно об истории Дома с жар-птицей, участнике «Том Сойер Феста-2016»

 5 791

Автор: Андрей Артёмов

.


,

Совсем недавно руки волонтёров «Том Сойер Феста» дотянулись до одного из самых красивых деревянных домов старой Самары — знаменитого Дома с жар-птицей»  ДГ собрал всё, что известно о его непростой истории и архитектурных достоинствах.


Точный адрес Дома с жар-птицей — Льва Толстого 38, литера Е. В прошлом году в рамках «Том Сойер Феста» был восстановлен дом под номером 38, выходящий на красную линию.

Люди с головными уборами запечатлены на его стене неслучайно. По сообщению местной жительницы, до революции в доме находилась шляпная мастерская. Построен он был в конце 1860-х годов и вплоть до 1906 года принадлежал мещанскому семейству Повалиных. Для дореволюционной Самары случай нетипичный. Недвижимость тогда переходила из рук в руки достаточно часто.

Что самое любопытное, смена владельцев этого усадебного места произошла при трагических обстоятельствах. 21 октября 1905 года в 7 часов утра на Москательной улице в доме № 34 (ныне № 38 — прим. ред.) неизвестно кем с целью грабежа была убита самарская мещанка Дарья Ивановна Повалина 30 лет и нанесены тяжёлые раны Ивану Никитичу Повалину 70 лет и его племяннице Аграфене Васильевне Змейкиной 50 лет; причём злоумышленниками похищено денег 800 рублей.

Стоит отметить, что 800 рублей — сумма на начала XX века достаточно большая. Так, депутат первой государственной думы получал в месяц 350 рублей. Квалифицированный рабочий мог накопить 800 рублей примерно за 9 месяцев беспорочной службы.
В 1906 году наследники убитого Ивана Повалина продают это усадебное место. Возможно, причиной стало их нежелание жить в доме, где были убиты глава их семейства и близкие родственники. 2 декабря 1906 года владельцем усадебного места становится потомственный почётный гражданин Борис Николаевич Позерн.

Фамилия Позерн в дореволюционной Самаре была на слуху. Нам прежде всего известен юрист и общественный деятель Карл Карлович Позерн. С супругой Марией Сергеевной он принял самое деятельное участие в судьбе Максима Горького, когда тот жил в Самаре. Оставил свой след в истории нашего города и революционер Борис Павлович Позерн. Он был одним из организаторов маёвки 1905 года в Коптевом овраге, после которой уже в Самаре близ Соборной площади произошло столкновение революционно настроенных рабочих с казаками. После подавления этого бунта Борис Позерн вместе с тогдашним врачом земской больницы Николаем Семашко оказывали помощь раненым пролетариям. Однако, несмотря на все заслуги перед делом революции, Бориса Павловича расстреляли в 1939 году.

Но владелец усадебного места на улице Москательной Борис Николаевич Позерн не был ни юристом, ни революционером. Он был провизором.

Его отец Николай Карлович переехал с семьёй в Самару из Нижнего Новгорода в 1874 году. Мать Мария Михайловна с 1888 года значится в посемейных списках купцов Самары как купчиха второй гильдии. После переезда в наш город Позерны выкупили у тогдашнего её владельца, провизора Руне, одну из старейших аптек города на углу Панской (Ленинградской) и Саратовской (Фрунзе). У Бориса ещё был брат Михаил, юрист по образованию. Семья проживала при аптеке, на втором этаже дома. Борис Николаевич Позерн стал её управляющим в 1896 году.

Пришла пора расставить все точки над i в родстве многочисленных самарских Позернов. Итак, провизор Николай Карлович и юрист Карл Карлович — родные братья. Был у них и третий брат, врач Павел Карлович, живший в Нижним Новгороде. У него был сын Борис, ступивший на скользкую дорожку революции. Таким образом, владелец Дома с жар-птицей Борис Николаевич и истовый большевик Борис Павлович — двоюродные братья.

Дела, видимо, шли хорошо, что позволило Борису Николаевичу приобрести усадебное место на улице Москательной да ещё и построить на нём новый двухэтажный дом. К сожалению, даже архивные документы не дают ответа на вопрос, в каком именно году был возведён Дом с жар-птицей. Примерное время постройки оценивают как промежуток между 1905 и 1915 годом. Имя архитектора остаётся неизвестным. Не сохранился и проект дома (однако в книге «Архитектурная энциклопедия губернского горда Самара», сост. И.В. Сапожникова. 2008 год, указано авторство Филарета Петровича Засухина — прим. ред.).

IMG_20160726_110837

30 декабря 1913 года Борис Позерн умирает в возрасте 44 лет. Новым владельцем усадебного участка становится мещанка Наталья Казакова. После революции дом был отдан под коммунальное жильё.

Вот как выглядел Дом с жар-птицей в 1976 году. Другие фотографии Куйбышева времен застоя ищите здесь.

Вот что пишет о этом доме Ваган Каркарьян в книге «Тайны деревянных украсов Самары»:

«Деревянный двухэтажный дом имеет асимметричную композицию с итальянским окном, балконом, щипцовым фронтоном, увенчанным шпилем. Тимпан украшен жар-птицей».

Для тех, кто не может за один раз переварить столько архитектурных терминов, дадим их дозировано:

IMG_5391uiИтальянское окно. Трёхчастное окно с более широкой средней частью.
IMG_5377uhЩипцовый фронтон. Двускатный верх стены, переходящий без выступов в её основную плоскость.
HvN7qdsROEYТимпан. Внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона.

Кроме того, Дом с жар-птицей богато украшен резьбой, притом не только фасадная его часть, но и дворовая.

Эта прекрасная постройка XIX века является объектом культурного наследия регионального значения. Поэтому проводимые работы в рамках «Том Сойер Феста» будут иметь исключительно противоаварийный характер. Планируется зачистить существующую деревянную обшивку здания и элементы деревянного декора, а затем покрасить.

Читайте по теме:
Всё, что известно на данный момент об истории домов «Том Сойер Феста-2016»


ДГ благодарит за предоставленные архивные материалы кандидата исторических наук, начальника отдела использования архивных документов Центрального государственного архива Самарской области Киру Фролову.

Фотографии:  Дария Григоревская

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте