,
К старту фестиваля «Том Сойер Фест-2016» мы приурочили и «Прогулку со смыслом», темой которой стало деревянное зодчество Самары.
1. ДОМ МАШТАКОВА
Наиболее распиаренный деревянный дом Самары с весьма непростой историей. Его проект был разработан в 1899 году архитектором Александром Щербачевым. Однако точная дата постройки неизвестна. Архитектурный стиль трактуется как эклектика, смещение элементов русского стиля и канонов классицизма.
Владельцем дома часто называют известного в Самаре купца, владельца кирпичных заводов Павла Никитича Маштакова. В свете этого немного странным выглядит тот факт, что он построил себе деревянный дом. Истинным же его владельцем, как установили историки, был Михаил Дементьевич Маштаков, самарский мещанин.
Этот дом интересен ещё и тем, что по соседству с ним в годы своего детства жил будущий маршал и министр обороны СССР Дмитрий Устинов. Сейчас наконец-то началась его реставрация, которую финансирует самарский бизнесмен и коллекционер Дмитрий Хмелев. После ее завершения в доме Маштакова будет открыт музей коллекций.
Читайте по теме:
— В доме Маштакова начались противоаварийные работы
— Интервью с создателем музея частных коллекций в доме Маштакова на Самарской
2. ДОМ ПЛОТНИКА ЛИЗУНОВА
Один из наиболее известных среди краеведов и архитекторов снесённый деревянный дом Самары. До такого как был разрушен, имел номер 232 по улице Ленинской (между Ярмарочной и Маяковского). Вот что писал про него Ваган Каркарьян в своей книге «Тайны деревянных украсов Самары»:
Плотник Лизунов мастерски выполнил в технике сквозной резьбы изображения птиц, змей вокруг древа жизни. Вверху симметрично располагались изображения двух химер, под ними – две змеи с собачьими мордами. Они оберегали жилища от темных сил.
3. «ДОМ С РОГАЛИКОМ»
Так ваш покорный слуга называет дом № 73 по улице Арцыбушевской. В списке объектов культурного наследия для него подобрано самое тривиальное обозначение — «Дом жилой. Начало XX века». А ведь за этой скупой формулировкой кроется один из немногих примеров влияния модерна на деревянное зодчество Самары.
Этот стиль здесь выдают декор балкона и конструктивный элемент, стягивающий резные столбы (тот самый рогалик). Дополнительный шарм дому придает многоярусная шатровая крыша с декоративными слуховыми окнами.
4. ДЕРЕВЯННАЯ ЗАСТРОЙКА УЛИЦЫ ЛЕНИНСКОЙ БЛИЗ МУЗЕЯ АЛАБИНА
Для начала скажем, что при строительстве Ленинского мемориала (ныне музей Алабина) были снесены практически полностью два квартала старой Самары — 89 и 97. Деревянная застройка улицы Ленинской напротив дома-музея вождя революции — новодел конца 1980-х годов. Тем не менее именно эти дома часто приводят в пример, когда нужно показать бурную деятельность по сохранению исторической среды старой Самары.
А вот как характеризуют эту территорию архитекторы Виталий Стадников и Олег Федоров «81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре»:
Утраченные здания по улице Ленинской изобразили странными деревянными новоделами в стиле Канзас-сити.
5. ПЛОЩАДКА ФЕСТИВАЛЯ «ТОМ СОЙЕР ФЕСТ-2016»
Завершилась наша экскурсия на улице Галактионовской. Именно там волонтеры «Том Сойер Феста» вдыхают вторую жизнь в дом под номером 91. Одноэтажный, на первый взгляд простого обывателя невзрачный, он, однако, имеет как богатую историю, так и большую архитектурную ценность.
Первый дом на этом участке был построен ещё в начале 1860-х годов. Первым владельцем дома был священник Евгений Тычинов, служивший в Троицкой церкви. Одним из последних владельцев этого усадебного места, с 1905 по 1917 год, был купец Говша Бордухович Коган. Он почти осуществил мечту отца Федора, но вместо свеч он производил мыло. Да не простое, а кокосовое, для стирки белья. Его мыловаренный завод располагался в подвале одного из кирпичных домов, стоящих в глубине усадебного участка.
Дадим слово самарским архитекторам:
В архитектуре этого дома улавливаются как черты модерна (в прорисовке карниза и стилизации кронштейнов-коней), так и черты барокко – в искусно выполненной на наличниках резьбе вазы с цветами.
Барокко очень редкий зверь в джунглях самарской архитектуры. А что касается модерна, можно добавить, что ещё одна его черта, присутствующая в этом доме, — наличие круглого окна.
Читайте по теме:
— «Том Сойер Фест-2016» в Самаре: онлайн-трансляция
— Стилистические особенности каменно-деревянных строений города Самары середины XIX — начала XX веков
Финальной точкой нашей экскурсии стала крыша мастерской Веры Закржевской, нашего давнего друга и просто хорошего человека. Здесь мы полюбовались на прекрасные виды предзакатного исторического центра и разыграли призы от наших друзей и партнеров.
Коими на сей раз выступили:
Чтобы всегда быть в курсе новинок нашей экскурсоводческой деятельности, вступайте в группу «Другой город». До скорых встреч, друзья!
Фотографии: Екатерина Белова