Владимир Сверкалов о судьбе самарского ЖЖ

 1 795

Автор: Антон Черепок

Глядя в добрые голубые глаза Володи Сверкалова, невозможно представить, что перед тобой сидит человек, который способен вызвать лютый баттхерт и разрыв сознания у значительной части самарского Интернета. Его называли и главным блогером Самары, и самым популярным, и, разумеется, самым продажным. Он первым в Самаре начал размещать в своём блоге коммерческие материалы. Но именно Владимир точно знает настоящую цену блогтурам, мнению многочисленных комментаторов и до сих пор продолжает следить за самарской блогосферой, становясь её историографом.

— Когда ты начал вести свой блог и что из себя представляла на тот момент самарская интернет-тусовка?

— В «Живой журнал» я пришёл в ноябре 2004-го. У меня там было много друзей, человек 10 знакомых, которые писали. Мои посты были о всякой ерунде, обычная бытовуха. В какой-то степени ЖЖ был тогда соцсетью.

sreen1

Уже тогда в Самаре проходили интернет-тусовки. Собирались люди с “крафтов” (news-сервер компании Крафт-С) и из ЖЖ. Зачастую это было пересечение на 80%. 2004 год — это Интернет только на работе, сосредоточие всех айтишников и дизайнеров, дух свободы, скорость 256 килобит в секунду. Ни о каких фильмах речи не шло. Сиди в ЖЖ и трещи!

В период с 2006-го по 2008-й ЖЖ очень активно использовался для нужд людей. Находки, анонсы концертов, знакомства. Я с женой познакомился через ЖЖ в 2007 году. Некоторые ездили из города в город, знакомясь через ресурс. Возможно, так было потому, что сайтов было не очень много, даже информацию о Самаре найти было сложно. А люди решали свои вопросы через samara_ru.

Пик расцвета самарского ЖЖ, мне кажется, был в 2011-м, когда был конкурс «Мисс Samara_ru«. Тогда ЖЖ-сообщество Samara_ru выиграло у «Волгателекома» в конкурсе. Денису Кортунову, модератору, подарили планшет. Ему планшет был не нужен, он решил его подарить “Мисс Samara_ru”, объявив конкурс. Там пошли спонсоры, начали скидываться деньгами. Тогда собралось очень много людей, человек 200, по-моему.

Сейчас пишут: «Уберите дерьмо от моего подъезда». Темы всё больше бытовые, общегородские. А раньше писали: «Дайте книгу». Было такое: «У меня осталась карточка на метро, три поездки!» Я помню, в каком-то году написал: «У меня есть георгиевские ленточки!» И ко мне приезжали за ленточками. Люди, конечно, сильно изменились за эти 10 лет.

— Снижение популярности ЖЖ многие объясняют тем, что со времён своего появления он менялся только косметически, постепенно устаревая.

— Проблема ЖЖ не в архаичности движка. Во-первых, у самарского ЖЖ проблема в том, что многие уехали в Москву. И это были активные творческие люди. Поколение, которое выросло на первом Интернете.

Я думаю, что через 10 лет мы оглянемся и поймём, что про 2000-е информации больше, чем про 2010-е. Некий информационный вакуум образовывается. Люди фоткают жратву, пёсиков, ещё что-то, а окружающую действительность — почти никто.

Во-вторых, те, кто остался, выросли и обзавелись семьями. У людей появилась потребность зарабатывать, а времени, чтобы страдать фигнёй, у них не осталось.

А в-третьих, мало людей творческих, которые готовы куда-то ходить и что-то делать. Я на 3ojlotou смотрю и не понимаю, что им движет. Пишет обо всем, что движется. Такое ощущение, что у него какой-то атомный реактор. У меня уже нет возможности и даже желания фотографировать всё подряд, заливать фотки, обрабатывая или нет.

Были, например, основные направления. Краеведение, история города. Писали Армен Арутюнов, Паша Новиков, Андрей Кочетков. Кто сейчас этим занимается? В «ВКонтакте» такого нет. Если и есть такая группа, то она создана для того, чтобы под видом исторических фактов и фотографий, которыми уже весь Интернет заполнен, собрать побольше «лайков», найти спонсора и под такую благую тему, как история Самары, собрать бабло. В Facebook тоже такого нет. Что людям интересно, вообще непонятно!

D97nXn-OL_g

У многих людей есть потребность самовыражения, им хочется свои творческие способности показывать людям. И ЖЖ решал эту проблему. Кто-то красиво писал, кто-то красиво фотографировал, кто-то шутил — каждый своим делом занимался. А сейчас я не понимаю, где люди выплескивают всё это? Я вижу Александра Карягина, например. Он снимает с коптера, три раза в неделю выкладывает видео. А где сейчас люди ещё?

Я думаю, что через 10 лет мы оглянемся и поймём, что про 2000-е информации больше, чем про 2010-е . Некий информационный вакуум образовывается. Люди фоткают жратву, пёсиков, ещё что-то, а окружающую действительность — почти никто. Gon1969 молодец, фотографирует всё подряд. Он, наверное, запомнится в истории Самары как человек, который задокументирует всё.

— Что представляли из себя блогеры? Когда начали себя так называть?

— Я думаю, такого понятия не существовало. Люди вообще никак себя не называли. ЖЖист был! Мой первый репортаж был из “Кошелев-проекта” в 2009 году. Я через знакомых договорился, что поеду туда и сфотографирую. Именно блогеры начали появляться примерно в 2007 году в Москве. Начались блогтуры, появились топовые блогеры, к ним появился интерес у коммерческих компаний.

Я некоторое время назад многим говорил, что не верю вообще никому. Интернет стал таким, что верить можно только тому, что ты видишь здесь и сейчас. И то есть смысл протереть глаза. Кто бы что ни писал, это может быт неправдой, манипуляцией и так далее. В 2005-2006-м году было безоговорочное доверие Интернету! «Ребята, это будет очень крутой концерт!» И все пошли.

А что сейчас? Например, наши ролики про хорошие и плохие дороги в Самаре. Сначала мы выложили про хорошие. Это явно была провокация. Но нам начали чуть ли не угрозы сыпать, называть продажными. Потом мы выложили второй ролик про плохие, и началось: «Ах вы, дураки, повелись». Я неаккуратно дал комментарий вашему изданию, написав, что это был троллинг. Потому что если дальше педалировать эту тему, то можно повернуть, будто мы специально хотели выставить всех дураками. Понятное дело, никто не хочет быть дураком. Но по факту Интернет такой.

— Сейчас популярны блогтуры. Компании водят блоеров по своим производствам, устраивают конференции. Насколько это эффективный способ продвижения?

— Я не вижу смысла в монетизации самарского ЖЖ. Да, есть там, скажем так, вещи, за которые имеет смысл заплатить. Например, приглашают блогеров куда-то, хотят, чтобы блогеры сделали материал.

Маркетологам и пиарщикам нужно изображать бурную деятельность. Весь их креатив сводится к тому, чтобы напечатать баннер и разместить статью в газете. Печатать баннеры и размещать статьи в газетах несколько лет подряд достаточно бессмысленно с точки зрения руководства. В какой-то момент появляется идея пригласить блогеров. Это ново, свежо, руководству можно рассказать. У кого-то рекламного бюджета хватает на плюшки, у кого-то хватает, чтобы что-то доплатить. Компания может сделать клёвую сувенирку, накрыть клёвый стол или же можно, например, нанять вертолёт и 10 человек покатать на вертолёте. На вертолёт все пойдут бесплатно! Я не знаю, как привязать такие полёты к конкретным рекламным кампаниям, просто аренда вертолёта или лимузина может обойтись дешевле, чем платить каждому. Что-то интересное предложить.

Большинство заказчиков хотят что-то делать в будни, потому что маркетологу не хочется работать по выходным, их производство не хочет работать по выходным и так далее. Блогеру приходится идти в будни, а многие из нас работают…

В какой-то момент появляется идея пригласить блогеров. Это ново, свежо, руководству можно рассказать. У кого-то рекламного бюджета хватает на плюшки, у кого-то хватает, чтобы что-то доплатить.

Есть ещё заказы, когда компании обращаются к блогеру и просят написать какое-нибудь опровержение той грязи, которую на них вылили в Интернете. Но это бессмысленно. Во-первых, всем плевать. Во-вторых, такие статьи не имеют никакого значения. Любая шумиха в Интернете быстро проходит. Представь: идёшь по улице, у тебя штаны упали, все сфоткали. Позор на весь мир. Все потрещали два дня. Через два дня все забыли, кто ты такой и с кого штаны упали. А ты сидишь дома замороченный и думаешь, что весь мир каждый день утром открывает YouTube и смотрит этот ролик.

Бывают случаи, когда про какую-то компанию плохо написали. Да, в опредёленных случаях надо давать опровержения. Но для этого есть пресс-служба. Заказ блогеров, чтобы они начали впрягаться, это даже подозрительно и приводит к обратному эффекту. Самое нормальное, если у тебя есть маркетинговая служба либо ты сам шаришь в Интернете. Завёл аккаунт, написал: «Я — Вася Пупкин из компании, которую залошили пять дней назад, мы всё поняли, извините, примем меры». Если ты ничего не можешь сказать, лучше помолчи, все забудут. Выпендришься, все опять начнут обсуждать. Закажешь блогера — скажут, что он продался.

— Какие в Самаре сейчас популярные блогеры?

— George_rooke, например. Я понятия не имею, кто это такой. Он про корабли пишет, ещё про что-то. У него сумасшедшая статистика, стандартно 200 000 просмотров в месяц держится. Дима Пащенко —молодец. Мне не нравится его подача, он слишком много себя фотографирует. Когда он писал, у него доходило до 220 000 просмотров. Саша Золотой много пишет, но показатели не очень высокие. У Ольги Пауловой, как ни странно, высокий показатель. Около 80 000 просмотров.

— Что будет дальше с социальными медиа?

— Всё будет развиваться, как развивается. Я считаю, что каждый должен пользоваться ресурсами. У людей должно быть какое-то желание творить, делать что-то интересное. И уже, если у них есть задумка, они могли бы с помощью ЖЖ получить известность, раскрутку. Я не вижу людей-брендов. Раньше были действительно авторитетные люди — Армен Арутюнов, Андрей Кочетков, Дмитрий Бегун, Денис Кортунов. У всех на слуху. Я надеюсь, что по правилам эволюции может начаться рост и появятся люди, которых опять станут узнавать. Но для этого надо работать.

Я вот подумал: если сейчас закрыть ДГ и «Большую деревню», что в Интернете делать? 63.ru читать? Поиск работы?

Фото конкурса Miss Samara_ru: rodriguezzz