Почему может исчезнуть кофе, что угрожает северным оленям и отчего никак не начнётся нормальная зима
1 349
Ещё каких-то пять лет назад мы в Карелии в декабре разъезжали на оленях, закутанные в тулупы. В носу заcтывали сопли, в глазах лопались линзы, зайцы выходили из леса, чтобы погреться на канализационных люках. А сегодня на моей родине плюс пять и дождь. И под ногами ровно та же каша, что сегодня в Самаре.
Вчера в поволжской столице попытались залить катки — сработали привычка и план. Ну как бы пора же – Новый год, каникулы, коньки у ребятни заточены. Сегодня же на площадь Куйбышева страшно заглянуть – все труды растаяли к чертям. И не известно толком, когда уже зима окончательно устаканится.
Мои зимние ботинки (кажется, они безвозвратно испорчены) понуро стоят на батарее, пуховик сохнет на сушилке для белья, там же висят сырые носки. Возможно, я бы не уселась вспоминать для вас о Парижской конференции COP21 по изменению климата, с которой недавно вернулась, если бы сегодня среди бела дня не провалилась в лужу и не намокла под проклятым декабрьским дождём.
Если коротко, СОP21 — это 21-я конференция, проводимая в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Она проходила в Париже с 30 ноября по 12 декабря. Многие россияне о ней, конечно, слышали – краем уха или даже не краем. Большинство, правда, интересовались темой лишь потому, что «на этой конференции президент Путин должен был встретиться, но не встретился с лидером Турции Реджепом Эрдоганом». А что там у нас с климатом и экологией – какая разница?
Меж тем проблема серьёзная. Просто на фоне бед, свалившихся сегодня на великую нашу страну, глобальное потепление для людей – это что-то такое эфемерное и далекое. Может и подождать.
На самом деле нет, не может.
В чём дело
Среднее содержание углекислого газа (СO2) в атмосфере в 2015 году побило рекорды. А глобальное потепление, по мнению многочисленных учёных, случается как раз из-за высокой концентрации СO2. Скапливаясь в атмосфере, парниковые газы образуют парниковый эффект, в результате Земля разогревается.
Если глобальная температура повысится более чем на два градуса (а она повысится, если ничего не делать), это приведет к тяжёлым последствиям для планеты.
Например, из-за таяния льдов повысится уровень воды в морях – потихоньку под воду будут уходить острова и прибрежные зоны. Будут наводнения и дефицит пресной воды, некоторые сельскохозяйственные культуры перестанут расти там, где обычно это делали. Растения и животные будут погибать, потому что не успеют приспособиться к климатическим изменениям… Причём всё это совсем недалёкое будущее: в некоторых уголках планеты глобальное потепление уже даёт о себе знать.
Кофе.net
От представителей коренных народов Чукотки, Камчатского края, Алтая и других регионов, приехавших на конференцию, мы узнали, что, например, в районах Крайнего Севера уже сегодня нелегко оленям. Зимой идут дожди, из-за которых снежная поверхность превращается в корку, которая мешает животным находить себе корм. Или вот в Якутии снега становятся очень глубокими, что тоже усложняет для животных процесс добывания пищи.
Вячеслав Шадрин, глава совета старейшин юкагир из Республики Якутия, рассказал на конференции, что непредсказуемость погоды для народа сегодня давно уже стала проблемой. Учащаются наводнения, разрушаются берега озер и рек, сокращается число пастбищ для оленей – они уходят в поисках новых, более благоприятных для жизни мест. В перспективе, по словам Шадрина, есть опасность размыва кладбищ, где похоронены люди, умершие от чумы и оспы. Могут «всплыть» на поверхность и останки животных, погибших от сибирской язвы.
По прогнозам учёных, к 2080 году традиционные места выращивания кофе станут непригодными для его роста. Напиток станет редкостью и очень дорогим удовольствием.
Ещё мы прослушали любопытную лекцию о том, что потепление угрожает кофе. Из-за изменения климата напиток, без которого добрая часть планеты не может жить, под угрозой исчезновения.
Всё потому, что кофейное дерево очень прихотливое растение. Для хорошего роста ему необходимо идеальное сочетание температуры и осадков. А сейчас у нас что? Осадков становится всё меньше, солнце греет всё жарче.
Это, конечно, далеко не все примеры того, чем грозит миру глобальное потепление. Но их достаточно, чтобы понять: паника учёных и озабоченность проблемой мировых держав обоснована.
Крути педали
Конференция по климату в Париже COP21, на которую прибыло 150 глав разных государств, была организована с одной целью: чтобы принять новое глобальное соглашение по ограничению выбросов парниковых газов всеми странами мира. Документ должен сменить Киотский протокол, срок действия второго периода которого истекает в 2020 году. Цель договора — удержать потепление на планете в пределах 2° C до конца века и обязать страны разработать стратегии низкоуглеродного развития.
Все две недели, что проходила конференция, представители разных стран делали презентации технологий, которые могут сократить выброс предприятиями парниковых газов, выступали с мнениями, участвовали в дискуссиях и медленно, очень медленно приближались к соглашению.
О том, как страны достигли единого мнения и какими обязательствами себя скрутили, можно подробно почитать в Коммерсанте. Я же немножко расскажу о месте, где всё происходило — выставочном центре Ле-Бурже.
Огромный павильон со множеством зон и рабочих площадок. Толпы людей – участников, журналистов, ученых и просто интересующихся темой. В свободную, «зеленую» зону может попасть любой желающий без всяких аккредитаций. И любой же может доехать до Ле-Бурже на автобусе – трансфер организован с утра до вечера.
Всюду установлены так называемые источники возобновляемой энергии. У входа на саммит – ветряное дерево, которое преобразует в энергию дуновения ветра. Оно может заряжать электрокары, фонари и много чего другого. Внутри, прямо на огромной рабочей площадке, можно от души крутить педали велосипедов, одновременно заряжая своими усилиями планшеты и телефоны. На других площадках COP21 парижане установили деревья с солнечными батареями – тоже как пример ценного возобновляемого источника энергии и того, как должно быть в светлом будущем.
В общем, всё, ну просто всё было организовано так, чтобы каждый участник и гость проникся темой глобального потепления и осознал: всё обратимо, если вовремя спохватиться.
Нанотрубки спасут мир
Выступление президента Путина на конференции наша российская делегация журналистов не застала, потому что прилетела на несколько дней позже. Зато мы застали Анатолия Чубайса, который представил проект «Роснано» — одностенные углеродные нанотрубки. По его мнению, они смогут существенно снизить потребность в базовых материалах — пластике, металле и цементе. В итоге это приведет к уменьшению выбросов парниковых газов.
— Я считаю, что борьба с глобальным потеплением — это важнейший вызов человечеству, и страна, конечно, должна внести свой вклад, — заявил Чубайс на хорошем английском (русские участники вот прямо выдохнули). А затем рассказал про нанотрубки.
Введение нанотрубок в бетон увеличивает его прочность. Добавка в электродные материалы, например, для аккумуляторов, увеличивает количество циклов их зарядки.
По словам главы «Роснано», 28% от общего объёма выбросов парниковых газов происходит из-за производства традиционных материалов: стали, цемента, бумаги, алюминия и пластиков. Использование одностенных углеродных нанотрубок снизит материалоёмкость производства и сократит выбросы. Добавка в алюминий менее одного процента нанотрубок повышает его прочность и пластичность на десятки процентов. Введение нанотрубок в бетон тоже увеличивает его прочность. Добавка в электродные материалы, например, для аккумуляторов, увеличивает количество циклов их зарядки.
Это если вкратце, чтобы у вас не опухла голова. Надо отметить, что и выступление Путина, и доклад Чубайса порадовали зарубежных коллег, потому что Россия в целом не просто прониклась идеей и проблемой глобального потепления, но и надавала обещаний (например, сократить выбросы на 30%), и представила пути решения (никто, правда, не знает, что за этим последует и последует ли).
Рубль, нефть, Сирия
Впрочем, всё равно до глубокого проникновения России в проблемы изменения климата очень далеко. Это видно из общения с людьми, которые прямо во время конференции говорили про рубль, евро, Сирию, нефть, задницу, цены, визы, Египет, бомбы, лекарства и прочее. Про всё, но только не про климат.
И когда я вернулась в Россию и пыталась делиться почерпнутым о климате, от меня отмахивались. Или не отмахивались, но откровенно зевали. Или не зевали, но говорили в ответ про рубль, евро, Сирию, нефть, задницу, цены…
К сожалению, это так: мы живём во время, когда приходится регулярно думать о том, где завтра бабахнет и как это пережить. И вполне понятно, почему проблема повышения мировой температуры на 2 градуса волнует нас меньше, чем повышение курса доллара.
К тому же сегодня очень сложно вообразить мир, в котором страны от ископаемых видов топлива быстро и дружно переходят к более экологичным источникам энергии (звучит, прямо скажем, фантастично). Особенно учитывая тот факт, что у развивающихся стран на этот переход просто нет денег (даже несмотря на то, что договор предусматривает финансирование бедных стран).
С другой стороны, не замечать, что что-то происходит, уже невозможно. Невозможно, проваливаясь в лужу перед самым Новым годом, воспринимать это как должное. Невозможно, слушая жалобы якутов, не жалеть их вместе с оленями. Сложно не верить учёным, которые апеллируют видимыми доказательствами. И хотя решать проблему глобально – дело вышестоящих мира сего, мы с вами тоже кое-что можем.
Режим экономии
Вот, например, Парижское агентство по климату, функционирующее при мэрии и активно старающееся реализовывать намеченный климатический план (снижение потребления электроэнергии на 25% к 2020 году), стимулирует жителей делать перепланировку в квартирах таким образом, чтобы можно было использовать возобновляемые источники энергии. Агентство консультирует, как сделать энергосберегающий ремонт, подсказывает, где взять на это субсидии, как всё юридически оформить и т.д.
Такой ремонт в ближайшем будущем нам с вами точно не грозит, зато мы можем экономить электроэнергию. То же агентство по климату призывает жителей реже пользоваться гаджетами, следить, чтобы свет не горел просто так, и даже — приготовьтесь — реже принимать душ. Это и для экологии хорошо, и для кармана – меньше энергии потратил, меньше за неё и заплатил. Многие парижане охотно участвуют в экспериментах и заносят свои результаты на специальный сайт. И очень гордятся тем, что делают мир лучше.
Не знаю, насколько здорово редко мыться, но выключать комп на ночь, покупать бытовую технику класса А, кипятить воду в чайнике и потом наливать в кастрюльку (я так делаю давно, я молодец), не пялиться в телек (особенно в Первый канал), а чаще читать книги, слушаться папу и, уходя, гасить свет, вкручивать энергосберегающие лампочки, выключать зазря бегущую воду – вполне всем по силам.
И даже если к концу жизни ваши усилия не приведут к спасению планеты (о причинах глобального потепления спорят, и некоторые ученые уверяют, что этот процесс вовсе не связан с выбросами углекислого газа), по крайней мере, умрёте спокойно, понимая, что старались.