,
16 ноября в Доме архитектора руководитель Центра прикладной урбанистики Свят Мурунов прочитал открытую лекцию «Перезагрузка постсоветского города». Он рассказал о том, как устроены и функционируют города в российской провинции, и поделился мыслями о том, как их «перезапустить», объединяя городские сообщества в единую сеть.
Основные тезисы этой лекции можно найти в Сети. Поэтому ДГ публикует самые интересные ответы Мурунова на вопросы, заданные во время встречи самарцами, которых на мероприятии, начавшемся в 8 вечера в понедельник, собралось около ста человек.
Свят посвятил много времени раскрытию понятия “постсоветский город”, который он условно разложил на три системы — физическое пространство, социальные системы и культурные коды. Подробно рассказал о причинах, оказавших влияние на формирование социальной системы города: почему сложилась авторитарная система управления, а бизнес разного формата и уровня думает только о капитализации. Как вышло, что городские СМИ мечтают о грантах администрации, а молчаливых жителей-пассажиров всегда забывают спросить о том, строить в сквере ТЦ или ЖК.
В завершение предложил свой сценарий выхода из сложившегося тупика. Выход, по мнению Свята Мурунова, — в создании горизонтальной сети городских сообществ, самоорганизованных, но разрозненных структур, которые, объединившись, смогут оказать влияние на бизнес и власть и запустить изменения в городе. Подробнее о том, как сейчас «работает» город и как его «перезагрузить», развивая сеть городских сообществ, можно почитать на «Ленте.ру».
Доступом к микрофону воспользовалась Полина Корякина, молодой и, судя по всему, амбициозный архитектор, только что вернувшийся из Европы. Она рассказала о запуске подчёркнуто некоммерческого проекта “Самара вместе”, который готов одновременно выступить модератором форума городских сообществ, стать банком идей и площадкой для городских активистов, проводить встречи, устраивать просмотры документального кино.
Свят:
— Если вы несколько раз встретитесь, проговорите, но ничего не сделаете, ваше сообщество начнет “пересобираться”, а люди начнут отваливаться. Действие определяет характер отношений. Не сидите и не смотрите фильмы, какой-нибудь «Urbanized»… У вас есть Самара, гуляйте по ней. Главное — у вас есть энергия, пока это самое ценное — желание что-то поменять.
— Плохо, что вы не хотите заработать. Денег в городе нет. Вернее, они есть, но вам никто их не даст для изменения города. Вам нужно научиться, не изменяя своим ценностям, зарабатывать на своих уникальных продуктах. Так вы добьётесь устойчивости системы.
— Прогуляйтесь по паркам Самары, сделайте предварительный анализ, что там хорошо, а что плохо. Сделав его, вы можете понять, какому бизнесу он пригодится. Занимаясь социальным проектированием и вовлекая людей в эти процессы, вы можете сформировать новые рынки. Например, центры прикладной урбанистики занимаются коммерческой деятельностью, не изменяя своим ценностям. Мы делаем комьюнити-центр для девелоперов для того, чтобы люди познакомились между собой и у них повысились продажи. Мы проектируем общественные пространства для того, чтобы экономить на зарубежных архитекторах, и так далее.
— Как реализовать проекты, которые висят на стенах Дома архитектора? (Речь идет о выставке проектов выпускников СГАСУ — прим. авт.).
— Когда они уже нарисованы, реализовать их уже невозможно — можно только продать, если кто-нибудь купит. Получается, что городские архитекторы нарисовали проекты, а теперь говорят: “Делайте». Им ответят: «Вы придумали, вы и делайте! У нас совсем другие цели и другие интересы». И так по всей стране. Вся страна увешана красивыми проектами.
— Большое количество нереализованных проектов — это неправильно созданное техническое задание, в котором не были учтены интересы разных субъектов — администрации, девелоперов, малого, среднего бизнеса, городских сообществ. Они должны захотеть этот проект. Если они не хотят, у вас два варианта: либо продать, либо продавить. Вы власть? Нет. Ждите, когда ваш главный архитектор станет мэром. Но, возможно, к этому времени у него будут другие ценности.
Высотное строительство и карма строителя в нашей стране находятся в обратной зависимости.
— Продать? Как вы докажете деволоперу, что здесь есть деньги? Ни с одним из этих проектов не идёт бизнес-план. Архитектор сделал красиво, для людей, но девелопер делает не для людей. Он про деньги. Вовлечь их под “всё хорошее” невозможно. Они живут в другой системе ценностей. Поэтому нужно понимать, как они устроены, на что они реагируют, и вовлекать их в совместную деятельность, в результате которой они чуть-чуть изменятся: “Вот тут можно заработать деньги, пусть не такие большие, как я хотел, но из этого что-то хорошее может получится — может карма улучшится”. Потому что высотное строительство и карма строителя в нашей стране находятся в обратной зависимости.
— Какие необходимы начальные условия для того, чтобы начать «перезагрузку» города?
— Нужен импульс от одного из субъектов, который бы собрал других, предложил общую повестку, предложил всем подумать и что-то сделать. Но это не должно превращаться в историю “Я один сейчас переверну всю вселенную”. Вообще, это про русский культурный код. Русский человек — это человек вселенной. Все сам, все один, поменяю мир и так далее. Если не получается — устал, болею, депрессия. Если получается — продолжаю менять мир дальше.
Вообще, это про русский культурный код. Русский человек — это человек вселенной. Все сам, один поменяю мир и так далее.
— Вся советская ментальность была построена на героизации. Мы мыслим категориями героев, одиночек. Хотя все новое — это коллективный труд, и город — это не поле. Ты здесь не один.
— Лучше, если этот импульс будет исходить со стороны активистов. Инициация должна идти снизу — форум городских сообществ инициирует форум городских предпринимателей. Потому что предприниматели будут тянуть одеяло в сторону экономики.
— Предлагаете договариваться с жуликами?
— Я не предлагаю договариваться с жуликами. Это не жулики, это люди с другой системой ценностей, и я предлагаю вовлекать в их общую деятельность, которая поменяла бы их систему ценностей. Если вы считаете их жуликами, пробуйте изменить этот мир в одиночку. Потому что других людей нет. Нет других чиновников, других девелоперов и так далее. Либо вы это признаете и действуете, либо надеетесь на лучшее и ждёте. Сколько лет вы готовы надеяться на лучшее?..
— Госкорпорации и крупные предприятия вершинами своих пирамид уходят на федеральные уровни. Как вовлекать их в горизонтальные структуры?
— Позвать можно только коллективным приглашением, предложив общую повестку. Единственный инструмент, который их может заинтересовать, — это форум предпринимателей. Когда письмо подписывают 100 предпринимателей города, которые указывают: наш совокупный оборот 15 миллиардов рублей. Это интересно руководству любой крупной корпорации.
— Но и повестка должна актуальной. И это не брендинг среднего бизнеса, не лидерские технологии малого бизнеса или форматы бухгалтерского учета, а стратегия развития города: «Ребята, вы в этом городе добываете ресурс, вы пользуетесь нашим человеческим капиталом, будьте добры прийти на форум».
— Когда мэра приглашает сообщество молодых архитекторов численностью в 300 человек, он, скорее всего, проигнорирует это мероприятие. Но если его позовут 20 или 100 сообществ, и они в совокупности представляют интересы 200 тысяч человек, которые и формируют запрос на город, мэр не рискнет не прийти на форум и не познакомиться. Поэтому формирование горизонтальных структур без выяснения отношения “кто главный” позволяет количеством влиять на качество.
— Допустим, существует латентный городской активист, который мечтает энергию и знания применить на благо города. Какая инфраструктура необходима для этого?
— Развивайте разнообразные общественные пространства, в которых можно будет не только на велосипеде покататься, но заниматься и другой деятельностью: читать стихи, заниматься философией и так далее. Человек должен иметь возможность проявить себя, применив свою систему ценностей, и чтобы другие могли это увидеть. Это может быть центр городских сообществ или новые площадки, где участники сообществ могли бы просто встречаться, общаться, обмениваться идеями, что-то придумывать. Так в городе начнутся изменения, появятся новые сценарии.
Когда мэра приглашает сообщество молодых архитекторов численностью в 300 человек, он, скорее всего, проигнорирует это мероприятие.
— А любому городскому сообществу нужно всего лишь два ресурса — это штаб, место встречи и “сцена”, место, в котором сообщество проявляет свои события.
— Вы можете привести примеры работающих моделей горизонтальных сетей городских сообществ? Хочется иметь пример.
— Сеть городских сообществ формируется в Казани — активисты объединились и сообща отстояли несколько парков. Ижевск пробует «перезагружать» систему, объединяясь в Ассоциацию развития города. В Ярославле творческие сообщества преобразуют пространства, проявляя результат своего взаимодействия. Можно привести массу примеров, это происходит в Вологде или Академгородке под Новосибирском. Но городов, где бы полностью сформировалась сеть городских сообществ, в России нет.
— Что за мода сейчас такая — создавать сообщества, проводить форумы и писать стратегии, прекрасно понимая, что администрация не будет заниматься реализацией созданных проектов и стратегий?
— В стране артикулирован запрос на изменения. Но в условиях нашей ментальности в современных реалиях — это запрос на мягкие изменения. Все опросы показывают, что мы хотим жить по-другому, но не знаем как. И, самое главное, хотим, чтобы это кто-то сделал за нас. Такой хороший русский подход.
— Поэтому проводится много фейковых форумов, которые очень просто определить по тем результатам, которые он оставил после себя — новые инструменты, новые ценности, сценарии, события. Если ничего не изменилось, его провели для галочки.
— Мне нравится следующий подход. Проводить проекты на микроуровне. Меньше дело — меньше рисков, но ритмичность и некая системность этих маленьких дел могут проивзести эффект качества. Центр прикладной урбанистики занимается реализацией маленьких проектов, но во множестве городов.
— Почему вы сами не займетесь созданием форума городских сообществ Самары?
— Если вы скажете, что вам нужен модератор и хотите между собой договориться, я готов помочь. Но заниматься «перезагрузкой» города за вас я не буду. Моя цель в этом случае — найти уникальности в Самаре, которые можно предложить другим.
P.S.:
Свят Мурунов приезжал в Самару для участия в проектном семинаре ГЦСИ, посвященном развитию Ширяевской биеннале. Во время проектной сессии он написал в своем Фейсбуке:
«Гипотеза: возможно, так выглядит новая форма искусства — Урбан Арт, модель постсоветского пространства: субъекты/смыслы. В каждом контексте и в каждом городе эта модель рождается заново и проявляет настроение присутствующих, прогулку по городу, разговоры, вопросы. Причём рисуя, я чувствую, как сам погружаюсь в поток мышления, и маркер, бумага и зрители/участники включаются в это действие. С другой стороны, это просто каракули.»