,
Мы долго ждали пятницу, которая выпала бы на 13-е число. И вот этот радостный день настал. Именно к нему мы приурочили вторую часть нашей экскурсии по «страшной Самаре».
Жуть началась еще до старта нашей прогулки. Повалил мокрый снег, поднялся ветер. Самая подходящая обстановка для рассказа о кладбище на месте стадиона «Динамо». Между погостом и спортивной ареной в толще истории уместились сад, парк дошкольников и зенитная батарея.
Полон боли и Пушкинский дом. Здесь цепные псы царского режима в 1905 году били нагайками борцов за светлое будущее. Одному из них, Никифору Вилонову, после этих событий Самару пришлось покинуть. Впрочем до победы революции он так и не дожил.
Ныне реставрируемое здание ТЮЗа на Самарской, а в прошлом ресторан «Аквариум» встречает нас историей о привидениях. Как гласит городская легенда, две работавшие там горничные — сестры Эльза и Анастасия — влюбились в одного и того же мужчину. Так и не сумев поделить объект вожделения, они приняли соломоново решение — синхронно отравились уксусом. И теперь в виде бесплотных призраков обитают в бывшем ТЮЗе.
Проходя по улице Некрасовской, останавливаемся рядом с домом № 62 и вспоминаем о страшном голоде в Поволжье 1921-1922 годов. Почему именно здесь? Дело в том, что в расположенном напротив доходном доме Егорова-Андреева в те годы размещалась миссия шведского Красного Креста, а в самом доме № 62 уже в годы Великой Отечественной войны располагалось посольство США. Кто бы мог подумать, но именно янки внесли самый весомый вклад в борьбу с голодом.
А бороться было с чем:
Из письма председателя Пугачевского уисполкома председателю Самарского губисполкома Антонову-Овсеенко:
<… Село Ивановка. Одна из гражданок вместе со своими детьми стали употреблять в пищу труп своего мужа. Когда стали отбирать у них труп, то вся семья уцепилась за половину съеденного трупа, не давая его и крича: «Не отдадим, съедим сами, он наш собственный, этого у нас никто не имеет права отбирать». Труп с большими усилиями удалось отобрать и похоронить…>
От леденящих кровь историй и снежной смури нужно отдохнуть, желательно в тепле. Используем для этих целей бар BRIDGE ID. Специально для нас они приготовили изысканный грог.
Из тепла и уюта выбираемся обратно на улицу и сразу сталкиваемся лицом к лицу с нашим следующим героем — торговым домом казанского купца Павла Щетинкина. Здание, изуродованное надстройкой в начале 1930-х годов, тем не менее смотрится масштабно и притягивает взгляд. Большим масштабом отличался и Павел Щетинкин. Он стал одним из самых крупных казанских домовладельцев, но, к сожалению, поздно. Грянул 1917 год, у него всё отобрали, а самого Щетинкина, тогда уже дряхлого старика, расстреляли красноармейцы.
Пробираемся по Некрасовской через строй городских легенд к улице Степана Разина, где говорим о его незавидной судьбе, о жестокой казни народного героя на Болотной площади. Не менее незавидна участь ещё одного обитателя этой улицы — особняка Фирса Наймушина. Любоваться на ныне разрушенный шедевр самарского модерна мы теперь можем лишь на редких фотографиях. Сам особняк практически полностью руинирован…
Завершается наша экскурсия в фойе кинотеатра «Художественный», где мы в теплой и спокойной обстановке проводим традиционный розыгрыш призов. На сей раз нам их предоставили:
— Додо Пицца Самара. Доставка пиццы
За новинками нашего экскурсионного ассортимента вы можете следить в группе в «ВКонтакте«.
Фотографии: Иван Коротков, Дария Григоревская