,
Уличные музыканты на улице Ленинградской — явление привычное и неизбежное, как осенняя слякоть. Можно любить бренчание на расстроенных гитарах и подпевать про бутылку кефира и полбатона, а можно раздражённо откупаться мелочью от навязчивых молодых людей, сующих тебе под нос замызганную шапку. Так или иначе, от них никуда не деться, это традиционные обитатели самарского “Арбата”, создающие вместе с художниками творческую атмосферу уже много лет подряд.
Но этим летом хриплое многоголосье про “восьмиклассницу” и “группу крови” на Ленинградской практически затихло. На смену им пришел струнный квартет, играющий музыку из «Звездных войн» и «Игры престолов». Ну и классику, конечно.
За четыре месяца квартет “9 и 3/4” стал одной из достопримечательностей Самары. Мы встретились с девушками и выяснили, как они решились выступать на улице, что нынче предпочитают слушать на корпоративах и насколько Самара соответствует званию культурного города.
Правила улицы
График у коллектива настолько плотный, что мы встречаемся прямо во время репетиции в здании музыкального училища. Постоянной репетиционной базы у девушек пока нет, так что все происходит по-молодёжному — где придется. В просторном холле на втором этаже сухо, вполне тепло и светло, а одежду и сумки можно разложить на многочисленных рядах кресел, вынесенных из зала. В общем, тут немного штукатурки, там тряпка лежит, тут что-то отваливается — хороший стимул сыграть всё сразу и хорошо.
Бремя общения с журналистами на себя берет Анастасия Михайличенко и рассказывает о том, как появился квартет имени волшебной железнодорожной платформы из «Гарри Поттера» и каково выступать на улице.
Все началось 4 мая, во время обычной прогулки по Ленинградской. Светило майское солнце, играли дети и хотелось творить и созидать. В общем, то, что сейчас выглядит успешным маркетинговым ходом, было просто идеей собраться посреди улицы и что-нибудь сыграть на публике.
Девушки собрались один раз, второй, и завертелось — репертуар адаптировался, и среди классических произведений зазвучали мелодии и ритмы зарубежной эстрады.
Почувствовав, что взято верное направление, участницы коллектива начали размещать в Сети ролики с собственным исполнением саундтреков к популярным фильмам и сериалам, таким как «Звездные войны», «Титаник», «Игра престолов» и «Пираты Карибского моря».
В целом всё складывалось удачно. Публика очень тепло приняла новый коллектив, но, несмотря на то, что играть перед прохожими оказалось интереснее и легче, чем в зале, некоторые слушатели были настроены не столь дружелюбно.
Самое безобидное замечание — “Вы плохо играете”, на которое ни одни уважающий себя музыкант реагировать не будет. Особенно коллектив, взявший Гран-при на джазовом фестивале, состоящий из победительниц всевозможных музыкальных конкурсов. Но были и более серьезные инциденты.
Самым неприятным случаем во время уличного выступления стал скандал с неадекватной женщиной, требовавшей немедленно исполнить гимн.
Однажды девушкам в лицо метнули горсть мелочи, выразив недовольство их присутствием на Ленинградской, а самым неприятным случаем во время уличного выступления стал скандал с неадекватной женщиной, требовавшей немедленно исполнить гимн. Когда девушки отказались, продолжив свою намеченную программу, женщина закричала, что пойдет в музыкальное училище и потребует жёстко наказать музыкантов.
Несмотря на подобные происшествия, все участницы квартета искренне считают Самару культурным городом, в котором живут люди, всё-таки неплохо разбирающиеся в музыке. Любимым местом для выступлений у них остается Ленинградка, а вот набережная оказалась не самым удобным местом для выступлений.
— Люди на набережной просто идут мимо, особенно не вслушиваясь. Они прогуливаются, двигаясь одним потоком. На Ленинградской другая атмосфера, более творческая, — делится своими наблюдениями Леся Вуколова.
Эти слова звучат искренне, но на предложение сыграть в другой локации, например, парке Металлургов, девушки отвечают категорическим отказом, ибо в парках и скверах слишком малая проходимость. На этом моменте меняем тему с уличных выступлений на коммерческую успешность и планах на будущее.
Звёздная болезнь
Практически каждый вечер квартет играет в “Хац хаус”, регулярно выступает на мероприятиях, и подобный образ жизни, полный поклонников и славы, разумеется, сказывается на постоянно растущей потребности в роскоши.
— Мы очень часто теперь добираемся до места выступления на такси, например, — отвечает Леся, — на четверых выходит не так уж и много.
— На пятерых! — поправляет ее Екатерина, кивая на виолончель.
— И мы даже включаем эти расходы в стоимость выступлений либо просим, чтобы заказчик сам нас довёз туда и обратно! — добавляет Анастасия, поражая присутствующих разнообразием райдера квартета.
— Нас попросили сыграть “Кольщика”, и Ксюша с Лесей за одну ночь сделали ноты. На следующий день прямо перед заказом мы репетировали.
Что на улице, что на закрытых мероприятиях репертуар должен ласкать слух не только просвещённого слушателя, но и человека, имеющего о музыке самое общее представление. Поэтому Леся Вуколова не спит ночами и добавляет к уже внушительному репертуару всё новые произведения, изо всех сил сдерживаясь, чтобы не превратить какой-нибудь блатной хит в джаз.
— Был случай, когда мы должны были работать на юбилее, — рассказывает Анастасия. — Нас попросили сыграть “Кольщика”, и Ксюша с Лесей за одну ночь сделали ноты. На следующий день прямо перед заказом мы репетировали.
— Просят очень разные вещи, поэтому у нас и в репертуаре уже более 100 произведений. В любом случае, мы не играем то, что нам совсем не нравится.
В отличие от других звёзд, участницы квартета откровенны, как на исповеди, признаваясь, что даже в их маленьком коллективе бывают конфликты и споры.
— Например, сейчас у нас есть несогласие, должны ли мы все выступать в платьях либо кому-то можно оставаться в брюках, — говорит Леся. — Вообще, не хватает мужского присутствия, чтобы не было этих “бабских” ссор.
— А еще мы часто опаздываем на репетиции, — продолжает тему откровений Анастасия. — Кроме Ксюши, конечно. Она у нас Мисс Пунктуальность.
Мисс Пунктуальность, немногословная Ксения Пацева, утвердительно кивает и берет в руки альт, таким образом сообщая, что пора приступать к репетиции.
Они играют Poker face эксцентричной Lady Gaga, а затем наступает очередь классики.
— Леся, ты бы у Грига хотя бы «Э» добавила для уважения к классику, — читая ноты, бубнит Анастасия.
Леся отмахивается смычком и поправляет тяжеленную папку с нотами на пюпитре. В огромном холле музыкального училища, выкрашенном бледно-розовой краской по бугристым древним стенам, звучит «В пещере горного короля».