ПОД ЗВЕЗДОЙ ДАВИДА

Фоторепортаж с экскурсии по «еврейской Самаре»

 2 332

Автор: Андрей Артёмов

.


,

В прошедшее воскресенье, на свой страх и риск, учитывая капризы осенней погоды, мы провели так полюбившуюся нашим экскурсантам «Прогулку со смыслом» по «еврейской Самаре». И вы знаете, день выдался на удивление солнечным. Как прошла экскурсия — в фоторепортаже ДГ.

Начинаем с улицы Садовой. Улицы, где расположены синагоги. Две. Большая хоральная, но заброшенная, и маленькая, но действующая. Между прочим, первая сразу после постройки была включена в список 10 лучших синагог мира и являлась второй по размеру в Европе. Ныне ее состояние, особенно внутреннее, вызывает закономерное уныние.

1

Далее следуем в сквер Высоцкого. Предки Владимира Семеновича по отцовской линии были евреями, а сам он в нескольких своих песнях поднимал тему «еврейского вопроса».

Незаметно перемещаемся на улицу Молодогвардейскую. Здесь нас ждёт дом, в котором располагалась гостиница Матвея Чаковского – купца первой гильдии, члена самарской еврейской общины (Молодогвардейская, 59), и прекрасный образчик стиля модерн — доходный дом книготорговца Соломона Гринберга.

Далее следуем на улицу Чапаевскую, за которой закрепилось прозвище Маленький Сион из-за большого количества поселившихся здесь евреев.

Рассказ был начат издалека, с конца XVIII века, когда в Российской империи была введена черта оседлости, значительно сокращавшая для иудеев возможности для перемещения по стране. Как следствие в 1851 году в Самаре проживало всего 49 евреев, в 1856 году — 83 (по книге «Евреи Самары», Ц.Н. Сегаль, А.Е. Сейненский). Лишь во времена царствования Александра II за пределами черты получили право жить отслужившие солдаты, купцы 1-й гильдии, специалисты с дипломами высших учебных заведений, ремесленники высокого класса, после чего число евреев в Самаре стало неуклонно увеличиваться.

Далее случился небольшой скандал. Невесть откуда взявшийся мужчина южной наружности авторитетно заявил, что никакой черты оседлости не было, евреев в Самаре, в частности на улице Чапаевской, всегда жило много, даже в конце XVIII века, чему он, мужчина, лично является свидетелем. Особое кощунственно эта, по его мнению, «антисемитская агитация» звучала вблизи священного места — Военного комиссариата.

Однако под напором экскурсантов мужчина вынужден был ретироваться. И мы двинулись дальше.

Евреи в дореволюционной Самаре оставили свой след не только на Садовой и Чапаевской, но и на центральной улице города — Куйбышева. Более 40 лет руководила Художественным музеем Анетта Басс, имел собственную техническую контору казенный раввин Самары Лев Зелихман, получали свой гешефт купцы Боберманы. Помимо этого мы насладились прекрасными двориками старой Самары.

Далее опять возвращаемся на Чапаевскую, но по пути заглядываем в гости к уникальному для Самары фахверковому дому адвоката Гиршфельда.

На самой Чапаевской посещаем первый в Самаре иудейский молельный дом, а далее идем на Ленинградскую, чтобы поглядеть на второе в городе здание, на фасаде которого запечатлена звезда Давида — дом Нуйчева. Здесь же завершаем рассказ о евреях Самары легендарным городским юродивым — Пиней Гофманом. Подробную его биографию можно прочесть здесь.

Ну а дальше мы взмываем к небесам. На крыше ТЦ «Опера» проходит традиционный розыгрыш призов от наших друзей и партнеров.

Призы и подарки были предоставлены:

За доступ на высоту птичьего полета благодарим ТЦ «Опера»

Фотографии: Дмитрий Ковалев

За самыми интересными культурными событиями Самары следите здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте