,
Своим архивом с «Другим городом» поделился наш читатель Юрий Клюшин. В 1982 году он прошел с фотоаппаратом добрую половину Куйбышева и сделал множество снимков как с земли, так и с высоты.
Нужно сказать, что за прошедшие 40 лет некоторые районы нашего города существенно изменились, в чем вы сегодня и убедитесь, ознакомившись с нашей фотоподборкой.
Путешествие по Куйбышеву 1982 года мы начнем с его отдаленных районов, с окрестностей ипподрома на Московском шоссе. Вот, собственно, и сама спортивная арена.
Обратите внимание, что в кадр попала строящаяся трибуна, рассчитанная на 2000 зрителей. А вот проспекта Кирова как транспортной магистрали здесь еще нет.
На следующем фото — вид вдоль него от улицы Молодежной в сторону поляны имени Фрунзе.
Пока проспект Кирова не был заасфальтирован, сообщение между Московским шоссе и Поляной Фрунзе осуществлялось по не сохранившейся до наших дней части 9-й просеки. В том числе по ней курсировали троллейбусы и автобусы.
Вот вид на этот участок 9-й просеки от пересечения улиц Бубнова и Молодежной.
А это вид от улицы Бубнова в сторону кольца на перекресте улиц Георгия Димитрова и Молодежной. Длинный дом в правой части кадра имеет адрес ул. Зои Космодемьянской, 17.
Прогулявшись по Приволжскому микрорайону, той его части, что именуется микрорайоном «Строитель», вернемся к перекрестку проспекта Кирова и Московского шоссе.
На следующем фото — вид из дома № 389 по проспекту Кирова на Московское шоссе в сторону улицы Ташкентской.
На следующем снимке запечатлены сразу несколько достопримечательностей 13-го микрорайона. Слева — детский сад № 61, справа — корпус № 1 техникума промышленных технологий. В центре кадра видны сваи фундаментов домов №№ 329 и 331 по проспекту Кирова.
А это уже 7-й микрорайон. Здесь мы видим начало строительство подземного гаража (ГСК-30) напротив домов №151 — 153 по Московскому шоссе.
По Московскому шоссе отправимся к перекрестку с улицей Советской Армии. Здесь в 1982 году возводился корпус Куйбышевского электротехнического института связи.
Заберемся на его верхний этаж и осмотрим окрестности. Вот вид в сторону проспекта Карла Маркса. Проселочная дорожка в левой части кадра предположительно именовалась Нижне-Тагильским переулком, а более серьезная дорога справа — улица Гастелло.
А вот уже улица Гастелло крупным планом. Высящиеся над окружающей частной застройкой трехэтажные дома имеют адреса по улице Центральной — №№ 5 и 31.
Повернемся в сторону Ботанического сада. На месте частного сектора в левой части следующего кадра сейчас находится ЖК «Города мира». За ним, на заднем плане, можно разглядеть Центральный автовокзал и Дом печати.
А вот вид на дома №№ 108 и 110 по Московскому шоссе. Справа от них можно наблюдать спортивную площадку, на месте которой позднее появится дом № 35а по улице Гастелло.
А вот вид на прямо на перекресток Московского шоссе и улицы Советской Армии. Прекрасно видны башни телецентра и еще не снесенная водонапорная башня завода им. Тарасова.
В правой части кадра, на территории парка Гагарина, можно разглядеть знаменитый кинотеатр «Антошка».
Перекресток улиц Советской Армии и Стара-Загора. Виден спортивный городок парка Гагарина, а также достраивающееся здание проектно-конструкторского бюро автоматизированных систем управления (Стара-Загора, 27).
Пустырь, занимающий большую часть следующего снимка, остался от асфальто-бетонного завода, работавшего здесь с 1953-го по начало 1970-х годов. Также на фото можно разглядеть углубления в земле, наполненные некой жидкостью.
Возможно это битум, который в 2023 году обнаружился при строительстве бассейна ПГУТИ.
Теперь перенесемся в район студенческого городка Куйбышевского авиационного института. Здесь в 1982 году построили общежитие с адресом Московское шоссе, 32а. Из этого здания и сделан следующий снимок.
А вот вид на главный корпус Куйбышевского авиационного института с Московского шоссе. Возведен он был в 1967 году, когда студенты-авиаторы при поддержке коллег-политеховцев начали активное освоение этого района.
В конце 1980-х годов перед этим корпусом со стороны Московского шоссе построят еще один, известный самарцам по мозаичным панно на фасаде.
Теперь взглянем на студенческий городок с другого ракурса, со стороны улицы Мичурина. В центре следующего кадра вид на перекресток улиц Гая и Революционной. Пятиэтажное здание, соседствующее с частными домами, — общежитие нынешнего СамГТУ.
Повернем свой взор против часовой стрелки. В правой части кадра выглядящие настоящими великанами общежития политехнического института им. Куйбышева (Лукачева, 34 и 34а). Построили их в 1979-1980 годах.
В левой части кадра петляет сквозь кварталы частных домишек улица Мичурина. На заднем плане можно разглядеть общежития Куйбышевского университета, украшающие собой улицу Волжскую (ныне — Академика Платонова).
Неподалеку от общежитий политеховцев имелся родственный им топоним — Инженерный переулок. На следующем фото можно видеть, как его частные домики отступают под натиском современной застройки.
В роли таковой выступает детский сад № 264 (Ерошевского, 72а) и стоящий за ним дом № 36 по улице Гая.
А это вид по Инженерному переулку в сторону улицы Часовой. Оба этих топонима связаны в градообразующим предприятием этого района — заводом им. Масленникова.
Не обойдем мы вниманием и старейшее учебное заведение этого района — школу № 58 (Лукачева, 17). Именно она утопает в зелени в центре следующей фотографии. В правом углу снимка — корпуса бывшего СамГУ на улице Академика Павлова.
Школяров в этом районе должно было ощутимо прибавиться за счет возведения многоквартирных домов. Вот в одном кадре сразу два строящихся дома — № 143 по улице Мичурина и в центре кадра — № 19 по улице Ерошевского.
Строительство первого курировал завод им. Масленникова, а второй возводился силами Волжской ПМК «Облколхозстройобъединения».
Главная локальная достопримечательность этого района для определенных категорий граждан запечатлена на следующем фото.
Крупное ветвистое дерево рядом с пивнушкой наверняка помнит времена купеческой Самары. Сейчас на месте этого древесно-торгового дуэта стоит дом с адресом Мичурина, 126.
А вот здание объединенной дирекции «Куйбышевсовхозводстроя» и Средневолжского государственного института по проектированию водохозяйственных объектов («Средволгогипроводхоз») на улице Скляренко.
Сейчас это здание занимают различные министерства и департаменты Самарской области.
Не так давно «Другой город» работал над материалом, посвященным Линдовской железной дороге. Увы, прижизненных фотографий этой магистрали сохранилось мало. Теперь у нас есть целая россыпь ее уникальных снимков.
Вот вид на угольный склад ГПЗ-4 близ пересечения улицы Революционной и проспекта Карла Маркса.
На следующем фото Московское шоссе между улицами Революционной и Врубеля. В правой части кадра виден строящийся магазин «Стимул». В нем осуществлялся обмен макулатуры на дефицитные книги.
Подробнее о самой программе стимулирования сдачи макулатуры и о том, как она реализовывалась в Куйбышеве, вы можете прочесть в газете «Волжская заря» от 17 июня 1982 года.
Газетная заметка найдена Евгением Альмяшевым.
Вернемся к железной дороге. Прямо к станции Линдов город, рядом с которой на путях стоят составы. Здание в центре кадра — девятиэтажный дом с адресом проспект Карла Маркса, 165.
Вот железнодорожные пути крупным планом с видом на достраиваемый корпус нынешних клиник СамГМУ.
Еще одна стройка в этом районе — дом № 60 по улице Луначарского. На следующем снимке его можно наблюдать в правой части кадра. Он поднимается над невзрачными пятиэтажками, стоящими вдоль улицы Маломосковской.
А так выглядело кольцо улицы Гагарина и Московского шоссе со стороны улицы Луначарского. Обратите внимание на будку путевого обходчика.
Точно такое же железнодорожное сооружение имелось на перекрестке улиц Луначарского и Мичурина. За будкой и окружающими ее деревьями виднеется Дворец культуры ГПЗ-4, ныне выполняющий обязанности фитнесс-центра.
Продолжение следует!
Мы благодарим Юрия Григорьевича Клюшина за предоставленные фотографии.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте