,
ДГ ознакомился с результатами масштабного исследования общественного транспорта Самары и Самарской области и предложениями по его реформированию, разработанными московским Центром экономики инфраструктуры по заказу Минтранса Самарской области.
В новую транспортную схему входит строительство нескольких транспортно-пересадочных узлов в Самаре и Тольятти, строительство новых ж/д путей и перенос станций, обособление трамвайных путей, изменение маршрутов автобусов в Самаре и Тольятти. Стоимость реализации предложений — от 25 до 62 млрд рублей.
Схема пока не принята минтрансом для реализации, но сейчас это важнейшая отправная точка для любых планов и мероприятий, связанных с общественным транспортом в регионе. Мы проанализировали доклад ЦЭИ и пересказываем его содержание для читателей.
Исследование огромное, так что мы разбили свое изложение на несколько частей для удобства чтения. Сейчас вы читаете третью часть — о создании транспортно-пересадочных узлов.
Автовокзалы переезжают и превращаются в ТПУ
Скелет новой системы общественного транспорта агломерации должны составить транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).
В базовом, минимальном сценарии транспортной реформы их четыре.
ТПУ Кировская
На базе одноименной станции метро и ж/д платформы Пятилетка. Предполагается реконструкция и открытие северного вестибюля станции метро «Кировская», строительство подземного перехода от метро к железнодорожной платформе, выделение территории для размещения нового городского автовокзала междугороднего и пригородного сообщения, строительство новых участков улично-дорожной сети для подъезда автобусов к ТПУ и отстойно-разворотных площадок для автобусов городского, пригородного и междугороднего сообщения. ТПУ также включает в себя остановку трамваев, следующих по проспекту Кирова.
Основная задача этого ТПУ — перенос пригородного и междугороднего автобусного сообщения из ныне действующего Центрального автовокзала г. Самары. Это позволить сократить перепробеги автобусного транспорта, время поездок, обеспечить удобные пересадки на железнодорожный транспорт и метрополитен.
Обустройство ТПУ включает в себя строительство нового автовокзала. На него можно будет переориентировать ряд пригородных автобусных маршрутов — например, в Кинель, Алексеевку и т.д.
По оценке ДГ, ТПУ Кировская — одна из самых реалистичных частей плана ЦЭИ. Его создание уже обсуждали с РЖД, хотя и в рамках другого плана — запуска ускоренной электрички в Тольятти (в предложениях ЦЭИ этого нет). Сейчас РЖД уже занимается станцией Пятилетка — там снесли часть Кировского рынка, планируется модернизация платформы.
ТПУ «Самара-Арена»
У стадиона предполагается строительство автостанции пригородного и междугороднего сообщения. Транспортно-пересадочный узел объединяет маршруты трамваев и автобусов и пригородные и междугородние маршруты, проложенные по Волжскому и Московскому шоссе. Большая часть пригородных и межмуниципальных маршрутов, рейсы которых в настоящее время отправляются с остановок у Барбошиной Поляны (Проспект Кирова), переносятся на данный ТПУ. Это позволит ускорить комплексное освоение зоны нового развития, тяготеющей к стадиону «Самара-Арена», сделать более комфортными поездки из северных окрестностей Самары, считают в ЦЭИ.
Новая автостанция в ТПУ «будет интегрирована с трамвайным сообщением города и торгово-рекреационной зоной, создаваемой в рамках комплексной реорганизации территории при стадионе «Самара-Арена», отмечают авторы доклада.
Отметим, что правительство Самарской области в 2020 году проводило конкурс проектов по освоению территории вокруг стадиона.
Вот так выглядит проект-победитель.
Победителем стал проект Samara GreenCity консорциума KPMG с участием СамГТУ и двух архитектурных бюро. Согласно их концепции, «развитие территории предполагает организацию ландшафтной связи с р. Волгой, создание сети зеленых лучей и кластерный подход к мастер-планированию. Ключевыми задачами при разработке мастер-плана стало развитие территории в гармонии с природой и создание комфортной современной городской среды». С июня 2020 года, когда завершился конкурс, о реализации победившего проекта ничего не было слышно. Проект транспортной схемы напрямую с этим проектом не увязан.
ТПУ Ягодная
В рамках этого мероприятия предполагается перенос остановочного пункта к железнодорожному переезду с ул. Мира на Северное шоссе. К новой платформе должны ходить маршруты ОТ из районов жилой застройки Крутые Ключи и Кошелев Парк, что значительно повысит комфорт и скорость передвижения для их жителей.
ТПУ Липяги
Формирование ТПУ на базе остановочного пункта железнодорожного сообщения Липяги (г. Новокуйбышевск). Мероприятие необходимо для переключения пассажиров с пригородного автобусного сообщения на железнодорожное сообщение в связях Новокуйбышевска с Самарой и другими городами Самарско-Тольяттинской агломерации, создания новых комфортных мультимодальных маршрутов поездок из Новокуйбышевска в различные районы г. Самары.
Автостанция Курумоч
В аэропорту Курумоч авторы исследования предлагают построить автостанцию. «Железнодорожный транспорт не будет в ближней и среднесрочной перспективе играть заметную роль в транспортном обслуживании аэропорта», — считают они. Вспомнив печальную историю электричек-«экспрессов» в аэропорт, трудно с этим не согласиться.
От автостанции при аэропорте Курумоч эксперты ЦЭИ предлагают отправлять автобусные рейсы до новых ТПУ в Самаре, в Тольятти, а также по ключевым междугородним направлениям в пределах Самарской области и за её пределы: в Сызрань через Жигулёвск, в Ульяновск через Димитровград, в Нурлат через Кошки, в Бугульму и Альметьевск через Суходол, в Бугуруслан через Отрадный, Кинель-Черкассы и Похвистнево, в Бузулук через Нефтегорск, в Безенчук через Чапаевск. Это предложение явно имеет смысл: сейчас жители этих городов часто летают из Самары, а добраться до аэропорта без машины практически невозможно.
В максимальном сценарии строятся еще три ТПУ в Тольятти — на базе новых ж/д станций в Центральном и Автозаводском районах. В Самаре программа-максимум — ТПУ Волгарь и ТПУ Толевая на Авроре, возникающий при переносе одноименной ж/д станции. Это позволит связать автобусные маршруты с электричками.
Строительство дорог
Потребуется два новых небольших, по 0,5 км участка УДС на подъездах к ТПУ Кировская и пл. Вишневая, общая стоимость 70 млн руб.
Читайте также:
Новая транспортная схема СТА. Часть 2. Итоги обследования
Новая транспортная схема СТА. Часть 4. Предложения. Электрички в Самаре и Тольятти
Новая транспортная схема СТА. Часть 5. Предложения. Метро, трамваи и троллейбусы, выделенные полосы
Новая транспортная схема СТА. Часть 6. Предложения. Изменения маршрутной сети
Новая транспортная схема СТА. Часть 7. Предложения. Тарифная система и принципы финансирования
Иллюстрация на обложке: Freepic
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте