,
Больнее всего падение курса рубля, а вслед за ним и режим самоизоляции ударили по малым предприятиям. Мы расспросили владельцев самарских компаний из различных сфер бизнеса о том, как они выживают в сложное время. Для сравнения пообщались с итальянским ресторатором. Различия есть, но не существенные.
«За месяц заработали 3200 рублей»
Виктор Давыдов, директор типографии «ЦПР»:
— Падение заказов произошло вслед за снижением рубля, с 9 марта. Поскольку в нашей стране почти ничего не производится, то, конечно, резко подскочили цены на бумагу и другие материалы, необходимые для работы типографии, а рентабельность начала стремительно падать, примерно на 20%.
Вторая волна падения бизнеса настигла нас в результате введения режима самоизоляции. За прошлую неделю типография получила заказы всего на 3200 руб. Сейчас единственное, что мы можем делать – принимать звонки и выполнять дизайнерскую работу из дома. Все. Зарплату выплатили сотрудникам на месяц вперед. Но что делать с зарплатой за май? Непонятно…
Никто не знает, когда завершится период самоизоляции. Если к концу апреля, то все равно из-за майских праздников месяц будет малоактивным. К тому же кроме зарплаты мне нужно выплачивать кредиты за оборудование. По одному из них мне дали отсрочку на месяц (это было предусмотрено изначальным договором с банком), никаких кредитных каникул в связи с пандемией мне пока не предоставляют. Складывается впечатление, что те меры, которые сейчас озвучены правительством для поддержки малого бизнеса, — в реальной жизни не работают, они «для галочки». Ни один предприниматель не выживет при таком подходе. И если режим самоизоляции не отменят уже на этой неделе, мне придется обанкротить компанию, а сотрудников выгнать на улицу. Наша типография работает в Самаре с 2002 года, всю жизнь я строил этот бизнес, и закрывать ее сегодня – очень и очень обидно.
Хочу сказать спасибо всем поставщикам, которые отнеслись с пониманием и дали отсрочки по платежам. Это помогло выплатить зарплаты сотрудникам.
За последний месяц я очень устал психологически. Моя супруга работает учителем, у нее нагрузка выросла в три раза. Слезы и бессонница — вот то, что я сейчас вижу! Департамент образования Самары, ну вы хотя бы интернет учителям оплатите!
Вспоминаю своих родителей в 90-е годы и теперь их очень хорошо понимаю. Терпение необходимо проявлять всем – от простых работников до губернатора. Если мы сейчас не справимся с кризисом — случится революция. И это крайне плохо.
«Пока есть вторая работа, от кафе не откажусь»
Дмитрий Храмов, директор кофейни White Cup:
— Мы ушли на карантин раньше многих других – с 18 марта. Сотрудников отправил в оплачиваемый отпуск на месяц. Если карантин продлится и в мае, буду решать, что делать с выплатами зарплат дальше. У меня есть вторая работа, которая приносит доход, и пока зарабатываю, от кафе не откажусь. Буду вкладывать необходимые ресурсы по мере сил. Кофейня расположена в усадьбе Дома Курлиной, на территории Музея Модерна. Мы арендуем помещение у музея и очень надеемся на отсрочку платежей.
Что касается режима работы на вынос, то он нам не подходит. Во-первых, White Cup изначально позиционирует себя как культурное пространство, и ценность кафе заключается далеко не только в фирменных блюдах. Во-вторых, чтобы работать на вынос, не поднимая цен с учетом услуг доставки, необходимо иметь полноценный штат специально подготовленных сотрудников, обеспечить меры дезинфекции, выстроить логистику. Все это временные и материальные затраты. Те компании, которые изначально работали на вынос, легко смогут принять новые вызовы, увеличив продажи и прибыль, остальные же столкнутся со сложностями и могут понести не только материальные потери, но и имиджевые.
И в третьих, считаю, что сегодня нет необходимости лишний раз рисковать. Весь ресторанный бизнес Европы уже второй месяц находится на карантине, мы тоже это время переживем. Здоровье людей дороже. Период самоизоляции позволяет обдумывать и реализовывать новые идеи для развития бизнеса.
Например, сейчас начали осваивать новое направление – пробуем запустить Интернет-магазин по обжарке кофе. Посмотрим, как этот проект «зайдет» в эпоху онлайн. Не думаю, конечно, что продажи покроют расходы на содержание кафе и зарплаты сотрудников, но пробовать стоит.
«Туры отменили, а аренду — нет»
Ирина Котова, директор туристической компании «Волга-Круиз»:
— Я и весь мой коллектив ушел в режим самоизоляции за счет оплачиваемого отпуска. Компания не закроется благодаря тому, что я располагаю финансовыми резервами «на черный день», а также сторонним источником дохода. Кризисы в нашей стране происходят очень часто, и я была подготовлена к подобной ситуации. Дополнительные источники дохода не позволят мне обанкротить компанию и влезть в долги.
Хочу сказать, что ситуация в моем бизнесе на сегодняшний день гораздо лучше, чем у многих коллег по цеху.
Туристическая сфера пострадала сильнее других, и думаю, что примерно 60% компаний закроются в связи с провалом туристического сезона в этом году.
Подспорьем для меня стали меры правительства: нам вдове сократили ставку по страховым взносам по оплате труда работников, а также предоставили рассрочку этих платежей на полгода. Есть послабления и по другим налогам.
Много вопросов остается по аренде. Далеко не все туристические агентства арендуют помещения у муниципалитета, области или госструктур. И, следовательно, не могут претендовать на отсрочку арендных платежей. Большинство компаний снимают помещения под офисы у частных предпринимателей. Кто-то из арендодателей идет навстречу и снижает платежи, а кто-то не соглашается, поскольку это тоже бизнес, и никому не хочется нести убытки.
На сегодняшний день ситуация в туристической сфере такова, что мы уже месяц не получаем доходов вообще и вынуждены возвращать людям деньги за отмененные туры. А потому очень просим клиентов отказаться от возвратов и перенести туры на более позднее время: осень или будущий год. Тем более что туроператоры предоставляют такую возможность без доплат, несмотря на то, что курс рубля существенно снизился.
В любом случае, менять направление деятельности, которое является для меня делом всей жизни, ни в коем случае не собираюсь. Мне очень нравится туризм, и я бы хотела продолжить работать в этой сфере. Уверена, что кризис рано или поздно завершится и ситуация наладится.
«Косметологи ушли в подполье»
Анжелика Мартынюк, директор студии красоты La Cartel:
— Поскольку наша сфера услуг — это исключительно оффлайн, то не было иного варианта, как закрыть салон. Сотрудники сейчас пребывают в оплачиваемых отпусках, но не думаю, что если режим самоизоляции продлится дольше, чем до середины этой недели, я смогу продолжать их оплачивать, так же как и аренду помещения, и все налоговые издержки, даже с учетом послаблений, введенных недавно правительством.
Наша прибыль напрямую зависит от того, скольким людям ежедневно мы сделали наращивание ресниц, дизайн бровей, маникюр, предоставили другие косметологические услуги.
Если мы не сделали ничего, то прибыль наша представляет собой полный ноль, из которого и не оплатишь, соответственно, ничего. Не помогут ни налоговые послабления, ни страховые.
К счастью, в моей ситуации пошел навстречу арендодатель, который согласился не брать с меня арендную плату за помещение во время простоя бизнеса. Он абсолютно в такой же ситуации, как и я, теряет прибыль.
Очень надеемся на то, что нам разрешат работать уже на этой неделе, иначе придется подавать на банкротство и вставать на биржу труда.
Многие из коллег по цеху сегодня уходят в нелегальный бизнес, открывая салоны красоты на дому, снимая частные квартиры и нарушая все законы. Ключевая причина – людям надо зарабатывать: у многих ипотека, семьи, дети.
Ещё одна причина — потеря клиентуры, которая наращивалась годами. Месяц простоя – и большинство клиентов уйдет к другим мастерам, к тем, кто работал и продолжает работать нелегально на дому.
В Италии не намного лучше
Сара Ферри, совладелец ресторана Da Reno, Марина ди Кастаньетто, Тоскана, Италия:
— Ресторан на берегу моря – наш семейный (с мамой) бизнес уже на протяжении многих лет. Это маленькое уютное заведение в туристической зоне Тосканы. Основной поток посетителей обеспечивают туристы, приезжающие отдыхать на море. Специфика ресторана – блюда с морепродуктами, местная кухня.
С введением официального карантина в Италии, 9 марта, ресторан Da Reno прекратил свою работу. Мы повесили табличку «Закрыто» и выжидаем в квартирах до лучших времен.
Для тех, кто облагается НДС, включая индивидуальных предпринимателей, в Италии полагается налоговый вычет от государства за период карантина в размере 600 евро в месяц, но эти деньги могут получить только те предприниматели, которые больше не имеют никаких других пособий от государства и больше нигде не трудоустроены. Моя мама, которая является основным владельцем ресторана, уже получает от государства пенсию в связи со смертью отца в размере 300 евро, поэтому на данную поддержку рассчитывать не может. Я же официально трудоустроена в другом месте, так что получить эту субсидию также не имею права.
Тем не менее, мы продолжаем исправно оплачивать аренду собственнику помещения. Нам будут возвращены 60% из этих денег при условии, что мы продолжим платить. Получается, что эти 60% будут исключены из суммы налога только в следующем году.
Налоги на время карантина снижены на 60%, но эти деньги мы все равно должны будем выплатить в следующем налоговом периоде.
Ситуация с работниками обстоит проще. В Италии существует такое понятие как «сезонная работа», поскольку у нас очень высок процент предприятий, сконцентрированных именно в туристическом сегменте. Наш ресторан как раз принадлежит к таким предприятиям. Зимой, в период завершения туристического сезона, мы закрываемся, а наши сотрудники получают субсидию от государства за отработанный период и это позволяет им иметь доход до заключения с нами нового контракта. В этом году мы не успели заключить с ними договоры на сезон в связи с введением ЧС, и люди продолжили получать пособия. Если бы контракт был заключен, нам бы пришлось их уволить и они получили бы расчет, который несколько меньше, чем зарплата.
Карантин в стране официально продлен до 4 мая, и очень надеюсь, что сразу же можно будет выйти на работу. Убытки несем колоссальные. В крупных городах рестораны работают на вынос, и мы бы рады работать таким образом, но наш бизнес полностью зависит от туристов, жителей здесь не много. Словом, нет туристов – нет покупателей.
Что касается организации работы, то мы до сих пор ничего не знаем, кроме того, что дистанция между столами должна быть не менее 2 метров, и того, что работать придется в медицинских масках.
Фото обложки, перевод с итальянского — Ирина Опарина
Фото к материалам предоставлено из архивов бизнесменов, а также сделаны автором статьи.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram