Где организовать выставку уличного искусства

Художник Арт Абстрактов — о городских площадках, деньгах и предрассудках

 861

Автор: Редакция

.

,

В пятницу, 19 октября, Арт Абстрактов откроет в «Формограмме» выставку молодых и перспективных уличных художников: Андрей и Base ЧЖНС, Безымянный, Данила, Ghost, Vertigo, Izewendiwaner, Oiji, Tachez, 1ОК и сам Арт Абстрактов представят (а желающим — даже продадут) диджитал-арт, холсты и инсталляции.

Художник рассказал Жанне Скоковой, какие выставочные пространства готовы принять стрит-арт, во сколько обходится организация коллективной выставки и что мешает музеям развиваться.

Самый сердитый вариант

— Найти место для собственной или коллективной выставки в Самаре – сложно. Музеи и галереи можно пересчитать по пальцам, при этом у каждой площадки свои правила. Понятно, что неизвестный художник вряд ли попадет на востребованную площадку.

sam_lit_mus

Куда таким людям податься? Есть выход – бесплатные выставки, которые организуют в качестве декораций для музыкального события в ночном клубе.

Последний модный тренд – использовать художников в качестве бесплатного оформления. Так автор не может полноценно представить себя публике – часто его работы находятся в неприметных местах: на столбах, на барной стойке, на ступеньках. В клубах нет нормального места для экспозиции, нет подходящего света. Да и люди приходят туда тусоваться, а не смотреть на картины.

К тому же, работы могут легко повредить, уничтожить или даже украсть.

Другие варианты: Самарский художественный музей, музей имени Алабина, галереи «Виктория», «Вавилон», «Формограмма», «Дневник» и Музей модерна.

Куда податься ребятам с улиц

— Музей модерна не особо котирует авторов, которые работают в абстрактном направлении или занимаются уличным искусством. Стрит-арт – не их формат. Как-то я спросил искусствоведа Илью Саморукова: «Какие площадки можно использовать в Самаре?». Он назвал в первую очередь галерею «Дневник» и «Формограмму».

Галерея «Дневник» — хорошее место, но, к сожалению, там преобладает формат однодневной выставки, который подходит не всем. Создательница «Дневника» сейчас переехала в Москву, чтобы учиться, поэтому занимается выставкам по мере возможности.

«Вавилон» рассчитан на приземленное академическое искусство. Там выставляют мэтров, которые пишут натюрморты, создают скульптуры и другие классические произведения искусства. Нам этот вариант не очень подошел.

Anton_Valence_-_Formateriya_2_Samara_2015

Другое дело – «Виктория», где ориентируются на концептуальность. Там очень плотный график. Но это не самое главное препятствие для молодых художников.

Чтобы выставляться в «Виктории», ты должен ходить на платные курсы, которые проводят в ней. Завершающей дипломной работой станет участие в итоговой коллективной выставке.

Либо ты можешь познакомиться с кураторами галереи и заинтересовать их своим творчеством. Было время, когда меня на улице нашел Сергей Баландин и у меня появилась возможность показать свои работы в «Виктории». Просто так, если у тебя нет статуса, ты не попадешь на эту площадку. Отбор очень жесткий, чаще всего основанный на личных отношениях куратора и художника. Как сказал Сергей Баландин: «Если не выставляешься здесь — значит, ты недостаточно безумен».

Музей Алабина находится в исторической части города, доступен для жителей всех районов, это место на слуху. Когда я встретился с теми, кто занимается «раскруткой» музея, то сразу вдохновился: сотрудники были за то, чтобы разбавить экспозиции чем-то новым и современным.

Но потом я наткнулся на стену, через которую можно пробиться, только имея кучу денег. Одни люди одобрили нашу идею, а другие — зарубили все на корню. Лицо, ответственное за выставочные залы, сразу заявило: «Мне не интересно, что вы здесь будете проводить, потому что прибыли это нам не принесет. Вот, у нас есть Никас Сафронов, выставка пауков и различные коммерсанты, которые платят хорошие деньги за аренду». Самарских художников оценили ниже пауков, ярмарки с колбасой и шалями. Что интересно, расценки для местных арендаторов и гостей из столицы разнятся – для москвичей ценник могут увеличить.

Мне сразу показали место будущей экспозиции: в маленьком помещении, в каком-то закутке. Предложили мобильные фальшстены, чтобы подвешивать работы. Аренду оценили в 30 тысяч рублей. Если за месяц эта сумма не наберется за счет продажи билетов, придется доплачивать из собственного кармана. А аренда зала «Юг» вообще стоит 100 тысяч рублей.

Казалось бы, самая мощная площадка — Художественный музей — тоже не очень доступна. У них все расписано на год вперед. Однако я познакомился с сотрудниками музея и увидел неподдельную заинтересованность. Организаторы пошли нам навстречу. Предложили достаточно лояльные условия — за аренду платить не нужно. Выставка будет окупаться за счет тематических лекций и мастер-классов. Это очень круто, потому что я всегда мечтал попасть сюда в качестве творца, а не обычного посетителя.

Заметил, что музей расширяет свой формат – проводит довольно смелые выставки, например, Сергея Шнурова и показывает публике иллюстрации Бердина-Лазурского. Мероприятия согласовывают с директором и министерством культуры, затем ставят в график. Придется ждать выставки почти год.

volga_nol_gudok

Для нас самым удобным вариантом оказалась частная галерея «Формограмма». Чтобы организовать выставку здесь, достаточно познакомиться с хозяйкой места. Здесь проводят частные мероприятия, маркеты и выставки современного искусства.

Наша выставка Background vol. 2  в «Формограмме» будет проходить три дня. Открытие — в пятницу вечером, 19 октября. На нем выступит самарская рэп-группа. В остальные два дня гостей ждут лекции про стрит-арт и мастер-классы. Любой желающий сможет порисовать баллонами. На организацию мы потратили около 15 тысяч рублей. Кроме того, в «Формограмме» можно продать свои работы и отбить деньги.

Потерянный «Арт-лофт»

— Background vol. 2 — это продолжение экспозиции, которая открылась в мае прошлого года в галерее стрит-арта на улице Ленинградской, 77. В 2016 году я договорился с владельцами «Арт-лофта» о том, что использую для выставки коридор, который связывает все помещения творческих мастерских. Позвал уже известных ребят с улиц: Жбана, Клауса, Вертиго и других. Поэтому первая выставка была посвящена граффити-культуре.

Со временем арендаторы «Арт-лофта» начали жаловаться, что граффити напоминают стены в притоне. Тогда я решил поменять концепцию галереи на стрит-арт, полностью исключив шрифты. Название сменилось на Background — фон. Все было хорошо, но потом у здания сменился владелец. «Арт-лофт» стал «Домом 77». Дальше развивать галерею мы не смогли.

background_-_art_loft

Бывшие организаторы «Арт-лофта» не сидели на месте. Они переместились на другую площадку на улице Куйбышева, где открыли ивент-центр «Галерея». Народ особо не ходил туда, поэтому место также закрыли. Еще были попытки взять в оборот здание бывшего реального училища, чтобы создать там подобие «Арт-лофта». Но все понимали, что потребуются миллионы рублей на ремонт крыши, а после череды пожаров от этой идеи и вовсе отказались. До сих пор училище стоит заброшенным и обгоревшим.

Текст: Жанна Скокова
Фото:
Анна Алонова, Петр Гридин, Асхат Бардынов для «Большой деревни», Константин Зацепин, Денис Сарбаев для «Большой деревни», Нуся Джамолдинова

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook