,
Сегодняшней нашей героиней станет улица, находящаяся почти в историческом центре. Территория, по которой она проходит, стала обживаться с 1870-х годов, но свой нынешний облик она получила только 30 лет назад. Итак, история улицы Владимирской без прикрас и утаек в нашем материале.
Автор текста — краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев, мои комментарии к нему даны курсивом.
Начинается улица Владимирская на территории бывшей Солдатской слободы (в границах нынешней Больничной, Владимирской, Коммунистической и Дачной), которая появилась еще в 1850-х годах.
В краеведческой картотеке купца Константина Головкина имеются сведения, что эта территория была отведена городом солдатам — участникам Крымской кампании бесплатно, при условии непередачи ее третьим лицам. Туда же со временем мигрировали городские дома терпимости (подробности здесь).
Самый первый дом по Владимирской имеет номер 1а и является одной из составных частей Культжилкомбината трампарка. Первая его очередь была сдана в 1938 году.
После пересечения с улицей Мичурина Владимирская немного меняет свое русло, проходя вплотную к беспокойному хозяйству ГТД — городского трамвайного депо.
До середины 1970-х годов между ней и улицей Коммунистической располагалась улица Ленская, и тогдашние трамваи заходили в ГТД именно по ней. Разбор «старины» начнём как раз с этого района.
На спутниковом снимке 1965 года жёлтой линией обозначена улица Ленская, зелёной линией — переулок Айвазовского и синей линией — переулок Верещагина. В левом верхнем углу снимка видна часть Владимирской и территория ГТД. На самой Ленской имелось почтовое отделение, а в доме №44 располагался филиал «Рембыттехники».
В путеводителе по Куйбышеву за 1935 год указывается, что по улице Ленской, 49 размещалась конная база куйбышевской краевой конторы с нетривиальным названием «Заготконь».
В 1972 году здесь же было обещано построить новый восьмиэтажный корпус для «Рембыттехники», и спустя десять лет, пусть и с меньшим количеством этажей, обещание было исполнено. Сейчас это здание известно в Самаре как ТЦ «Аквариум».
В переулке Айвазовского прошло детство одного из моих сослуживцев. По его воспоминаниям, там было тихо и зелено, хотя он находился всего лишь через два частных дома от улицы Владимирской. На фото 1973 года можно увидеть эту «патриархальность».
В 1976 году весь этот район попал под снос, а семья сослуживца переехала в новый XI мкр. Как вы могли догадаться, именно тогда с карты нашего города исчезли и улица Ленская и оба переулка, названных в честь знаменитых художников.
На следующем снимке 1965 года дана панорама всей улицы Владимирской (отмечена красным).
Территория, по которой проходит большая часть улицы Владимирской (от Коммунистической до улицы Пензенской), до революции именовалась Мещанским поселком. Этот пригород Самары появился в 1900-х годах, жили здесь в массе своей рабочие, ремесленники, приказчики и т.д. К 1917 году юго-восточной границей Мещанского поселка была улица Пензенская.
К слову, для топонимики Мещанского поселка улицы, названные в честь городов, не редкость. Здесь имелись Московская, Тверская и Астраханская.
На следующем снимке дана панорама прилегающего к улице Владимирской района с обозначением маршрутов трамваев (красные линии) и троллейбусов (синие линии) по состоянию на 1965 год.
В те времена маршруты сильно отличались от нынешних.
Так, 5 ноября 1957 года, к очередному юбилею Октября был открыт троллейбусный маршрут № 9.
Он шёл от кинотеатра «Искра» (де-факто – от городского кладбища, но не напишешь же так о маршруте!) извилистой дорогой через посёлок Кузнецова и далее по Владимирской улице (на отрезке от Кирпичной и до Коммунистической). Конечной точкой «девятки» была площадь Революции.
А годом ранее, и тоже к годовщине Октября, от известного на весь город «шестого тупика» до Клинических больниц был продлён и трамвайный маршрут. Его трасса пересекала Владимирскую по Пензенской, причём после этого трамвай № 6 и троллейбус № 9 некоторое время шли параллельными курсами. Мне доводилось видеть подобную картину в начале 80-х годов из окна трамвая, когда улицу Пензенскую ещё не успели застроить высотными домами. Строительство микрорайонов уничтожило множество улиц бывшего Мещанского поселка, но их названия нам, к счастью, известны.
На следующем снимке наблюдается Владимирская на отрезке между улицами Коммунистической (красная линия) и Пролетарской (белая линия).
1. Жёлтая линия — улица Бебеля. Названа в честь Августа Бебеля – одного из лидеров германского рабочего движения. Когда-то в доме №2 по улице Бебеля располагалось Дорожное управление Горисполкома Куйбышева. После застройки высотками этот дом уцелел, получил №17 по улице Коммунистической, и сейчас там размещён департамент городского хозяйства и экологии.
2. Зеленая линия — улица Декабристская (как правило, отмечается на современных картах, но ни одно здание не имеет по ней адреса).
3. Синяя линия — улица Столбовая (исчезла).
4) Фиолетовая линия — улица Чернореченская.
5) Черная линия — улица Пушкинская (исчезла).
К слову, в 2007 году, когда в Самаре решили увековечить память Пушкина, одной из улиц, которая могла быть переименована в честь великого поэта, была как раз Чернореченская. За близость к утраченной Пушкинской. Но судьба распорядилась иначе. Почему в честь Александра Сергеевича была переименована часть улицы Братьев Коростелевых, читайте здесь.
Теперь переходим к следующему снимку, где Владимирская присутствует на отрезке от улицы Пролетарской (белая линия) и до Кирпичной (голубая линия). Обратите внимание на то, что благодаря наличию троллейбусного маршрута улица Владимирская чётко выделяется своим асфальтом на фоне своих менее «продвинутых» улиц-соседок.
1. Красная линия — улица Городская (исчезла).
2. Желтая линия — улица Озёрная (исчезла), с 1964 по 1986 год именовалась улицей Ивана Булкина.
3. Зеленая линия — улица Сызранская, ныне — проспект Карла Маркса.
4. Синяя линия — улица Аксаковская.
5. Фиолетовая линия — улица Салтыкова-Щедрина (как правило, отмечается на современных картах, но ни одно здание не имеет по ней адреса).
6. Черная линия — улица Тверская.
7. Оранжевая линия — улица Пензенская.
К слову, те самые братья Кузнецовы жили как раз в этом районе Мещанского поселка. Александр — на улице Городской, 39, а Василий — на Аксаковской, 69. Подробности их биографии читайте здесь.
В левой части спутникового снимка изображён оранжевый крестик. На этом месте (пересечение тогдашних улиц Урицкого и Тверской, а ныне это остановка «Крымская площадь») когда-то и располагался «шестой тупик». Дело в том, что старые трамваи напоминали современные локомотивы – у них имелись кабины по обеим сторонам вагона. Для разворота в конечной точке маршрута им не требовалось кольца, а было достаточно тупика. Для образца – трамвайный тупик у самарского ЖД вокзала.
Осенью 1926 года к имеющимся в городе пяти трамвайным маршрутам было решено добавить шестой, который соединил бы Самару с Закладбищенским поселком. Было предложено четыре варианта для трассировки шестого маршрута. Выбран был тот из них, который изображён в правой части коллажа. После этого и родилось выражение «убыть в шестой тупик», означавшее поездку на кладбище в один конец и являвшееся аналогом современного «на Рубёжку».
На следующем снимке среди частного сектора можно различить застройку в два этажа.
В красном кружочке находятся восемь жилых домов, которые успели попозировать на фото перед своим сносом.
В жёлтом кружочке находится дом по Владимирской под нынешним номером 31А. Согласно публичной кадастровой карте, это здание было построено в 1910 году. Там располагалась сначала женская гимназия, а после революции — школа, которая несколько раз меняла свои номера: 22, 39, 131. После распада СССР там находился медицинский лицей, а сейчас размещён лицей «Классический».
В списке выявленных объектов культурного наследия это здание проходит как «Здание школы в Мещанском поселке» (арх. Д.А.Вернер). Приятно осознавать, что даже за чертой исторического центра есть здания, спроектированные известными архитекторами. К слову, практически идентичное здание расположено неподалеку — на улице Пролетарской, 100.
Завершая рассказ об улице Владимирской образца 60-х годов, стоит сказать о том, что после её пересечения с улицей Кирпичной и ухода троллейбусного маршрута обозреваемая улица Владимирская превращалась в эдакую «козью тропу», теряющуюся в недрах посёлка Кузнецовых. Нумерация домов по нечётной стороне обрывалась на числе 67, а по чётной стороне — на 130.
Новые страницы истории улицы стали писаться с 1976 года, когда под застройку будущего IV Мичуринского мкр. (в границах улиц Владимирской, Мичурина, Дачной и Чернореченской) был зачищен здешний частный сектор. В первый день 1977 года газета «Волжская коммуна» обозначила планы строительства.
Чётная сторона улицы Владимирской, ставшая границей микрорайона, застраивалась домами на изрядном отдалении от проезжей части улицы. Сейчас в промежутке между домами и тротуаром мы можем обнаружить гаражи, стоянки, мини-рынки и даже высоковольтную ЛЭП.
В 1977 году был застроен отрезок Владимирской от Мичурина до Коммунистической, в 1978 году дошли до Чернореченской, а в 1979 году (уже на территории V Мичуринского мкр.) появились девятиэтажные дома и в районе проспекта Карла Маркса.
К слову, на пересечении упомянутого проспекта и улицы Владимирской пару лет назад планировали построить одну из станций Второй линии самарского метрополитена. Что любопытно, ее название — «Клиническая».
В областной и городской прессе тех лет часто писали про Мичуринские микрорайоны, но при этом Владимирская, как правило, не попадала в кадр фотокорреспондентов. Удалось найти лишь одно фото 1979 года с домом, приписанным к Владимирской – это дом №40 (красная стрелка). Жёлтая стрелка указывает на здание старой пожарной части 1914 года постройки.
На жизнь этого района в те годы оказывали своё влияние два события – это собственно само многоэтажное строительство IV и V Мичуринских мкр., а также строительство Привокзальной отопительной котельной. В марте 1978 года был временно прерван маршрут троллейбуса №9.
Потом его возобновили, но в 1983 году линию ликвидировали окончательно, так что сейчас по улице Владимирской ходят только «маршрутки» и автобус №13, следующий в Запанской.
В те же годы были пущены троллейбусы по улице Коммунистической (мимо будущего «Золотого яблока») и переведены трамваи с Пролетарской на Чернореченскую. Окончательно чётная сторона Владимирской (вниз от Пензенской) была застроена в 1984-1985 гг., с её продлением до улицы Безымянной, а там и до Ново-Урицкой всего 50 метров пути.
Нечётная сторона Владимирской застраивалась более пёстро – хозспособом. Здесь были выстроены жилые дома для работников Куйбышевской железной дороги (Владимирская, 21)…
и Средневолжского станкостроительного завода (Владимирская, 7).
В 1988-1989 годах началось строительство района, примыкающего к улицам Владимирской и Урицкого. В частности, там активно возводились дома новой поволжской серии с круглыми лоджиями.
Обратите пристальное внимание на найденную Евгением заметку «Микрорайон расширяет границы» из газеты «Волжская заря» за 12 мая 1987 года. В ней — грандиозные планы по развитию поселка Кузнецовых. В частности, планировалось перенести трамвайную линию с улицы Пензенской за пределы микрорайонов. Куда, впрочем, не уточняется.
По чётной стороне улицы Владимирской обозначилась другая «фишка» тех лет – точечная монолитная застройка (дома №№ 46А и 46Б).
Строительство новых домов на обозреваемой улице продолжилось и после распада СССР – в частности, это дома №№ 37А, 41А, 43А. В настоящее время наконец-то взялись за долгострой на углу Владимирской и Карла Маркса.
И можно предположить, что это будет не самое последнее новое здание, возводящееся на Владимирской.
Bonus-track
№1. Главная достопримечательность улицы Владимирской в 1991 году.
Серый — IV Мичуринский микрорайон.
Розовый — V Мичуринский микрорайон.
Голубой — I микрорайон поселка Кузнецовых.
Зеленый — II микрорайон поселка Кузнецовых.
Красный — III микрорайон поселка Кузнецовых (проектировался, но не был построен в советское время).
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте