,
В этом году в Самаре снова заговорили о метро: врио губернатора Дмитрий Азаров анонсировал строительство станции «Самарской» в 2019 году. Ее хотят строить открытым способом, для этого перекроют часть улицы Самарской и вскроют дорожное полотно.
ДГ поговорил с Сергеем Натальчуком — человеком, который строит самарский метрополитен с 1986 года, директором компании «ВТС-Метро» — и выяснил, что не так с подземкой в Самаре и как она может развиваться.
О станции «Самарской»
— Станция «Самарская» была еще в советских проектах, когда метро в Самаре только начинали строить. Причина простая: от нее должен пройти тоннель во двор «белого дома», чтобы региональное правительство могло спуститься под землю в случае чрезвычайной ситуации. Сейчас надо провести корректировку проекта, потому что раньше ее хотели строить закрытым способом, глубже под землей, из-за этого нужно было расселять и сносить ветхие дома. Если строить открытым способом, вскрывая участок улицы Самарской, ничего не придется сносить.
«Самарскую» реально построить за 2,5-3,5 года и за 5,5-6,5 миллиардов рублей.
Почему самарское метро — это дорого
— Когда в Самаре начинается строительство новой станции, все пытаются что-то поиметь на этом. Когда начинали строить «Алабинскую», сразу возникла проблема: мы перекрыли Ново-Садовую. Там, где сейчас улица Соколова, тогда были курмыши. Нам сказали: «Постройте временную объездную дорогу». Построили. Она семь лет простояла без капремонта. Как видят, что строится метро, начинается: например, сетевики навязывают перекладку и обновление коммунальных сетей. Сейчас у всего есть хозяева, которые не против решить свои проблемы за счет метрополитена.
Почему самарское метро — это долго
— Несведущие люди говорят: метро строится очень долго. Я согласен на 150%, но это только в Самаре. Почему? Деньги на строительство станций выделяют порциями, по остаточному принципу. Мы, наверное, единственный город в России, в котором на одну станцию метро уходит по 10-15 лет.
Строительство метрополитена разыгрывают на торгах. Объявили тендер на 100 миллионов, победил один строитель. Сделал работы на 100 миллионов. Через год следующий тендер. Побеждает другой строитель. Значит, оборудование первого нужно сначала вытащить из-под земли, установить технику второго. На это уходит время, да и деньги. Опять же, подземная стройка — дело сложное и опасное, нужно соблюдать все нормы. Если на автомобиле можно вильнуть, объезжая ямку на дороге, то в тоннеле ямок быть не может и объехать ничего нельзя — разобьешься.
О неожиданных проектах
— Роют котлован, в нем строят станцию. А потом пустоту между станцией и поверхностью засыпают землей. Просто так. В случае с «Самарской» район — центр города. Можно сделать там подземный паркинг длиной 600 метров. Дорогу восстановили, сделали заезд. Все. Метро — это независимая конструкция. И парковка — независимая. Везде бетон. Даже если на парковке случится пожар, метро это не затронет. Выигрываем что? Места можно продавать, можно сделать их платными. Жалко терять такую пустоту.
Что не так с «Московской»
— «Московская» течет: там были сделаны временные сооружения, рассчитанные на то, что там начнется строительство пересадочной станции «Карла Маркса». Но денег не было, забросили. И это временное уже 20 лет стоит.
Куда строить метро
— На «Самарской» я бы пока остановился в том направлении. Если начать ее строительство в обозримом будущем, можно параллельно проектировать вторую линию. На это уйдет минимум полтора года. К этому времени «Самарскую» закончат, а проект новой очереди уже будет готов. Например, пойти в сторону железнодорожного вокзала: сделать пересадочный узел «Московская» — «Карла Маркса», пройти до площади Урицкого, выйти на поверхность и завести метро по эстакаде на вокзал. Там надземная станция.
Пока это все сооружается, можно заняться проектированием в сторону Крутых Ключей или Южного города. Эти территории сейчас развиваются.
Есть вариант с «Театральной» в районе площади Куйбышева. Дальше — по Ленинградской на сквер Высоцкого — станция «Ленинградская». Но туда надо идти, когда Самара с колен подымется.
В материале использованы фото с сайта самарского метрополитена
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook