СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ ПТИЧКА

Погружение в процесс создания фотоснимков по технологии XIX века

 587

Автор: Редакция

Амбротипия созвучна какому-то психическому заболеванию и действительно сложно объяснима с логической точки зрения. Дорогие химические реагенты, трудоемкий процесс подготовки снимка и непредсказуемый результат. Но когда наблюдаешь за всеми этими сложными манипуляциями и волнением всех участников процесса, то ловишь себя на мысли, что неплохо было бы тоже попробовать самому…

Бессмертный отпечаток

Амбротипия (от др.-греч. ἀνβροτός — «бессмертный»,и τύπος — «отпечаток») — это мокрый коллодионный процесс, открытый Фредериком Скоттом Арчером в 1851 году. Его суть состоит в получении фотографических негативных изображений на стеклянных пластинках с коллодионной эмульсией. Особенность процесса заключается в том, что все действия (полив эмульсии, сенсибилизация, экспонирование, проявление и фиксирование) необходимо выполнить за 10-15 минут, пока не высох коллодий.

В наш век процесс производства снимка настолько прост, что мало кто задумывается о технологии. Человеку, считающему себя фотографом, нужно только выбрать ракурс и нажать на кнопку. Остальное делает камера, нашпигованная сложным оборудованием и программным обеспечением. Тем не менее по всему миру сотни фотографов продолжают делать снимки, используя мокроколлодионный процесс съемки. Раз в год эти энтузиасты проводят World Wet Plate Day — день, посвященный популяризации амбротипии, когда любой желающий может попробовать себя в роли фотографа либо просто выступить моделью и получить в свою коллекцию уникальный снимок.

Итак, добро пожаловать на самарский World Wet Plate Day — ежегодное мероприятие, когда практикующие амбротипию фотографы посвящают день своему увлечению.

11169737_795697017215221_3097860552225580233_o

Организатором события выступил Александр Сергеев, человек, связанный с геоинформационными технологиями и транспортным моделированием, но открывший для себя уникальную технику фотографирования по воле случая:

«Мой тесть был фотографом. Когда два года назад его не стало, я разбирал его подвал со всяким хламом. Там нашелся чемодан с этой камерой и другими деталями фотоаппаратов. Собрал, проверил — вроде камера в комплекте — и затем решил проверить, можно ли на нее снимать.
Сама камера сделана в 1906-1908 году (судя по серийному номеру объектива), но по конструкции кассеты было видно, что она для стеклянных пластинок, а не пленки. Изучил, какие были процессы, и решил повторить мокроколлодионный процесс, или амбротипию. Так сложилось, что в истории развития технологий этот процесс был относительно дешевым и безопасным (по сравнению с более ранними), но при этом еще не тиражным, как пленка. Самое то, чтобы повозиться самому».


ISO 0,5

На площадке перед 10-м корпусом СГАУ уже в 10 утра собирались участники, а за сам процесс съемки отвечал известный фотограф Николай Страшнов. Он выставлял камеру, подбирая наиболее подходящие ракурсы с достаточным уровнем освещенности, попутно рассказывая участникам мероприятия о технологии и особенностях съемки. На большинство присутствовавших фотографов сразу же произвела впечатление информация о светочувствительности данной съемки, более знакомой большинству значением ISO.

10467138_795697370548519_259213743607542216_o

— Примерно 0,5! — ответил на вопрос Николай. Это значит, что модели приходится замирать неподвижно перед камерой на несколько секунд, пока идет экспонирование.

11157520_795697020548554_7586716154922309241_o

Через несколько минут прибежал Александр с ящичком, в котором лежала первая подготовленная для съемки пластина. Девушка-модель, застенчиво улыбаясь, по команде застыла, с объектива камеры снята крышечка объектива, несколько секунд — и объектив снова закрыт. Снимок произведен.

10608767_795697087215214_6823504451974534252_o

Спустя мгновение мы мчимся в лабораторию. До того, как коллоид высохнет, остались считанные минуты, а потому ожидание лифта и путь на шестой этаж оказываются очень напряженными. Александр почти переходит на бег, и мы буквально врываемся в лабораторию, небольшую комнатку, освещенную красным светом. Начинается процесс проявки пластины.


Во все тяжкие

Многие из нас, будучи сопливыми и переполненными гормонами школьниками, делали необдуманные заявления о том, что «Я не собираюсь быть химиком» и «Зачем мне это нужно?». Однако выясняется, что в жизни может пригодиться все. Человек, выбравший себе в качестве хобби амбротипию, должен быть готов к тому, что придется вспомнить курс химии и обзавестись лабораторией.

11169790_795697257215197_7893027039482609605_o

Необходимое количество проявителя выливается прямо на пластину и распределяется по ее поверхности. Проявление длится 12-15 секунд.

11174674_795751123876477_1340322496096438170_o

После чего Александр начинает готовить новую пластину.

— Помните «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»? — загадочно улыбается Александр Сергеев перед тем, как раскрыть состав коллодия. — «Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем эфирные зомби!»

Приготовление коллодия действительно требует предосторожности и хорошей вытяжки, так как в состав помимо спирта входит эфир, крайне летучее и дурманящее вещество.

11212673_795697233881866_529752854081842404_o

«Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь», — задумчиво произносит кто-то из присутствующих, завершая цитату из бессмертного произведения Хантера Томпсона. Гудит вытяжка. Процесс подготовки продолжается.

На заранее отполированное в растворе мела и спирта стекло льется коллодий. Александр очень осторожно и аккуратно распределяет его по поверхности стекла, а затем сливает излишки с углов. Затем пластинка помещается в раствор нитрата серебра. Процесс погружения должен быть непрерывен, так как любая задержка оставляет горизонтальные полосы. Через четыре минуты пластина аккуратно вынимается и помещается в специальную кассету для съемки.


Березки

Мы снова бежим, но уже на улицу. От момента извлечения пластины из ванночки с серебром до начала проявки должно пройти не больше 15 минут, пока пластина не высохла. Процесс трудоемкий и, кстати, очень затратный.

Для начала нужно около 12 тысяч только на химию, которую очень непросто достать, и лабораторную посуду, — рассказывает Александр. — Сам снимок по расходным материалам обходится минимум в 60 рублей, притом его качество не гарантируется. У меня сначала, конечно, ничего не получалось. Нашел иностранный закрытый форум по амбротипии, там сотни обсуждений типа «вот такая проблема, делаю так и так, помогите советом» — по ним отлаживал процесс. Только через несколько месяцев начало получаться более-менее нормально с технологической точки зрения.

11220784_795697327215190_2902858881131039031_o

На улице очередной сюрприз. Николай Страшнов переставил камеру по просьбе фотографирующихся, и теперь надо вновь высчитывать выдержку и значение диафрагмы. Ему помогает своим экспонометром Петр, один из участников мероприятия.

11182745_795697280548528_673673649729557634_o

Делается классический снимок «у березы». Видимо, этот шаблон, привитый с детского сада, неистребим.

11144899_795697297215193_4510156060316534802_o

Через час, устав от беготни с пластинками в лабораторию и связанной с этим суеты, Николай объявляет бунт, и мы отправляемся в студию, расположенную в соседнем от лаборатории помещении.

Некоторые участники приходили всерьез подготовленными, стараясь выглядеть соответственно эпохе расцвета амбротипии.

11169807_795697397215183_1371815699203602674_o


 Усталые, но довольные

Съемки шли до самого вечера. Кроме Николая Страшнова, с камерой работали Евгения Абрамян и Петр Гридин, каждый по-своему выставляя кадр, экспериментируя с освещением и композицией. Спустя 9 часов съемок был подведен итог — 45 условно удачных снимков и 10 неудачных.

Александр Сергеев:

«Я очень доволен. Всё обошлось без косяков и всем было интересно (вроде бы). Пришло много людей, они узнали об удивительной технологии, попробовали, как тяжело сниматься и снимать. Кто-то мне сказал: «Я вот тоже хотел заняться амбротипией, спасибо вам, посмотрел — и больше не хочется» — ну тоже результат! А несколько человек загорелись идеей, и, видимо, у нас будет некоторый кружок. Это отлично, что теперь я не один в Самаре».

Фотографии, выполненные по технологии мокроколлодионного процесса с World Wet Plate Day, из группы мероприятия в  «ВКонтакте«.