ОТ УГЛЕЖОГОВ ДО РАКЕТЧИКОВ

8 интересных сюжетов из истории посёлка Управленческий

 2 593

Автор: Андрей Артёмов

В этом году один из трёх китов, на которых покоится Красноглинский район — посёлок Управленческий, отмечает свой вековой юбилей. Праздничные мероприятия состоятся в эту субботу, а мы в их преддверии решили вспомнить самые интересные моменты из его столетней истории.


1. ЖГИ!

В начале XX века территория поселка Управленческий была местом достаточно диким и малонаселённым. Основной контингент местных жителей составляли углежоги.

Производимый ими древесный уголь использовался как в хозяйстве (для растопки самоваров), так и на промышленных предприятиях. Технология его получения была следующей: поленья (чаще всего берёзовые) складывали в кучи так, чтобы в центре образовалось подобие трубы. С боков этой конструкции делали несколько продушин. Затем всё это закрывали слоем дёрна, который в свою очередь засыпали землей. Кучу поленьев поджигали с трубы, и она начинала медленного гореть при недостатке кислорода. В результате получался практически чистый древесный уголь. Он хорошо горел в печах и давал много тепла. Весь технологический процесс сопровождался дымом и копотью. Так как работали углежоги в овраге, то и имя ему было дано сообразное — Коптев.

avdeychev-photo-07

2. ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ

Новый импульс развитию этой территории дала Первая мировая война. Она быстро обнаружила слабые места царской армии, в том числе слабую обеспеченность боеприпасами, в частности, недостаток пороха. Вновь вспомнили о проекте строительства порохового завода в Коптевом овраге, который был разработан ещё в 1905 году.

24 мая 1916 года вышло в свет Постановление Совета министров о строительстве Самарского порохового завода (5-й казённый завод), утвержденное Николаем II 15 июня 1916 года.

В том же 1916 году началось строительство пристани в Коптевом овраге, складских помещений и дорог. К весне следующего года заработал кирпичный завод. На строительстве порохового завода в 1917 году работало уже несколько сотен рабочих, служащих и инженеров. Ситуация изменилась после революции. Темпы строительства упали, а в начале октября 1918 года руководство порохового завода вместе с бежавшими из Самары белочехами отправилось на восток страны вместе со всей технической документацией.

К концу 1918 года строительство завода было полностью заморожено.


3. ОТ ВИНТА!

Один из сохранившихся до наших дней объектов, связанных со строительством Порохового завода, — Винтовая (Шоссейная) дорога. Ее протяжённость — около 5 километров, она выложена камнем, в некоторых местах засыпана щебнем и утрамбована.

Начиналась Винтовая дорога в Коптевом овраге и уходила вверх к современной улице Сергея Лазо. Дата её постройки — 1917 год, о чём напоминает памятная плита на ее подпорной стене. По Винтовой дороге возили необходимые пороховому заводу грузы с пристани.


4. ФЛИГЕЛИ ДЛЯ ИНЖЕНЕРОВ

Естественно, строители и рабочие порохового завода должны были где-то жить. Для инженерного состава в 1917 году было построено около 20 флигелей, рассчитанных на проживание 100 человек. Некоторые из них были кирпичными, некоторые — деревянными.

Стоит отметить любопытную архитектуру этих сооружений, в частности, асимметричные фасады и крыши в виде башенок со шпилями. До наших дней сохранились 5 флигелей, например, № 10 (хоть и немного перестроенный), где ныне базируется местный мотоклуб.


5. ЗДРАВНИЦА

Еще один, к сожалению, утраченный артефакт посёлка Управленческий. Дом отдыха для членов ЦИК партии, а в простонародии Здравница. Построена она была в 1932-1935 годах.

Как гласит легенда, красотой этих мест был покорён проплывавший в 1927 году по Волге на пароходе всесоюзный староста Михаил Калинин. Именно он и предложил построить здесь дом отдыха для членов ЦИК. Отдыхали ли в Здравнице партийные бонзы, доподлинно неизвестно.

Главный корпус Здравницы был закрыт в 1982 году. Спустя два года был открыт новый корпус санатория в поселке Южный. Здравница медленно ветшала, процесс её разрушения ускорили вандалы. На данный момент от здания остался лишь фундамент.


6. ПОЧЕМУ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ?

Обнимающая Самарскую Луку Волга ещё в начале XX века будоражила умы отечественных энергетиков. За строительство здесь ГЭС ратовал Глеб Кржижановский. Но планы так и оставались планами до 1930-х годов, когда советское правительство всерьёз нацелилось добыть из волжской водицы столь необходимое для индустриализации электричество.

ГЭС должна была быть построена в створе Жигулёвских и Сокольих гор, аккурат рядом с Управленческим. Активные проектно-изыскательные работы начались в 1937 году. Подготовку и планы строительства активно освящали в прессе, а Жигулёвский пивоваренный завод даже выпустил пиво «Волжское» с соответствующий этикеткой. Начал строиться посёлок управления строительством ГЭС, который впоследствии для краткости будет именоваться просто — Управленческий.

Однако строительство ГЭС не было доведено до конца. Главной причиной этого стала подготовка к весьма вероятной войне с Третьим Рейхом. В августе 1940 года комитет обороны СССР принял решение о строительстве близ Самары трёх авиационных заводов. Потянуть ещё и возведение ГЭС было просто нереально. Её строительство было законсервировано осенью 1940 года.

Читайте по теме:
Воспоминания Сергея Голицына о строительстве Куйбышевского гидроузла


7. ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ДОМ

С началом Великой Отечественной войны начинается массовая эвакуация промышленных предприятий на восток страны. Львиная доля из них осела на Безымянке. В поселок Управленческий первоначально был эвакуирован один завод имени Артема № 455 из Киева. Произошло это в начале августа 1941 года. В ноябре к нему присоединился ещё одни завод из Москвы. Объединённый завод стал называться № 145 им С.М. Кирова. Он выпускали турельные установки для авиационных пулеметов, кассеты для бомб, зажигательные баки, гильзосборники и понтоны для переправы техники.

После войны в 1946 году на его мощностях был создан Государственный Союзный опытный завод № 2 Министерства авиационной промышленности СССР. В его задачу входила разработка современных авиационных турбореактивных, турбовинтовых и жидкостных ракетных двигателей. В 1949 году его директором стал Николай Дмитриевич Кузнецов. Легендарный авиаконструктор, внесший огромный вклад не только в науку и обороноспособность страны, но и в развитие инфраструктуры посёлка Управленческий.

Дом, где жил Николай Кузнецов, в народе прозвали генеральским» Он построен в 1954 году, его нынешний адрес — Симферопольская, 2. Нужно отметить, что по нынешним меркам жилищные условия у легендарного авиаконструктора были достаточно скромными — в 4-комнатной квартире жил сам Николай Дмитриевич, его родители, жена и трое детей.


8. НЕМЦЫ ПОВОЛЖЬЯ

Как уже отмечалось, после войны Управленческий стал одной из главных площадок страны по производству современных турбореактивных и ракетных двигателей. Помочь в освоении этого нового направления были приглашены немецкие инженеры. Все они в годы войны работали на заводах «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания».

Первый эшелон с немецкими специалистами прибыл на Управу в октябре 1946 года. Вместе с членами семей их было чуть более 1100 человек. Контингент был разношерстный — от докторов наук до простых слесарей и механиков. В итоге на первых порах количество работающих на предприятии немецких специалистов превышало число русских. Условия работы у вновь прибывших были весьма благоприятными. Так, например, оклад немецкого специалиста мог быть в 1,5-2,5 раза выше, чем у местного рабочего. Единственным серьёзным минусом был негласный контроль со стороны соответствующих органов.

Учитывая разницу менталитетов, порою случались и казусы. Так, получавшее жильё немцы с удивлением обнаруживали, что выданный им ключ подходит ко всем дверям в доме. Для них стало неожиданностью, что советские граждане не пользуются замками, отдавая предпочтение щеколдам или крючкам. Немцы прозвали такие открывающие все двери ключи «волжскими ключами».

Отъезд немецких специалистов на родину начался в 1950 году. Последняя их группа покинула волжские берега в декабре 1953 года. Ниже приведены фотографии одного из них — Гюнтера Шпора.


При подготовке материала использованы:

— Книга С.А. Ильинского «Управленческий»
— Фотографии Алексея Авдейчева сделанные во время экскурсии по поселку Управленческий.
Сайт Георгия Бичурова