Можно без денег

Как организовать фестиваль в Самаре и не умереть

 503

Автор: Редакция

В Самарской области постоянно случаются какие-то фестивали: от «Сызранского помидора» до «Метафеста». Из-за чемпионата мира большинство из них съехало на конец лета, а какие-то и вовсе решили не проводить.

Катерина Маршалюк узнала у самарских организаторов, как они выживают, чем хорош фестиваль во дворе и что нужно сделать, чтобы проснуться на крыше «МТЛ Арены».

«Большая вписка, где все трудятся»


1486_oooo.plusВадим Смоленков, организатор фестиваля «Котмонавт»:

— Близился новый год, и мы отмечали его в магазине комиксов. Тогда и пришла идея сделать грандиозный фестиваль. Нас было три человека, и мы ничего не знали. Слово «маркетинг» для нас было тем, чем занимаются наши мамы и папы.

До этого все подобные самарские фестивали проходили в ДК. Когда всякие Наруто бегали на фоне Ленина. Мы этого не хотели.

Нам нужно было большое открытое пространство. В Самаре есть только три варианта: «Экспо-Волга», «Звезда» и «МТЛ Арена». Сначала мы позвонили в «Экспо-Волгу». Там сказали, что для того, чтобы провести фестиваль нам придется продать свои квартиры и квартиры наших бабушек. «Звезда» была самая дешёвая, но мне не понравились низкие потолки. В итоге мы услышали цены в «МТЛ Арене», обрадовались и решили провести там.

Я сразу хотел русское название для фестиваля. Чтобы это было что-то милое, тёплое и семейное. В итоге я просто сидел у подруги и нашёл рисунок, где было написано «Котмонавт». Так и назвал.

Мы организовываем фестиваль практически без денег. Бюджет «Котмонавта» – это «давайте скинемся на типографию, напечатаем билеты и будем их продавать». На всё у нас уходит примерно 600 тысяч рублей. Для фестиваля это совсем немного.

Команда – это моя гордость. У нас волонтёры начинают подготовку зимой. Работают они много и бесплатно. Но в прошлом году мы подарили каждому по футболке.

котмонавт

В ночь перед фестивалем вся команда заезжает в «МТЛ Арену». Там остаётся один спящий охранник и 30 человек чуть старше подросткового возраста. Я всегда говорю, что проще общаться с людьми, если напиться, поэтому мы выставляем большой бар.

Под утро волонтёров приходится искать. Один раз захожу в инстаграм и вижу: кто-то из них нашёл бассейн, а кто-то вообще спит на крыше «МТЛ». В общем, у нас проходит большая вписка, где все трудятся.

Во время организации постоянно возникают косяки. Они сначала заставляют тебя брызгать слюной, а потом всё это вспоминаешь с улыбкой. Однажды мы поехали в аэропорт встречать Дениса Оптимисстера, гостя фестиваля. Когда мы выкладывали вещи на входе, то забыли ключи от съемной квартиры. Поняли это, когда были уже около дома. Пришлось возвращаться. Но Денис вообще был рад. Тогда как раз вышел Pokemon Go, и он всю дорогу собирал покемонов.

Хочешь сделать хороший фестиваль – придумай движ, на который не нужны деньги. Многие вещи будут казаться странными, и ты будешь думать, что другим они покажутся такими же. Но на самом деле все любят эти вещи.

В том году у нас был стенд по «Стражам галактики». Участникам нужно было собрать команду и сыграть песню из фильма. Мы никак не могли найти для этого укулеле и бонго. В итоге мы просто поехали в «Детский мир» и купили инструменты там. И всем понравилось.

«Реклама — это люди»

1893_oooo.plusНикита Маняев, организатор фестиваля «Индиривер»:

— Организовать «Индиривер» я решил четыре года назад. В Самаре очень много крутых коллективов, которым негде выступать. Я захотел дать им эту возможность и пообещал, что сделаю фестиваль.

В этом году он пройдет во дворе «Дома 77». Это камерный вариант фестиваля. Я всегда выступаю за тесные площадки. Чем меньше, тем круче. На больших площадках ты всегда теряешься.

Формат фестиваля я стараюсь делать нейтральным. Чтобы каждый человек смог им насладиться.

У нас есть стандартный набор артистов, таких как Mailo. С них начался «Индиривер». Но мне также очень нравятся новые группы. Всегда хочется, чтобы на фестивале их было много. Если я слышу какие-то невероятные вещи, то с радостью беру их.

rAM8GqhrWS4

Наша реклама – это люди. В социальных сетях они постоянно рассказывают о фестивале. Сейчас всё происходит через интернет, и меня это безумно радует.

В организации фестиваля участвуют только музыканты и я. Сначала нужно было выбрать дату и договориться с площадкой, потом найти артистов и составить качественный лайнап. И это только часть работы.

Бюджет для организации нужен в любом случае. Чем больше, тем лучше. Можно договориться со всеми бесплатно, но это сложно. Или можно просто собраться, включить колонку — и тоже будет почти фестиваль.

 «Один парень считал, что я ем чёрную икру банками»

269_oooo.plusАртём Нестеров, организатор фестивалей Money Fest и Tour Fest:

— Первый Money Fest я организовал в октябре 2014 года в «Звезде». Просто сделал фестиваль для молодых музыкантов с призом в десять тысяч рублей. Победителей выбирали жеребьёвкой. Фест так хорошо приняли, что в тот месяц я сразу же организовал второй. Сейчас прошло уже больше тридцати «Манифестов».

«Манифест» — это стартовая площадка для молодых групп. Некоторые из них выступают в первый раз и набираются опыта.

Бюджет мероприятия мы складывали из выручки от продажи билетов. Туда входит аренда клуба, аппаратура, работа звукаря и призовой фонд. Всего нужно было около 50 тысяч рублей.

Многие музыканты думают, что я наживаюсь на них. Один из них считал, что зал мне достаётся бесплатно, а ещё, что я ем чёрную икру банками. Парень даже написал большой пост ВКонтакте и начал агитировать против меня, потому что я не хотел ставить его группу хедлайнером. Исполнители были неизвестные, и за свое выступление просили 20 тысяч, хотя у нас все хедлайнеры выступают бесплатно. После его разгромного поста популярность «Манифеста» только возросла.

enMcJZHNG2c

Один раз я решил устроить баню на сцене. Обернул несколько парней в полотенце, поставил шипящую минусовку и включил дымовую машину. Вместо веников я всех бил ладонью по спине. Говорю, угадайте, где мы находимся. На «б» начинается, на «аня» кончается.

Когда «Манифесты» приелись, я сделал Тour Fest. Мы отбирали группы, которые поедут выступать в Москву. В этот раз победителей выбирали по голосованию зрителей и жюри. Новинка сработала, и люди оживились.

«Наши организаторы каждый год совершают подвиг»

261_oooo.plus
Игорь Шадрин, режиссёр и организатор фестиваля «Пластилиновый дождь»:

— Восемь лет назад мы захотели устроить имиджевое мероприятие от коллектива «Пластилинового дождя». Появилась мысль о фестивале. Его мы и сделали.

Нужно было придумать тему, содержание и наполнение. Потом подобрать команду организаторов, найти деньги и участников. Дальше остаётся только проконтролировать механизм работы, провести фестиваль и разгрести завалы после него.

Команда у нас небольшая. Два организатора и несколько координаторов. Всю работу выполняют участники театра. И, конечно, подключаются волонтеры и друзья фестиваля.

Нам очень удачно подвернулся Струковский сад — там легко создать нужную атмосферу фестиваля, сам рельеф сада помогает сделать удобные площадки. Раньше парк практически пустовал, и на фестиваль приходил только «наш» зритель, без посторонних.

Нужно сделать так, чтобы на фестиваль приходило именно столько людей, сколько может принять площадка. Поэтому каждый раз мы дозируем количество рекламы. Если посетителей придёт больше, то будет неудобно работать.

NUKiG-VrkXQ

Участники фестиваля – уличные артисты. Это не музыкальные группы, про которые все знают. Ты можешь пригласить дорогого хедлайнера, а про него никто не знает. И зритель идет на атмосферу, а не на коллективы.

Есть классные, но дорогие команды, которые мы не можем себе позволить. Среди тех, кого приемлет наш бюджет, очень мало качественных, но наши организаторы каждый год совершают подвиг — и мы находим интересные коллективы.

Два-три года назад мы могли привозить на фестиваль действительно интересных исполнителей. Сейчас – нет. Как только скакнул доллар, гонорары зарубежных (да и наших) коллективов очень изменились. Атмосфера фестиваля осталась, а удивлять зрителя интересными показами уже не удается. Денег не хватает. Поэтому мы решили не проводить фестиваль в этом году.

Посмотреть полный список самарских летних фестивалей вы можете здесь.

В материале использованы фото из личных архивов героев и фото из открытых источников
Текст:
 Катерина Маршалюк
Фото обложки: Нуся Джамолдинова