Разговор с самарской участницей олимпийских строек без пафоса и истерик

ВЛАСТЕЛИНКА КОЛЕЦ

Разговор с самарской участницей олимпийских строек без пафоса и истерик

Автор:

ИСТОРИИ
94

Тема предстоящих Олимпийских игр уже давно бьет все рейтинги по популярности. Общественное мнение разделилось в своих оценках. Одни ратуют за рост престижности страны, популяризацию спорта, развитие черноморского курорта…


Другие с ужасом ведут финансовые подсчеты. И, конечно же, не утихают разговоры про неготовность олимпийских объектов, низкое качество строительства, коррупцию, выселение местных жителей из домов… «Другой город» решил узнать, как же выглядит главная российская стройка изнутри. О радостях и трудностях строительных будней рассказала Рената Шакирова – хрупкая самарская девушка, которая 2,5 года провела на олимпийской стройке. И непосредственно своими руками создавала то, что через пару месяцев превратится в SOCHI-2014.

Текст: Юлия Болотова Фото предоставлены Ренатой Шакировой

ol-title

- Как ты оказалась в Сочи?

— Все получилось случайно. Мое резюме болталось на Headhunter, и мне позвонили, предложили работу. Но был один нюанс – работа в Сочи, на Олимпийской стройке. Тогда это показалось какой-то шуткой, но после определенных сомнений, я решила попробовать. Здесь, конечно, все сыграло свою роль. Была и доля авантюризма, желание рискнуть. Но были и вполне конкретные плюсы – хорошая зарплата и возможность получить колоссальный профессиональный опыт.

ol01

— И чем непосредственно там занималась?

— Я работала аналитиком строительства в отделе планирования и проектного контроля. Конкретно моя организация занималась строительством лыжно-биатлонного комплекса, горной олимпийской деревни, горнолыжки и сопутствующей инфраструктуры (набережная, прогулочные мосты и т.д.)…

ol02

- Ходят слухи о сильном недовольстве стройкой местных жителей. Что скажешь?

— За 2,5 года Сочи и Адлер изменились кардинально. В Красной Поляне открыли новую школу и больницу с уникальным оборудованием. Отстроили шикарные дороги, транспортные развязки, железнодорожные пути. Если раньше из Адлера в Поляну добирались около часа на автобусе, сейчас запущен новый поезд «Ласточка». Конечно, это «золотой» проект – очень дорогое строительство, приходилось пробивать горные тоннели. Мне сложно судить с точки зрения целесообразности такого объекта, его окупаемости… Я смотрю глазами простого туриста, и это потрясает воображение.

Да, непосредственно в строительстве задействовано мало сочинцев, там просто нет специалистов необходимой квалификации. Но и от безработицы они явно не страдают. Сами понимаете, приехало огромное количество людей, и им всем нужно где-то жить, есть, развлекаться. Про жилье это отдельный вопрос. Аренда растет с каждым днем. Когда я приехала, за счастье было найти хоть что-то в пределах 25000 рублей. В Красной Поляне — от 40000 (и это «бабушкины варианты»). А стоимость хорошей однокомнатной студии за это время выросла от 70000 до 90000 рублей.

ol03

- Есть такая давняя российская традиция, делать больше для показухи, чем для комфорта самих граждан. Я в этом году была в Казани на универсиаде, так вот там у новых только отстроенных спортивных объектов нет парковок. Точнее есть небольшие благоустроенные парковки для служебного транспорта, так что официальные делегации не испытают неудобств. А вот проблемы обычных зрителей явно не волновали строителей. Как в этом плане в Сочи?

— Мне, конечно, сложно сказать, что будет во время Олимпиады, это уже совсем другой уровень. Пока же полным ходом идут тестовые программы. Хоккейный кубок Первого канала проходит сейчас там. До этого были Чемпионат мира среди юниоров по хоккею, Гран-При по фигурному катанию, соревнования по биатлону… Мы, естественно, посещали все это. И существенных жалоб не было. Все опасались, что будут совершенно нереальные цены в буфетах. Но нет, вполне себе приемлемые. Проблемы с паркингом тоже решили. На подъездах к спортивным объектам делают несколько крупных узловых парковок, где предлагают оставить машины и дальше воспользоваться бесплатным трансфером непосредственно до каждого стадиона, чтобы избежать пробок на подъезде. На мой взгляд, очень здравая идея.

- Есть ли билеты на Олимпиаду в свободной продаже? И какова их стоимость?

— Мы покупали билеты по смешным ценам. Отборочные – 100 рублей на две игры, полуфинал – 300 рублей, но это центральные трибуны. Мои друзья взяли билеты на олимпийский финал по хоккею за 4000 или 5000 рублей. По большому счету, это обычная цена для соревнований такого уровня. С покупкой билетов будут сложности, но это сделано специально, чтобы избежать перекупов и спекуляции. Для начала тебе нужно получить паспорт болельщика (он с фото и штрих кодом). И каждый билет на игру практически становится именным, так что его невозможно передать третьим лицам.

ol05

- Вернемся к стройке, срокам и финансам. Расскажи подробнее про объекты.

— Есть, конечно, истории про то, как приезжали представители Международного олимпийского комитета на открытие очередного объекта, а на объекте только кучи земли и пара тракторов. Но это больше похоже на байки.

Не стоит забывать, что на Олимпиаде нет ни одного типового проекта, каждый объект уникален. Конечно, из-за этого и сроки ползут: зачастую просто невозможно просчитать все заранее, и, конечно же, стоимость. Если бы мы брали обкатанные проекты, неожиданностей было бы меньше. Но с профессиональной точки зрения, для нас строителей, это был просто уникальный опыт, мы делали то, чего еще никто в мире не делал. Одни канатки-3 S, чего стоят, их строила моя организация. Таких всего в мире четыре, и все они стоят на заводах Skoda по производству грузовиков, а мы адаптировали это для пассажирских перевозок. На наших канатках установлены кабины на 32 человека (обычно от 6 до 8 человек). Эта дорога длиной 2,5 километра имеет всего 5 опор. Просто из горы торчит 60 метров металла, это 20 этажей! Когда монтировали, тросы натягивали вертолетом, это ювелирная работа.

ol06

- Не можем не затронуть национальный вопрос и вопрос безопасности…

— Это, безусловно, очень сложная и скользкая тема. Национальный вопрос есть, никуда его не денешь. Помимо традиционно сильных диаспор – армянской, греческой, чеченской… сейчас в Сочи огромное количество рабочих из азиатских стран, а также Турции. Как мне показалось, основная конфронтация идет именно между этими группами, как такового враждебного отношения к русским я не замечала. Есть и проблема, с которой сталкиваются уже многие крупные города: то, что в правоохранительных органах служит большое количество представителей этнических групп. Наверное, нет смысла расшифровывать к чему клоню: все всё понимают. Что могу сказать объективно – неприятные инциденты были и лично у меня, но ничего такого выходящего за грань.

Или что на улицы вечером странно выйти одной, нет такого и близко. Непосредственно во время игр, думаю, эти вопросы сведутся к минимуму. Во-первых, силовые структуры стягивают со всей страны. Во-вторых, очень большое внимание уделили техническим средствам – все спортивные объекты, гостиницы, прогулочные зоны находятся под видео наблюдением.

- Есть ли жизнь после Олимпиады? Какая судьба ждет Сочи после 2014?

— Одно могу сказать точно, в Сочи уже сейчас огромное количество туристов со всего мира. Одни японские делегации заполонили просто все. И конечно, сочетание теплой погоды и моря в городе, и лежащий снег в Поляне – это сильно. Когда я приехала, и шло время, а видимых изменений не было, я с ужасом думала, как сюда приедут иностранцы.

Уезжая сейчас, я поняла, что лицо Олимпиады начинает вырисовываться, и это приятно. Что получит город после февраля?! Как минимум приведенную в порядок инфраструктуру. Опять же не открою никому секрет, что визитной карточкой отечественных курортов исконно был наш «сервис», который отпугивал туристов куда сильнее, чем даже цены на билеты (при том, что практически все высшие заведения Сочи готовят специалистов именно этой отрасли). Так вот, сейчас этих молодых специалистов сервиса готовят как в спецназ: их обучают, тренируют, воспитывают, семинарят… Если они все не расползутся по заграницам, то хамоватые буфетчицы останутся только в анекдотах. Все упирается в стоимость. Так в последнее время Сочи превратился просто в курорт для невыездных (посмотрите на «букинге» расценки, например, отеля «Родина»). Думаю, если решить извечный вопрос российского ценообразования у региона есть будущее.

- С чем лично ты уехала, после этих 2,5 лет?

— Я провела на стройке 2,5 года. Это далеко не рекорд, есть ребята, прожившие там по 7-8 лет, создавшие семьи. Пока у меня что-то вроде послеприездной депрессии. Когда ты был частью чего-то одного, огромного механизма и чувствовал всю ответственность на своих плечах, тяжело затем возвращаться к обыденной жизни. Но это все лирика. Для меня два главных момента. Первый – это удивительные люди, с кем мы там познакомились (сами понимаете, что это особая категория людей, кто решился и рванул). Второй – опыт, опыт, опыт, опыт! В сфере строительства, как и во многих сферах, после 90-х произошел провал. Просто не стало тех специалистов, инженеров и проектировщиков, кто был действительно мастерами своего дела. ВУЗы есть, дипломы есть, а реальных знаний и навыков нет. Так вот Сочи для нас стало просто колоссальной школой, громадной экспериментальной площадкой. Мы наработали такой опыт, который многие за всю свою профессиональную деятельность не получают. И теперь эти специалисты возвращаются по своим городам и имеют возможность передать свои знания. Многие поехали по новым «стройкам века». Было бы у меня две жизни, я рванула бы с ними.

Все вопросы, касательно целесообразности проведения Олимпиады в кризис, ее затратности и убыточности остаются открытыми. И конечно, было всякое. Некоторых подрядчиков отправляли домой, и асфальт в дождь укладывали, и откровенно неудачные, на мой взгляд, проекты тоже есть и об уроне экологии много разговоров… Посмотрим, если через 5 – 10 лет все это не придет в запустение, а будет работать, жить, развиваться, значит все было не напрасно.

Комментарии: