,
Безопасностью дорожного движения занимается не только ГИБДД: в администрации Самары над этим работает департамент транспорта и подведомственное ему муниципальное предприятие «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД). ДГ поговорил с главным инженером центра Михаилом Самсоновым, чтобы узнать — как городские власти пытаются сделать места концентрации ДТП менее опасными, на каких данных основаны расчеты и может ли обычный житель Самары инициировать установку светофора или пешеходного перехода на проблемном участке.
Как это работает
Муниципальное предприятие «Центр организации дорожного движения» напрямую подчиняется департаменту транспорта Самары, который и формирует задачи, которые центр должен выполнить. При этом город работает и с другими структурами, чтобы уменьшить количество опасных участков на дорогах города. Главный инженер центра Михаил Самсонов описал схему борьбы с очагами аварийности так: сотрудники ГИБДД анализируют статистику ДТП за прошлый год, выявляют места концентрации аварий — и направляют перечень опасных мест в администрацию Самары.
Получив список, специалисты дептранса и ЦОДД выясняют, соответствует ли проблемное место госстандарту: ГОСТ 52289 предусматривает, как должны быть установлены дорожные знаки, дорожная разметка, пешеходные ограждения и так далее.
— Если участок соответствует ГОСТу, но все равно является местом концентрации ДТП, есть мероприятия, которые выходят за рамки общепринятых, более жесткие — ограничение скорости, ведение фото- и видеофиксации. Особенно не применяемая в Самаре, но активно обсуждаемая мера — введение приподнятых пешеходных переходов, искусственных неровностей на проезжей части. Особенно в местах, где расположены учебные заведения (школы, детские сады). Так что есть альтернативные методы, есть более традиционные, — рассказал Михаил Самсонов.
После изучения обстановки отдел организации дорожного движения дептранса и ЦОДД разрабатывают техзадание — меры, которые должны сделать участок безопаснее. Это техзадание согласовывается с госавтоинспекцией, после чего направляется в департамент городского хозяйства, который организует торги, чтобы найти подрядчика для его выполнения.
— За 2018 год в списке очагов аварийности порядка 40 пунктов. Нами сейчас разработаны технические задания, которые включают разного рода работы, направленные на повышение безопасности дорожного движения на этих участках — перекрестках, перегонах, которые признаны местом концентрации ДТП, — сказал главный инженер центра.
По словам Самсонова, реализуются почти все ТЗ, которые готовит ЦОДД. Исключение составляют задания, признанные очень затратными, либо второстепенными.
Муниципальные специалисты могут работать не на всех улицах: например, дороги регионального значения находятся в ведении министерства транспорта Самарской области. В том, что касается перемен на Красноглинском и Московском шоссе, Ново-Садовой и Демократической город может выступать только в рекомендательном ключе — право принятия решений остается у областных властей.
Повесить знак — просто, перенести остановку — сложно
Установка дорожного знака — одна из самых простых мер, которые может предпринять город. Если речь идет о более затратных мероприятиях (например, переносе остановок общественного транспорта или реконструкции перекрестка), запускается сложная система взаимодействия с подразделениями администрации и коммунальщиками.
— Мы не можем принять решение о переносе остановочного пункта без информации о наличии колодцев, глубине залегания труб и так далее. Простые моменты — поставить знак «пешеходный переход». Это дешево. Приехал, посмотрел, посчитал интенсивность, принял решение о целесообразности, — сказал Михаил Самсонов.
Еще одна сложность — работа с владельцами земли, прилегающей к дорогам. В этом случае многое зависит от позиции собственника:
— Бывает так, что одна сторона улицы муниципальная, а другая в частной собственности. Организация остановок на таком участке может быть либо при согласии владельца, который готов пожертвовать землей, либо власти должны выкупить землю и организовать остановку.
Пишите письма
Самарский дептранс работает не только с информацией ГИБДД, но и с обращениями граждан, которые поступают через социальные сети и сайт администрации Самары. Причем сигнал, направленный через официальный ресурс городских властей, обработают быстрее.
— Это огромное количество обращений, все они рассматриваются. Мы проводим обследование на местах, выявляем сложившийся пешеходный поток. В первую очередь работаем по обращениям, которые подают по официальным каналам — например, через сайт администрации. На место выезжают сотрудники центра и департамента транспорта, обсчитывают сложившиеся пешеходные и транспортные потоки, после чего составляют ТЗ. И дальше по регламенту — согласование с ГИБДД и дептрансом, передача техзадания на реализацию в департамент городского хозяйства, — сказал Михаил Самсонов.
Все тексты проекта:
Карта наездов на пешеходов в Самаре и области
Место смерти: как мы считали, что делали и чего ждем от этого проекта
Улица Победы: неровные дороги, снежные завалы, нет ограждений
Улица Дыбенко: дорога с уклоном и невидимая разметка
Улица Ташкентская: темные переходы и неудобная реконструкция
Владимирская от Чернореченской до Пензенской: опасные перекрестки
Московское шоссе вдоль Мехзавода: забеги в неположенных местах
Улица Вольская: нечищенные дороги и человеческий фактор
Улица Ставропольская: страшные перекрестки и трамвайные пути
Источники данных:
http://stat.gibdd.ru — Официальный сайт ГУОБДД МВД России. С него мы брали первичные карточки ДТП, но так как сайт часто не работал, пользовались также другими выгрузками данных из него. Это:
https://bigdatarussian.ru/dtp-map-regions.php — проект красноярского журналиста Владимира Жаринова;
https://dtp-stat.ru — Карта ДТП Сергея Устинова и Алексея Радченко.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другойгород», ВКонтакте и Facebook