,
Мы продолжаем разбираться в тонкостях генплана «Большой Куйбышев». В первой части материала речь шла о городе в целом. Сегодня же мы поговорим о том, как бы изменился исторический центр в случае реализации этого генплана.
1. УКРУПНЕНИЕ КВАРТАЛОВ
Разбиение Самары на равноразмерные кварталы было закреплено ещё в самом первом генплане города, составленном в далеком 1782 году. Их ширина составляла 126 метров, длина была в два раза больше. Нарушить эту стройную геометрическую сетку и решили авторы «Большого Куйбышева».
По нему некоторые улицы должны были быть закрыты для движения, что приводило к укрупнению кварталов. Целью этого манёвра было появление селитьбы нового типа со всем необходимым культурно-социальным обслуживанием и усиленным внутриквартальным озеленением.
Вот какие улицы должны были быть закрыты: Чапаевская, части улиц Садовой, Арцыбушевской, Никитинской, Самарской, Ленинской, Буянова.
В качестве примера укрупнения разработчики генплана «Большой Куйбышев» выбрали 25-й и 26-й кварталы исторического центра. Как уже говорилось, улица Чапаевская для движения закрывается. Помимо этого:
— по улице Венцека большая часть каменных домов сохраняется, надстраивается и архитектурно оформляется,
— по улице Пионерской почти все дома запроектированы к сносу и заменены новой постройкой,
— по Кооперативной (Молодогвардейской — прим.авт.) улице сохраняется и надстраивается часть домов по красной линии, часть домов сносится,
— по Чапаевской улице сносится всё, за исключением угловых зданий по Чапаевской и Венцека и одного здания по Чапаевской улице.
Планы эти так и остались планами. Историческая среда 25-го и 26-го кварталов осталась нетронутой, за исключением построенного в 1940 году дома № 67 по ул. Чапаевской.
2 . НАДСТРОЙКА ЗДАНИЙ
Если деревянная застройка исторического центра как не представляющая ценности должна была быть уничтожена, то каменные здания предполагалась по возможности надстраивать. Более того, надстройка зданий до 4-5 этажей упоминалась в списке самых больших достижений градостроительной политики постреволюционного периода.
Особое внимание уделялось городским площадям:
Эта часть генплана была частично реализована, и в историческом центре можно обнаружить немало таких подросших зданий. К сожалению, большинство подвергшихся надстройке домов потеряли свои архитектурные достоинства.
Торговый дом купца Павла Щетинкина (пересечение Некрасовской/Молодогвардейской)
3. НАБЕРЕЖНАЯ
Не была забыта и набережная Волги. Её обустройству в генплане «Большой Куйбышев» уделено большое внимание.
Набережная реки Волги решается двумя основными террасами — верхней и нижней. Нижняя набережная, начинаясь от стрелки, где река Самарка впадает в реку Волгу, тянется непрерывной лентой до нового водопровода (НФС на Советской Армии — прим. авт.). Стрелка будет отмечена монументальной колонной-маяком, подчеркивающим начало города.
Городская набережная от Некрасовского до Вилоновского спуска запроектирована незатопляемой, откосной системы и будет озеленена в виде бульваров и скверов, стриженой зеленью в целях наибольшего раскрытия для обзора реки Волги и противоположных живописных берегов.
Нижняя набережная в этой части связывается с городским садом (Струкачи — прим. авт.) железобетонным мостом, запроектированным над улицей М. Горького, и с площадью Чапаева—лестницей, идущей по оси Рабочей улицы. Верхней набережной в этой части будет ул. Куйбышева с фронтом застройки, включающим Дом промышленности, Дворец детей и ряд других зданий.
Куйбышев, вид с Волги
На полосе берега реки Волги от ул. Некрасовской до устья реки Самарки размещаются пристани для различных грузов со специализацией территории по классам грузов. А выше Некрасовского спуска размещаются отдельные пристани некоторых предприятий, например ГРЭС, горпереправы и т. п.
Существующая гавань на реке Самарке отводится под хлебные грузы, а мол гавани — под перевалку минеральных стройматериалов. Для нужд водных спортивных организаций отводится береговая полоса от Вилоновского до Некрасовского спуска. Пассажирские пристани совершенно выделяются из территории грузовых пристаней и переносятся в район Ярмарочного спуска, ближе к будущему центpу городa.
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОКРАИНЫ
К 1937 году Самара состояла из следующих «составных частей»:
— Старый город (река Самара, река Волга, улица Полевая, улица Вокзальная)
— Посёлок Шмидта (Новый Оренбург)
— Посёлок Кузнецова (Железнодорожный посёлок)
— Рабочий посёлок (ул. Полевая, овраг Подпольщиков, река Волга и Семейкинское шоссе)
— Район «Пятилетка» (он же Безымянка)
— Район Карбюраторного завода (он же им. Тарасова)
— Засамарская слобода
Двум из них генпланом «Большой Куйбышев» был вынесен приговор:
Организация жилых районов предусматривает создание наилучших санитарно-гигиенических условий для населения города. Ежегодно заливаемая Засамарская слобода, чрезвычайно неблагополучная в санитарном отношении, особенно по заболеваемости малярией, как жилой район ликвидируется.
Очаг многих инфекционных заболеваний, хаотично застроенный, затиснутый между железной дорогой и поймой реки Самарки, посёлок им. Шмидта также ликвидируется и на месте его создаётся район лёгкой промышленности.
Такая же участь, по всей видимости, ожидала и районы хаотичной самовольной застройки — посёлок Щепновка на Косе, дома тех самых подпольщиков в Постниковом овраге, а также Верхние и Нижние ямы.
∗ЗАКЛЮЧЕНИЕ∗
Разработанный генеральный проект реконструкции г. Куйбышева может служить одним из ярких примеров, свидетельствующих о грандиозном размахе и неуклонном движении вперёд социалистического строительства в нашей стране. Составление и реализация такого проекта возможны только в условиях нашего социалистического строя, при котором план, выражающий организованную волю трудящихся, является непреложным законом развития народного хозяйства и культуры.
«Реальность нашей программы — это живые люди, это мы с вами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость выполнить план». (И. Сталин).
При подготовке материала были использованы следующие источники и литература:
1) Большой Куйбышев: крат. излож. генерал. проекта реконструкции г. Куйбышева : материал к пленуму Куйбышев. гор. совета Р. К. и К. Д. / сост. Гордеев И., Каневский А., Кац С. Изд. Куйбышев. горсовета Р. К. и К. Д., 1937
2) А.К. Синельник: Градостроительная история Самарского края.
3) А.К. Синельник и В.А. Самогоров: Архитектура и градостроительство Самары в 1920-х — начала 1940-х годов.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте