,
Наш город будет встречать ЧМ-2018 без фирменного стиля. Только за последние два года появилось как минимум шесть альтернативных логотипов. Но ни один так и не стал официальным.
ДГ выяснил, кто пытался придумать фирменный стиль Самары и почему эти попытки ни к чему не привели.
Как симпатичный бренд остался коммерческим
В апреле 2016 года Кристина Галюк, Алексей Тилли и Андрей Кириллин представили «современный бренд города-курорта» Samara gorodok. В социальных сетях сине-белый логотип встретили тепло, а дизайнер Артемий Лебедев оценил его сдержанно – «В целом симпатично».
Авторы идеи начали выпускать сувениры с разработанной символикой, но официального признания логотип не получил. Учредитель бренда Кристина Галюк рассказала ДГ, что сейчас их сувениры можно купить только в магазине «Все другое». Основные площадки продажи сувениров – аэропорт и ж/д вокзал – заняты другими арендаторами. А сувенирные лавки в Самаре требуют слишком больших партий товара.
Чем кончилось
Учредитель бренда Samara gorodok Кристина Галюк:
— Мы периодически ходим на совещания в правительство области и городскую администрацию. Обсуждаем проблемы, но каждый раз все остается на уровне обсуждений. Мне кажется, эти совещания проводятся исключительно для отчетности. Тем временем у Самары до сих пор нет собственного стиля.
Что бывает, когда логотип Самары создают дизайнеры из других городов
В августе 2015 года администрация Самары начала искать компанию, которая разработает «единую архитектурно-художественную концепцию благоустройства» города к ЧМ-2018. Лот включал в себя и разработку логотипа. В торгах победила петербургская компания «Севзапинжтехнология», которая попросила за свою работу 18,9 миллиона рублей.
Дизайнеры предложили четыре варианта логотипа, но ни один из них самарцам не понравился. Инициативная группа из дизайнеров и пиарщиков собрала более 200 подписей под открытым письмом к губернатору и главе города.
По мнению группы, нельзя было принять ни один из предложенных вариантов, потому что их использование «нанесет ущерб имиджу нашего города, его инвестиционной привлекательности и будет серьезной коммуникационной ошибкой».
Городские власти уступили и объявили о создании рабочей группы, которая должна была проконтролировать решение спорного вопроса. От логотипов, предложенных питерцами, чиновники отказались.
Чем кончилось
Начальник управления стратегических коммуникаций самарского филиала «Т Плюс», один из авторов открытого письма Владимир Громов:
— Был достигнут минимум: мы не допустили принятия отвратительного логотипа Самары. Больше ничего не произошло.
Почему открытый конкурс не состоялся
После провала питерских дизайнеров решать проблему самарского логотипа стали через специальную рабочую группу. Со стороны общественников ее возглавила арт-директор агентства «Генеральная линия» Ирина Карандаева, администрацию Самары представляла глава управления информации и аналитики Елена Рыжкова.
Три месяца группа заседала раз в неделю. Решение нашлось: объявить открытый конкурс для всех желающих, лучший вариант станет официальным, а его автор получит 300 тысяч рублей.
Ирина Карандаева рассказала ДГ: чтобы история с петербургским логотипом не повторилась, организаторы решили провести стратегическую сессию и сразу определить «смысловую основу», которую будут воплощать участники конкурса.
— Сессия прошла прекрасно. На ней выяснилось, что у Самары есть символы, которые заросли плесенью и никого уже не интересуют. Они лежат в архиве, как старые фотографии: приятно, что они есть, но друзья не приедут к вам, чтобы на них посмотреть. Вместо них нашлись другие. Например, Самара – это место, куда стоит приехать за образованием. И место, в котором хорошо растить бизнес», — вспоминает Ирина Карандаева.
Муниципальный «Самараинформресурс» подготовил положение о конкурсе, но оно осталось неподписанным.
Ответ на запрос ДГ в администрацию Самары ожидается на следующей неделе.
Чем кончилось
Арт-директор агентства «Генеральная линия» Ирина Карандаева:
— Елена Рыжкова сказала, что больше этим не занимается, нас переключили на главного архитектора Алексея Самарцева. Тут все и затихло. Мы несколько раз напоминали, но нам отвечали: «Мэр еще не подписал».
Почему многие логотипы остаются неофициальными
Чаще всего дизайнеры в Самаре создают логотипы города для души.
Так, в декабре 2016 года Тимур Мавланов выложил свой вариант в инстаграм. Пост набрал 42 лайка, широкая общественность инициативу не заметила. Дизайнер рассказал ДГ, зачем создавал логотип:
— Логотип никому не предлагал. Делал его исключительно из любви к городу и дизайну и не планировал участия в конкурсе.
Осенью 2017 года альтернативный логотип Самары создала московская команда «ОРА Новая Классика». Он даже попал в топ конкурса «Буквы моего города», который проводил интернет-портал о каллиграфии и дизайне TSDL Calligraphy.
В «ОРА Новая Классика» ДГ сообщили, что свой логотип они тоже не предлагали самарским властям. Для коммерческих целей не использовали. Дизайнеры уверены, что работы, в которых содержится хотя бы намек на продажу, сразу обесцениваются.
В январе 2018 года блогер и дизайнер Павел Новиков опубликовал в ЖЖ свой вариант логотипа и фирменного стиля Самары.
Дизайнер также не пытался утвердить свой логотип на официальном уровне. К посту Новиков приложил исходный файл, чтобы каждый желающий мог свободно воспользоваться новой эмблемой.
Чем кончилось
Блогер, дизайнер Павел Новиков:
— Я, конечно, могу предложить свою работу администрации в качестве общественной инициативы, но очень сомневаюсь в успехе этого предприятия. Понятно же, что любые проекты для города должны проходить все официальные ступени (тендеры, конкурсы и так далее). Тогда и статус будет официальный. Сейчас у меня есть слабая надежда, что будет некий конкурс в масштабах профессионального сообщества. Но уже крайне мало времени осталось до начала чемпионата мира. Скорее всего, наш город встретит его с десятком неофициальных логотипов.
Редакция ДГ готова оказать содействие администрации Самары в решении проблемы отсутствующего логотипа города.
Текст: Евгений Золотухин, Максим Федоров
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook