ТОЛЧОК К РАЗВИТИЮ

Простое решение проблемы общественных туалетов и ещё 4 экономичные идеи, которые помогут сделать Самару лучше

 2 410

Автор: Редакция

Все мы любим наш изумительный город. А что дальше? Дальше нужно что-то делать, помогая друг другу. Головой, руками, ногами, знаниями и компетенциями.

У городских активистов и неравнодушных жителей куча идей. В Самаре вообще идеологов полно — работать некому. Мы не остались в стороне и набросали несколько мыслей и предложений, которые способны изменить наш город. Идей, а не готовых и просчитанных проектов, ибо только на этом уровне можно собрать эффективную команду из волонтёров — участников, организаторов, коммуникаторов, а иначе: «Ты всё придумал – вот ты и реализовывай». Выбирали по следующим критериям: во-первых, каждый из жителей может поучаствовать в реализации и даже выступить инициатором, во-вторых, проект можно начать уже в нынешнем году, в-третьих, бюджетные затраты невысокие, а участие власти — не решающее.

Критикуйте, предлагайте, участвуйте! Но помните о прекрасном принципе для авторов «идея на минус миллион».

30m3iaa

Идея № 1. «Толчок к развитию»

Проблема. Как известно, ЧМ-2018 на носу, а с туалетами в Самаре засада. Согласно муниципальной программе, к 2018 году должны построить 57 туалетов, и всего вместе с существующими их будет 69. Тратят на постройку одного туалета примерно 800 тысяч рублей, а на содержание — около 1,15 миллиона рублей в год. Общие затраты муниципального бюджета на программу за 5 лет — 247 миллионов рублей, при этом ежегодно бюджет продолжит выкладывать на содержание примерно по 80 миллионов рублей (или около 130 рублей на каждого работающего самарца). Авторы муниципальной программы ожидают, что 69 общественных туалетов на 300 квадратных километров застроенной площади города, или один туалет примерно на 4 квадратных километра, частично покроют потребности жителей в этой популярной услуге.

Альтернативное решение давно и с успехом используется в большинстве стран Европы. Договариваемся с кафе и общественными заведениями, что в их туалет может зайти любой человек. Вешаем на двери заведения значок с цветовой дифференциацией, типа «зелёный» – здесь рады любому посетителю, «жёлтый» — зайти может каждый, но введен определённый дресс-код, «оранжевый» – туалет есть, но администрация просит вас что-то заказать или оплатить посещение маленькой денежкой. Если схема работает плохо, приплачиваем 2-3 тысячи в месяц на сверхурочные уборщице. Список заведений передаём в 2ГИС и другие справочники.

Что делать. Заручиться организационной поддержкой со стороны мэрии в виде официального письма (чтобы нас не отфутболивали в заведениях при первом разговоре), напечатать значки на самоклеящейся плёнке, посадить несколько волонтёров обзвонить заведения, раздать значки и подписать с ними оферту участия в программе. По возможности раз в полгода перезванивать, уточнять участие и при необходимости передавать новую порцию значков. На уровне идеи — всё.

Сколько надо денег. По нашим оценкам, от 50 до 500 тысяч рублей на запуск проекта. Ожидаемый эффект — более 50 миллионов рублей в год.

Что будет, если всё получится. Несколько сотен бесплатных или условно бесплатных туалетов в шаговой доступности на территории города, не требующих значительных затрат на содержание, локацию которых можно уточнить в справочниках или на информационных указателях. Ну и в целом — закрытая проблема с туалетами.

The-Sims-3-Katy-Perry-Sweet-Treats-Imagens-de-Lançamento-7

Идея № 2. Работающее самарское землячество

Проблема. Успешные люди уезжают из Самары в Москву и другие города и страны, и в большинстве своём не планируют возвращаться. Самара остаётся у них в сердце, но не в делах и планах. Со временем родственные и дружеские связи ослабевают, люди всё реже и реже посещают наш город, а затем и вовсе пропадают. Другая немаловажная проблема — достойное представительство Самары в стране, технологический и культурный «экспорт», повышение туристической привлекательности.

Решение. Организация самарского землячества. Подобный опыт есть в России – очень хорошо работает саратовское землячество, в Уфе во время ежегодного съезда всех башкир невозможно снять номер в гостинице. К примеру, лучший футболист России 2016 года Федор Смолов и известный журналист Станислав Гридасов восстанавливают исторические арки в саратовских домах. Армения – та и вовсе живёт в основном за счёт финансовых ресурсов своих сыновей, раскиданных по свету. В современном мире термин «Большая Самара» или «Самарская агломерация» лучше понимать не в территориальном смысле, а в социально-культурном — все, кто участвует в жизни города и региона.

Что надо делать. Собраться всем участникам процесса — активистам, депутатам и Общественной палате, бизнесу, администрации. Договориться о простых и понятных уехавшим самарцам словах и предложениях, найти в каждом из городов группы и места тусовки наших людей. Начать собирать базу данных «наши люди» в разрезе городов, компетенций, предложений о помощи. Пригласить успешных земляков стать послами города и отдать часть ресурсов в город детства и юности, сформировав для них разнообразные предложения (финансирование и проведение культурных мероприятий, восстановление городской среды, образовательные школы и курсы). Организовать ежегодный фестиваль самарского землячества  с фиксированной датой, на который собираются одноклассники и одногруппники, а дети приезжают погостить у родителей. Это, между прочим, нехилый объём внутреннего туризма.

Сколько надо денег. По нашим оценкам, от одного до трех миллионов рублей на запуск проекта, дальше всё на самоокупаемости.

Что будет, если всё получится. Ресурсы уехавших самарцев пойдут на развитие города. Упростится выход на региональные и международные рынки самарской продукции, укрепятся связи.

TS3_70s80s90s_90s_StreetMusicians

Идея № 3. Фестиваль улицы

Проблема. С точки зрения теории и практики развития успешных городов, «торговые улицы» гораздо предпочтительнее «торговых центров» — город краше, среда безопаснее, бизнес устойчивее. Первое правило успешного торгового бизнеса «location, location, location» работает плохо, если жители не ценят городскую среду. В этом случае пешеходные и транспортные потоки в основном транзитные, локальные ценности заменяются на глобальные потребительские, и обычный вечерний маршрут жителей представляется как «работа –> торговый центр –> дом с телевизором, компьютером и кроватью». При этом предприниматели вкладываются в рекламу бренда, товара, придумывают различные акции и скидки, но мало кто вкладывается в рекламу месторасположения: в одиночку тяжело, вместе не привыкли, а вообще, «пусть власть об этом заботится».

Решение. Одна из самых простых и недорогих возможностей – оживление места через событие с использованием ресурсов локального бизнеса в складчину. Задача фестиваля улицы — заинтересовать и привлечь людей, задача местного бизнеса – удержать их и сделать постоянными покупателями.

Что делать. Найти интересные локации, собрать и скооперировать местный бизнес (общие карточки скидок, преференции для местных жителей, единая система навигации). Организовать фестиваль, оповестить местных жителей, продумать средства привлечения жителей других районов по принципу «замкнутого цикла», то есть найти ответы на вопросы: «Зачем мне туда? С кем я там буду? Как доехать? Сколько времени я там смогу провести? Что я там получу? Что ещё рядом? Где там отдохнуть? Где и как мне поесть, сходить в туалет, провести время с ребёнком? Как я оттуда уеду?».

Возможное место проведения мероприятия — «золотая миля» на улице Молодогвардейской  между Некрасовской и Ленинградской. Альтернативный вариант – фестиваль национальной еды «Понаехали» на стадионе «Буревестник» с благоустройством пустыря и организацией летних веранд для сложившегося стихийного фуд-корта.

Сколько надо денег. В зависимости от размаха и аппетитов – от 200 тысяч до нескольких миллионов рублей.

Что будет, если всё получится. Тиражируемый проект оживления локального места через событие, пример кооперации локального бизнеса – «оказывается, можно и нужно жить дружно».

Screenshot-1179

Идея № 4. Краеведческий музей «Самара 2.0»

Проблема. Зачем вообще создаются краеведческие музеи? Для вдохновения, для получения знаний об истории города, о его «культурных кодах» и через них – формирования будущего: новых событий, новых идей для бизнеса, новых смыслов. Два больших события в истории нашей страны — 1917 и 1991 годы — сломали значительную часть исторических культурных цепочек из прошлого в будущее. В нашем городе эти события изменили функции, статус и даже название города. Что можно узнать про советское и постсоветское время в нашем краеведческом музее, за исключением Великой Отечественной войны? Почти ничего. В результате мы теряем свою идентичность и уезжаем из города.

Решение. Создание современного краеведческого музея советской и постсоветской истории. У него должна быть виртуальная часть в Интернете – примерно это делает ДГ в рамках проекта «Самара 2.0». У него должна быть распределённая по городу часть с набором экскурсий «по памятным местам». У него должно быть центральное помещение с вещами и экспонатами. Значительная часть экспозиции из вещей с уникальными историями, по-видимому, должна формироваться самими жителями. «Часы Буча» из классического фильма 1990-х годов – неплохое название для этой экспозиции.

Первая новостройка, первые ночные ларьки и их ассортимент, первая городская реклама, частные радиостанции, газеты, первые торговые и бизнес-центры, рынки и челноки, бандиты 90-х и их судьба, команды КВН, исчезновение парков и пустырей, начало застройки исторического центра, ФИДО и Интернет, культовые рестораны и ночные клубы с диджеями, акции протеста, отцы города и чиновники, самарская мода, музыканты артисты и фестивали, памятные привозы, природные явления, новые слова, первые дни города, высотки и долгострои, храмы и мечети и многое другое.

Для поколения 90-х есть шанс войти в историю чуть большим, чем всего лишь «Дискотека 80-х» от старших товарищей.

Что делать. Собираться, проектировать и реализовывать. Через 10 лет будет уже поздно — основные персонажи войдут в «мемуарный возраст», истории обрастут красивостями и подретушируются.

Что будет, если все получится. Привлечение туристов, сохранение культурных цепочек, больше ниточек, связывающих жителей с городом. И это не «Ельцин-центр» в Екатеринбурге, хотя немного похоже.

OuasG1o

Идея № 5. «Третье место»

Проблема. В спальных районах нечего делать. Места вечернего досуга дорогие и далекие, соседи не общаются, люди проводят время в Интернете или перед телевизором. В результате деградирует городская среда, локальный бизнес в основном представляет собой супермаркеты, разливайки, салоны красоты и беби-клубы. У креативного бизнеса большая сложность с масштабированием на территории – невозможно найти помещения со стандартным набором услуг.

Решение. Создание общественно-культурного центра. В Европе это называется «третье место» (первые два – дом и работа), его роль в разных странах выполняют пабы, библиотеки, кафе, специальные досуговые центры. В Советском Союзе эту роль выполняли клубы и красные уголки, частично – школы. Сейчас происходит «новое рождение», тема стремительно набирает популярность (www.o-k.center и другие проекты). Часть из них строится вокруг досуга, другие — вокруг образования и дополнительных услуг и наполняются различными функциональными модулями: кафе, мастерские, коворкинг (офис в складчину), маленькие спортивные и игровые залы, хендмейд-магазины, постаматы и многое другое в зависимости от результатов исследования потребностей жителей. В целом формат ещё не устоялся, а пилот-проекты только переходят на этап тиражируемого бизнеса.

Что делать. Исследовать потребности жителей через глубинные интервью, организовать встречи проектировать совместно такие центры. Без непосредственного участия жителей уже на этапе проектирования эту идею невозможно эффективно реализовать. Найти участников проекта в среде локального бизнеса. Спроектировать и ввести центры в эксплуатацию.

Сколько нужно денег и кто за это платит. От 2 миллионов рублей на проектирование и запуск одного центра. Сейчас наибольшая активность происходит в районах массового ввода нового жилья, деньги выделяют застройщики, так как созданные центры позволяют им привлекать новых покупателей, быстрее и дороже продавать жилье.

Что будет, если всё получится. Локальное сообщество жителей, тиражируемый проект, привязка жителей к месту, больше жизни.

Давайте делать это вместе и обсуждать. Присоединяйтесь! С нами можно связаться в группе самарского Центра прикладной урбанистики.

Текст — Андрей Чернов

Иллюстрации — скриншоты игры Sims 3

comments powered by HyperComments