Стошка — городской крайний юг.

"ДО 116 И ДАЛЬШЕ"

Стошка — городской крайний юг.

Автор:

СПЕЦПРОЕКТЫ
6 057

«Стошка». Что кроется за этим словом? Может быть так кто то называет купюру достоинством 100 рублей, возможно на жаргоне завсегдатаев питейных заведений так называется порция «огненной воды» объемом в 100 грамм. Такие предположения будут простительны гостю нашего города, а любой самарец вам уверенно скажет, что «Стошка» — неофициальное название одного из районов, о котором сегодня и пойдет речь.

1212121йййй

Что в имени тебе моем?

Само название «Стошка» произошло от располагавшейся рядом с ней железнодорожной платформы — «116 км». В конце 1950-х годов, это типично «железнодорожное» имя было изменено на «Соцгород». Территориально «Стошка» ближе к Новокуйбышевску, нежели к Самаре, возможно поэтому для большинства жителей «большой» самарской земли кажется районом чуждым и отдаленным.

Черное, жидкое золото

Мы говорим нефть — подразумеваем Россию. Мы говорим Россия — подразумеваем нефть. А где в России нефть? Конечно на ум придет Западная Сибирь. Но так было далеко не всегда. Освоение тамошних месторождений крупномасштабно началось в 1960-е годы, а до этого момента нефть в СССР добывали (и добывают до сих пор) в Европейской части. В том числе в Поволжье. В том числе и в Самарской области.

В сентябре 1943 года – на площадке «Кряж» развернулось строительство завода №443, он же КНПЗ. Основной контингент строителей составляли заключенные Управления Особстроя НКВД, подростки, женщины, мужчины комиссованые по инвалидности с фронта. А со второй половины 1944 года и военнопленные.

В 1944 году начался монтаж оборудования. Получено оно было по лендлизу из США, как и проекты первых технологических установок. Однако рабочие чертежи строительства были разработаны советским институтом «Гипронефтезаводы».

24 августа 1945 года завода №443 вводиться в эксплуатацию. В сентябре того же года получена первая партия бензина марки А-56.

Фотография Сергей Лесникова
Фотография Сергей Лесникова

Поселок нефтяников

Строительству завода предшествовало возведение лагерных бараков, располагавшихся на нынешней улице Грозненской. В народе эта территория именовалась «лагерем Тавлинского», по фамилии тогдашнего начальника этого учреждения. «Вольные» работники завода жили неподалеку в рабочем поселке «Ново-Стройка». К 1947 году в его состав входили всего 6 бараков и 14 кирпичных домов, располагавшихся в границах современных улиц — Бакинская, Зеленая, Калининградская.

К концу 40-х годов «Ново-Стройка» переименовывается в поселок Нефтяников. По мере развития заводского производства, стала расширяться и его инфраструктура. В первой половине 50-х строятся поликлиника, клуб, детский сад, продовольственный и промтоварный магазины. В очередной раз произошло изменение названия поселка. Теперь он именуется «116-ым километром». А несколько позднее — «Соцгородом». О последнем поговорим подробнее.

Понятие «соцгород» появилось в СССР в 1930-х годах, в разгар индустриализации. Они представляли собой самостоятельное, замкнутое территориальное образование при промышленном предприятии и имели практически идентичную планировку, площадь и количество населения. Соцгород выполнял организующую, административную, культурную, и общественную функции, являясь центром прилегающей сельскохозяйственной зоны. Что в свою очередь вписывалось в коммунистическую доктрину о стирании границ между городом и деревней. Кстати, свой «соцгород» есть в Тольятти и Чапаевске.

Фото, предоставленное Александром Боковым, сообществу "Интересная Самара".
Конец 1940-х. Район улицы Грозненской. Фото, предоставленное Александром Боковым, сообществу «Интересная Самара».

Нефть в советское и российское время

Собственно «градообразующее» предприятие «Стошки» исправно функционирует и по сей день. В 1970-х годах КНПЗ начал выпуск высокооктанового бензина для легковых автомобилей, производимых ВАЗом. К 1997 году была завершена широкомасштабная реконструкция завода: был введен в эксплуатацию новый комплекс первичной переработки нефти, прекращено производство этилированного бензина, а также значительно выросла доля высокооктановых бензинов. До 2007 года завод принадлежал НК «ЮКОС». Сейчас же он входит в состав НК «Роснефть».

Однако за соседство с промышленным гигантом приходится расплачиваться, прежде всего, печальной экологической обстановкой. Жители «Стошки» частенько ощущают на себе всю прелесть запахов фенола и сероводорода. Загрязнение воздуха КНПЗ не является новостью и для экологов, которые также отмечают в этом районе сильное загрязнение почвы и подземных вод нефтепродуктами и жидкими отходами производства. Ходят упорные слухи о том, что вскоре будет закуплено и установлено специальное оборудование для очистки отработанных газов, однако когда именно это произойдет неизвестно.

Достопримечательности

Обращает, что не удивительно, на себя внимание ярко выраженная «нефтяная» топонимика «Стошки». Сам КНПЗ с двух сторон «обнимают» улицы Грозненская и Бакинская. Через весь поселок проходит улица Калининградская (нефть в Калининградской области была обнаружена в 1963 году, а ее промышленная добыча начата в 1975 г). Увековечено в названии улиц «Стошки» имя одной из союзных республик бывшего СССР. Улицы Кишиневская и Молдавская проходят прямо по ее центру, перпендикулярно друг другу. Поиски нефти на юге Молдавии продолжались с 1957 по 1964 годы. Но значимого «профита» они не принесли и к середине 1970-х были полностью прекращены.

Ближайшей к КНПЗ достопримечательностью «Стошки» является стадион «Нефтяник». Нынешний облик стадиона сформировался в 1980-х годах. В 1977 году рядом был построен бассейн. И если на стадионе еще теплится спортивная жизнь, проводятся матчи городского чемпионата по футболу, то бассейн не используется по назначению уже много лет. В 2008 году он перешел в муниципальную собственность и его восстановление является одним из несбыточных мечтаний жителей поселка и поводом для предвыборных обещаний чиновников разного уровня.

Фотография Павла Новикова
Фотография Павла Новикова

На стадионе «Нефтяник» зимой заливается каток. По воспоминаниям старожилов, в советские времена его наличие способствовало обогащению местных мальчишек. Весной они исследовали поле, освободившееся от ледового плена на предмет монет, выпадающих из карманов катающихся на коньках. «Уловы», при определенной доле удачи, могли быть весьма солидными, до нескольких рублей. Сохранился ли это «промысел» по сей день — неизвестно.

Всего 600 метров отделяют стадион от второй достопримечательности «Стошки» — дворца культуры, как вы уже догадались, имени Нефтяников. Первоначально для работников КНПЗ был построен клуб, на улице Калининградской. Позднее на его месте появился ДК «Машиностроитель», принадлежавший до начала 1990-х годов заводу «Волгабурмаш». В лихие 90-е здесь разместился штаб так называемых «Маслят», правда, не имеющих к грибам ни какого отношения. Под таким названием вошла в криминальную историю Самары ОПГ братьев Масловых, в первой половине 90-х безраздельно контролировавших территорию «Стошки».

ДК «Нефтяников».

Дворец культуры Нефтяников введен в эксплуатацию в 1955 году. Зрительный зал был рассчитан на 600 зрителей. Рядом с ДК расположен сквер имени Ленина с соответствующим памятником. Есть на «Стошке» и еще один памятник — В.В.Куйбышеву в сквере на улице Бакинской.

Поговори хоть ты со мной подруга семиструнная

«Стошка» помимо плотной связи с нефтепереработкой имеет непосредственное отношение и к музыке. Дело в том, что на улице Грозненской, по соседству с КНПЗ располагается Самарская музыкальная фабрика. Дата ее основания — 1956 год. Изначально фабрика специализировалась на выпуске пианино и домры. Как вопрошал герой одного известного мультфильма: «А то, что это за жизнь, без пианины?» Однако потребители хотели не только топтать пальцами клавиши, но и обнимать изгиб гитары желтой. В особенности после появления Грушинского фестиваля. С 1969 года завод стал производить шести- и семиструнные гитары. Не подкосили фабрику даже экономические катаклизмы 90-х. Да и сейчас, по сообщению официального сайта, производство активно развивается.

Дабы не покидать приятную, музыкальную волну, рекомендую ознакомиться с клипом, на песню с говорящим название «Пацаны, пацаны, пацаны».

Посвящена она жизни молодежи на «Стошке», примерно лет 30 назад. Что интересно, в ней упоминается «забивание» стрелки «фурагам». Для тех, кто не знает, последние — представители люмпен-маргинальной молодежи населяющей рабочие окраины Куйбышева в 70-е-первой половине 80-х годов. «Стошка» считалась их исконной вотчиной. Причем, «обмундирование» фураг «116 км», по воспоминаниям очевидцев, немного отличалось от канонического. Нет, «бабайка» и «коры» оставались неприкосновенными, а вот штаны не ушивались и галстуки с пиджаками не входили в обязательную часть правильного «прикида». Описываемые в песне события можно датировать началом 1980-х годов.

Клип содержит в себе большое количество черно-белых фото и что особенно ценно, нет ни одной, столь модной в наши дни фотографии еды.

Об освоении Самарского заречья сказано уже немало слов. Некоторые проекты уже реализуются. Как скажем, «Южный город», жителям которого обещают линию воздушного метро для безболезненного перемещения на другой берез реки Самара. К 2016 году планируют построить-таки долгожданный для жителей Куйбышевского района Фрунзенский мост. Особенно много авансов району было выдано, пока планировали строить стадион к ЧМ-2018 на стрелке Волги и Самары. Перепадет ли жителям Куйбышевского района, что нибудь от того строительного бума, что вот-вот захлестнет Самару. Или же патриархальную тишину «Стошки» ничего не потревожит? Поживем — увидим.