СТОЛЕТНЯЯ ВЫДЕРЖКА

История одной утраты: Пригородный автовокзал напротив ЦУМа «Самара»

 3 304

Автор: Андрей Артёмов

.

,

До 15 сентября на площади Славы будет проходить выставка «Самара. Из прошлого в будущее», организованная ПАО «МТС». На специальных стендах можно будет увидеть, как менялись главные городские достопримечательности и локации.

Сопроводительные тексты к снимкам написали журналисты ДГ, но некоторые из них в экспозицию выставки не попали, и мы будем публиковать их отдельно. Сегодня речь пойдет о Пригородном автовокзале, который некогда находился на улице Вилоновской.

Пригородный автовокзал Самары

Этот объект просуществовал в нашем городе полвека – с 1959 по 2010 год. Сначала это был просто автовокзал, но когда в 1980 году был введён в эксплуатацию комплекс новых зданий у кольца Московского шоссе и улицы Авроры, новый вокзал стал называться центральным (ЦАВ), а старый получил звание пригородного (ПАВ).

Сама идея появления автовокзала в 1950-х годах была связана с интенсивным развитием автобусного транспорта. Место на пересечении улиц Вилоновской и Спортивной было выбрано не случайно. При разработке городской транспортной схемы считается хорошим тоном размещать автовокзалы около железнодорожных. Примеры этого можно наблюдать в Саратове, Нижнем Тагиле, Кинеле и т.д.

В довоенный период междугородние автобусы отправлялись из Куйбышева прямо от гаража, располагавшегося на углу улиц Льва Толстого и Братьев Коростелёвых, напротив стадиона «Динамо».

ПАВ-ФОТО-01-Куйбышев-1938-6

В 1950-е годы основным местом их отправления являлась Комсомольская площадь. Ещё одной точкой старта загородных автобусов была Хлебная площадь.

Вот как радостно писала о строительстве нового автовокзала одна из куйбышевских газет в 1959 году:

«Сочтены дни маленькой автобусной станции, ютящейся пока в помещении площадью не более… одного автобуса. Скоро Хлебную и Комсомольскую площади не будут загромождать многочисленные рейсовые автобусы.

В Куйбышеве сооружается новый автовокзал. Дощатый забор вокруг строительной площадки, что неподалеку от крытого рынка, теперь уже только «по щиколотку» трехэтажному зданию. Давайте совершим путешествие в это близкое будущее. В окружении цветников и газонов выделяется это монументальное здание свежей краской, тремя рядами больших окон. Справа, на просторной асфальтированной площадке, рядами стоят грузовые такси, слева – автобусы.

Широкий парадный вход ведет в зал ожидания. Площадь его – 120 квадратных метров. Просторно и, вместе с тем, очень уютно. Мягкие диваны и кресла. На круглых столах – газеты, журналы, путеводители, туристические проспекты. К вестибюлю примыкает кассовый зал. Впрочем, сюда входить не обязательно. Ведь нам с вами билеты еще вчера доставили на дом. Пройдемте-ка лучше в буфет, где можно заказать и горячие блюда. Или заглянем в детскую комнату? Она отделана с большим вкусом, и игрушек здесь – целый детский мир.

ПАВ-ФОТО-04-ВКа-1959-11-11-фото нового ПАВ

Большая забота проявлена о водителях и кондукторах. Для них оборудованы две комнаты отдыха и просторный красный уголок. Около двадцати маршрутов свяжут Куйбышев почти со всеми городами и районами. Летом можно будет совершить автопутешествие в Уральск, Мелекесс, Кузнецк и Бугуруслан».

Автовокзал был открыт в ноябре 1959 года. Он получил адрес – Вилоновская, 123.

ПАВ-ФОТО-10-Автотранспортник-1967-28 октября-1

Если посмотреть путеводитель по Куйбышеву 1962 года, то можно усмотреть интересную закономерность. Тогда не было маршрутов до Чапаевска (разве что, если ехать на автобусе Куйбышев – Пугачёв, да и то лишь летом), зато маршрут до Новокуйбышевска отправлялся 88 раз в сутки и действовал круглогодично. Видимо, Чапаевск был отдан на откуп электричкам, тогда как в Новокуйбышевске железная дорога расположена на отшибе.

После появления Центрального автовокзала (1980 год) основную массу междугородных автобусных маршрутов перевели туда, но вот с точки зрения поездок в сторону Новокуйбышевска и Чапаевска Пригородный оставался удобнее. Кроме того, сохранился маршрут ПАВ – аэропорт Курумоч.

В начале 2000-х годов здание Пригородного автовокзала была перепрофилировано под торговый центр, названный «Самарочка». Руку к этому приложил одиозный самарский бизнесмен Алексей Шаповалов. В 2010 году здание было и вовсе снесено.

Текст: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов

Читайте по теме:
Как синематограф «Триумф» превратился в кинотеатр им. Ленинского комсомола
История одной утраты: особняк купца Фирса Наймушина на улице Степана Разина

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте