,
Как правило, чем длиннее улица, тем больше шансов, что она будет хорошо известна жителям города. Но в этом правиле есть исключения. В Самаре одним из таких является Южный проезд. О его истории и достопримечательностях расскажет краевед Евгений Альмяшев.
Протяженность Южного проезда — пять километров, и проходит он по территории двух административных районов Самары — Железнодорожного и Советского. При этом параллельно железной дороге, а это в случае с нашим городом почти стопроцентно гарантирует статус курмыша для прилегающих районов.
По данным Публичной кадастровой карты (далее — ПКК), старейшее здание, имеющее адрес по Южному проезду, построено в 1940 году и носит красивый номер 100.
Говоря сухим языком ПКК, это «производственно-административное помещение», без каких-либо дополнительных подробностей. Возможно, на момент постройки оно имело отношение к расположенному неподалеку толево-рубероидному заводу. Территорию этого предприятия на немецкой карте-схеме Куйбышева 1943 года мы отметили красным контуром. Красная стрелка указывает на то самое здание с адресом Южный проезд, 100.
Упомянем мы и о других предприятиях, имеющих адрес по Южному проезду. Так, под номером 102 в советское время было прописано Городское ремонтно-строительное управление №1 Треста «Куйбышевоблремстройбыт», которое появилось здесь в начале 1950-х годов.
По другую сторону улицы Авроры находится предприятие, изначально появившееся в историческом центре Самары. На рубеже 1943-44 годов в 11-м корпусе Рабочего городка (территория Иверского монастыря) разместился только что созданный Куйбышевский электроремонтный завод №9. В 1962 году он был переведен практически с берега Волги в район поселка Толевый и получил адрес по Южному проезду, 88.
Во времена перестройки предприятие переживало тяжелые времена, о чем можно подробно прочесть в следующей газетной заметке 1988 года. Прочесть и порадоваться тому, что бывший завод измерительных трансформаторов все же выжил.
Между улицей Авроры и поселком Чуваши нашло свое постоянное место жительства еще одно предприятие родом из старой Самары. Сейчас оно известно как группа компаний СКАДО (Южный проезд, 104).
В книге, посвященной истории этого предприятия, говорится, что его биография началась в 1939 году «на территории Хлебозавода №2, в районе Хлебной площади, где появилась Мастерская металлоконструкций». Здесь, видимо, имеет место небольшая путаница. На Хлебной площади в те годы находилась Мельница №2 (бывшая Башкирова, на улице Крупской). А хлебозавод №2 находился на улице Спортивной, был автоматизированным и, вероятно, больше нуждался в мастерской металлоконструкций.
В промежутке между 1947 и 1954 годами предприятие, к тому моменту называвшееся «Куйбышевская ремонтно-механическая мастерская монтажной конторы «Росглавхлеб» переехало на Южный проезд.
В середине 1960-х годов предприятие перевели в подчинение треста «Союзлифтмонтаж» и оно перешло на производство металлоконструкций для грузовых и пассажирских подвесных канатных дорог, чем, собственно, и занимается по сей день.
Адрес по Южному проезду, 304 принадлежит одному из цехов завода «Металлист». По имеющейся у нас информации, это так называемый корпус №168. Он строился для того, чтобы переместить в него механические цеха «Металлиста». Первая очередь корпуса №168 была сдана в 1982 году, вторая в 1983-м, а в 1986 году сюда же перевели еще и гальванический цех.
От промышленных предприятий перейдем к жилой застройке Южного проезда. Его окрестности начали осваиваться еще в «докуйбышевские» времена. Речь идет об одном из поселков Киркомбината в границах улицы Бобруйской, Измайловского и Можайского переулков, Южного проезда. Один из здешних домов датируется аж 1932 годом постройки.
Однако о жилых домах мы поговорим в географическом порядке. Между улицами Ракитной и Авроры преобладает частный сектор с небольшими вкраплениями двухэтажных домов, построенных куйбышевскими железнодорожниками в 1950-х годах. В приведенной ниже газетной заметке 1956 года говорится как раз о них. Упомянутая в ней улица Бобровская ныне называется Структурной.
В этом же квартале находится и общежитие, возведенное силами Куйбышевского строительного участка железной дороги в 1956 году (Южный проезд, 11).
По всей видимости, о нелегком быте именно его жильцов рассказывает следующая газетная заметка. Наблюдение: если в многотиражке какого-либо предприятия есть материал про общежитие, с вероятностью 95% он будет ругательным. Различаются лишь «симптомы болезни». В общежитии молодых железнодорожников на Южном проезде душевые были переоборудованы в жилые комнаты, а купленный в складчину электроутюг не пригодился, так как комендант демонтировал розетки.
Любопытна и формулировка первого предложения этой заметки: «Недалеко от Куйбышева, на 130 километре». Она дает понять, что в 1956 году район пересечения улиц Структурной и Южного проезд городом не считался. Именно тут находился упоминаемый в статье 130-й километр, а следующим, 131-м, была нынешняя ж/д станция «Толевая».
Позднее, в 1960 году, у общежития появятся соседи — дома №2 и 4 по Южному проезду. Спустя пять лет будет возведена кирпичная двухэтажка, получившая номер 18.
Разобравшись с многоквартирными домами, перейдем к частному сектору. На четной стороне Южного проезда он стал появляться с 1946 года. А вот прилегающая к железной дороге нечетная сторона начала заселяться на несколько лет позднее. Здесь, в «полосе отчуждения», выделялись земельные участки под дачи и сады куйбышевским железнодорожникам.
В избирательных списках советского времени они обозначались как «дачи по Южному проезду» и простирались аж до улицы Советской Армии. Сейчас здесь можно найти и вполне современные здания и сооружения.
Отрезок Южного проезда от улицы Авроры до территории завода «Металлист» в архитектурном плане более интересен. Особенное внимание привлекает дом №118, чьи плавные линии карниза и овал чердачного окна можно интерпретировать как влияние стиля модерн на типовое советское строительство. Рассмотреть их можно на представленных ниже фотографиях Алексея Авдейчева.
Вероятнее всего, именно о нем и его соседе под номером 120 идет речь в следующем архивном документе. Из него следует, что земельный участок между Четвертым переулком (ныне — улица Каменногорская) и Пятым (улица Ессентуковская) с 1950 года принадлежал заводу под названием «почтовый ящик №117». Нам он известен как завод «Рейд» из поселка Запанской.
Позднее этот квартал двухэтажек именовали поселком 132 километр, а застройку здесь вел стройтрест №11. Тут имелось даже свое почтовое отделение — №53, которое находилось в снесенном около десяти лет назад доме №112. А вот канализацию и водопровод жителям поселка пришлось ждать до времен перестройки.
Троица двухэтажных шлакоблочных домов между улицами Русской и Могилевской была возведена в 1956 году, вероятнее всего, силами кирпичного комбината.
Также не забудем сказать о несколько психоделической нумерации домов по Южному проезду. Например, здесь в ста метрах друг от друга находятся дома №271 и №471. Нумерационно Южный проезд даже превосходит проспект Карла Маркса, имея в своей коллекции дом №530, то время как проспект может похвастаться лишь зданием с номером 526.
Самый густонаселенный отрезок Южного проезда находится в поселке Киркомбинат, который интересен своей эклектичной застройкой. Старейшими его зданиями, имеющими адреса по Южному проезду, являются двухэтажные дома №180а и 180б, возведенные в 1957 году.
В 1961 году было построено здание поликлинического отделения №2 горбольницы №6 (Южный проезд, 184б).
В 1973 году силами комбината стройматериалов (позднесоветское название киркомбината) был построен дом №186. Первоначально его планировали сделать 70-квартирным, но затем первый этаж отдали под размещение гастронома, классической «стекляшки».
В 1980 году был возведен дом №188, торец которого украшает уже винтажный по нынешним временам телефон-автомат.
В 1981-1982 годах куйбышевские железнодорожники осилили строительство 15-подъездного дома № 224, который растянулся на целый квартал – от Измайловского переулка до улицы Советской Армии.
Вообще во времена позднейшего Брежнева поселок Киркомбинат активно наращивал квадратные метры жилья, в частности за счет панельных девятиэтажек — №№182 и 182а. В 1985 году к ним добавился дом №180, в пристрое к которому разместился опорный пункт охраны правопорядка №12 и подростковый клуб «Строитель». Первый до сих пор на месте, а вот второго отыскать не удалось.
Еще одной обновкой Киркомбината в те годы стал киоск «Союзпечати», открывшийся напротив гастронома. На излете 1980-х годов железнодорожники отметились еще и девятиэтажным домом №226, который, впрочем, был сдан с многочисленными недоделками.
Комбинат стройматериалов ответил на это в 1989 году десятиэтажной панелькой (Южный проезд, 184).
На этом застройка поселка Киркомбинат не завершилась. В 2011 году 17-этажная свечка появилась на улице Бобруйской. Кто знает, может быть застройщики еще положат глаз на местные двухэтажки и прилегающие к ним сараи и гаражи.
Теперь пришло время поговорить о транспорте. Сначала о железнодорожном, так как стальная магистраль и Южный проезд — неразлучные соседи.
Приведу свою личную историю, связанную с платформой Киркомбинат и одноименным поселком. На протяжении лет эдак 12-14 мои родители летом выезжали на так называемый «Берег» — летний палаточный лагерь, располагавшийся недалеко от слияния рек Самара и Большой Кинель. Туда надо было добираться на электричке от Киркомбината до Советов, а затем идти пешком до Самарки и кричать через речку, чтобы высылали моторку или вёсельную лодку. До строительства автодорожного моста через нее около станции Алексеевка попасть на «Берег» иным способом было невозможно.
Соответственно, наши регулярные походы с улицы Партизанской до платформы Киркомбинат не могли не запомниться, ну а с 1984 года я уже самостоятельно начал бегать на «Кирюху» смотреть на поезда. Маршрут нашего похода на электричку отмечен на спутниковом снимке 1965 года красной линией. Синей отмечено предположительное место железнодорожного переезда, существовавшего здесь на 133 километре в 40-50-е годы, о чём мы уже рассказывали в статье об Измайловском переулке.
По малолетству мне запомнился запах не то выгребных ям, не то уличных сортиров, находившихся тогда возле двухэтажек Киркомбината. Интересно, что в ту же пору их жители действительно жаловались в районную СЭС на антисанитарию.
На следующем снимке запечатлен проход от Южного проезда до платформы Киркомбинат со стороны Можайского переулка, который остается таким же узким, как и в советское время.
В конце нашего материала мы расскажем о железнодорожных станциях «Киркомбинат» и «Толевая». Начнем с «Кирюхи», рядом с которой мы завершили наш путь в предыдущем абзаце. Ранее эта платформа называлась 133-й километр. Еще в 1928 году пользовавшиеся ею пассажиры дачных поездов просили организовать для них крытый павильон.
В 1933 году на базе трёх безымянских кирпичных заводов был сформирован Кирпичный комбинат при станции Пятилетка.
Когда в 1944 году прокладывали электрифицированный путь от железнодорожного вокзала до будущего электродепо «Мирная», место для промежуточной подстанции выбрали рядом со 133-м километром.
По сравнению с Безымянкой 133-й километр находится на пригорке, и тяжеловесные поезда, следовавшие в Куйбышев со стороны Смышляевки или Средневолжской, должны были брать этот пригорок на скорости.
О жизни путевой обходчицы этой платформы в 1951 году рассказано в заметке железнодорожной «многотиражки».
Интересно, что здесь же, рядом с «Киркомбинатом», находились теплицы Куйбышевской дистанции защитных лесонасаждений, о чем сообщает газетная заметка 1961 года.
К зеленой зоне железнодорожников ведет дорога со стороны Можайского переулка, а в 1995 году в ней была построена котельная.
Но вернемся в советское время. В 1968 году в «Волжской Коммуне» обсуждалась новая напасть – грузовые поезда регулярно плелись перед красным сигналом светофора у платформы Киркомбинат, перекрывая жителям Чёрновских микрорайонов путь к электричкам. Если верить журналисту этого уважаемого издания, наиболее безбашенные граждане проскакивали на четвереньках под катящимися вагонами. К слову, пешеходного мостика на Киркомбинате не было никогда.
Вообще же на стыке 1960-70-х годов за электрички взялись всерьёз. Главным бичом того времени было несоблюдение расписания их движения. На отрезке от вокзала до Смышляевки однопутная линия для электричек имела несколько разъездов – на платформах Толевая, Стахановская, Пятилетка, Мирная, а также ответвление-тупик на платформе Смышляевка. Достаточно было одной электричке вылететь из графика, как вставало всё движение «однопутки». Никуда не делась и давняя проблема, связанная с отсутствием крытых павильонов на платформах. В часы пик и в дачный сезон электрички были набиты под завязку.
Окончание строительства пассажирских павильонов было обещано к лету 1968 года, дело не сдвинулось с мертвой точки ни в 1969, ни в 1970-м. Зато у куйбышевских журналистов был постоянный инфоповод.
Правда, к тому моменту, как я начал ездить с родителями на электричке, павильон на платформе «Киркомбинат» всё-таки соорудили.
Тогда не додумывались класть на платформу плитку, а сама платформа стояла на множестве колонн. В юности доводилось не раз подлезать под неё с тыльной стороны и чувствовать себя почти как в Парфеноне. Стоять там можно было не сгибаясь.
В прежние времена было два входа на платформу – со стороны Сахалинского переулка (на фото слева) и со стороны Можайского переулка. Позже добавился третий вход со стороны Заводского шоссе, прямиком к павильону и к кассе.
Теперь пришла пора поговорить о станции Толевая. Свое название она получила в честь Толево-рубероидной фабрики (ныне – АО «Мягкая кровля»), которая была принята в эксплуатацию в конце 1931 года.
Если на Киркомбинате только три линии путей, то на Толевой их пять за счет дополнительного пути для разъезда электричек и призаводского пути.
В отличие от 133-го, остановочный пункт 131-го километра имел крытый павильон ещё до войны, хотя в 1940 году его предпочли использовать как дровяной склад.
Платформа Толевая в советское время была оборудована пешеходным мостиком. Который, согласно архивному документу, в 1950-х годах находился на балансе управления рынками.
Также из документа мы узнаем, что где-то в поселке Толевый, ближе к 5-му проезду (улица Авроры) планировалось организовать барахолку.
В 1976 году газета «Волжская Заря» писала о том, что этот пешеходный мост не очищают от снега.
Спустя 22 года эта и все прочие проблемы пешеходного моста были решены — его попросту демонтировали.
Трудно поверить, но когда-то по части Южного проезда пролегал маршрут общественного транспорта. Это был автобус №13, курсировавший между поселком Машстрой (клуб «Заря») и заводом имени Масленникова (Фабрика-кухня). Конкретно по Южному проезду его маршрут пролегал на отрезке между Бельским переулком и улицей Авроры.
На представленном ниже спутниковом снимке 1965 года трасса автобуса №13 отмечена красной линией. Желтая линия — автомобильный переезд через железнодорожные пути, соединявший в то время поселок Толевый с «большой землей».
В 1971 году, когда ещё не были готовы ни путепровод, ни мост через Самарку, в «Волжской Заре» анонсировались планы строительства крупной автомагистрали по Южному проезду.
Она есть и в генплане Куйбышева 1986 года, разработанном «ГИПРОГОРом». Согласно ему Южный проезд должен был начинаться в районе остановки «23-й километр» на Московском шоссе, огибать территорию завода «Салют», выходить к полотну железной дороги и пролегать вдоль нее вплоть до старого автомобильного моста на улице Водников. Предназначалась эта магистраль для передвижения грузового транспорта.
Все этот так и осталось в планах, но кое-какие отголоски «большого» Южного проезда удается отыскать. Вот, например, схема 1983 года. На ней отображено местоположение проектируемой троллейбусно-автобусной станции, которая должна была создать единый транспортный кластер со станцией метро «Безымянка». Разместить ее хотели между улицей Красных Коммунаров и проектируемым Южным проездом.
Еще один кусочек Южного проезда можно отыскать на карте-схеме Промышленного района 1978 года в районе пересечения ныне здравствующих улиц Металлистов и Физкультурной.
Что же касается автобуса №13, то в зимнее время он ходил по Южному проезду нерегулярно из-за снежных заносов и необходимости крутого подъема в гору по улице Авроры. В итоге в 1979 году его маршрут перенесли на свежезаасфальтированную улицу Промышленности.
Фото: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов
Документы из фондов СОГАСПИ: Евгений Малинкин
Фото обложки: Алексей Авдейчев
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter