КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Бобруйская: Чуваши, староверы и «несчастливый» маршрут

 5 626

Автор: Андрей Артёмов

.



,

В рамках спецпроекта «Энциклопедия самарских улиц» мы постепенно завершаем исследование буквы Б. Подробному обзору сегодня подвергнется улица, названная в честь прекрасного белорусского города Бобруйска. Ее историю расскажет краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев.

Мои комментарии и дополнения к авторскому тексту будут даны курсивом.


Улица Бобруйская невелика собой, и во время ее обзора мы иногда будем отклоняться от нее на 100-150 метров влево или вправо. Ее длина составляет 1,93 километра, если считать от первых домов улицы, расположенных у перекрестка с Сепараторным переулком.

Чуваши
Вид на Чуваши с путепровода «Аврора». Источник фото

При этом Бобруйская успевает пересечь 15 разных улочек и проездов, а дойти по ней можно от окрестностей предприятия СКАДО до корпусов завода «Металлист». Она проходит по району Самары, негласно именуемым Чувашами (ударение на вторую А), о котором регулярно и не первый год пишет блогер Игорь Кондратьев.

Происхождение названия этого района местными краеведами доподлинно не расшифровано. Впрочем есть версия, которая выглядит достаточно логичной. Озвучил ее самарский блогер Владимир Нехорошев.

А теперь перейдем непосредственно к истории. На карте-схеме Самары 1927 года район Бобруйской выглядит пустоватым.

ФОТО-01-Бобруйская-1927-схема города

Это было незаселённое пространство между Чёрновскими садами и железной дорогой. Пятнадцатью годами позже на немецких схемах появляются геометрические фигуры, примерно соответствующие современному району улицы Бобруйской – Измайловского переулка – Южного проезда — Можайского переулка.

ФОТО-02-Бобруйская-1942-немецкая схема города

В дальнейшем этот отрезок Бобруйской окажется самым динамичным, а поскольку я живу метрах в 400 напротив него, то кое-что в обзоре будет из разряда «рассказов очевидца».

В годы первых сталинских пятилеток промышленное развитие Самары (Куйбышева) шло, в том числе, и вдоль железной дороги.

Толево-рубероидный завод, Мясокомбинат, производственная артель «Ход», «Сажерез» возводились рядом со стальной магистралью, давая жизнь и новым остановочным пунктам железной дороги. Одна из таких строек возникла на 133 км, увековечившись на картах города под названием «Киркомбинат».

Третий посёлок Киркомбината расположился как раз в районе будущей улицы Бобруйской. Из старых избирательных списков 1937 или 1939 гг. трудно установить, что и где располагалось точно – не было тогда здесь улиц, но наиболее приметную деталь посёлка определить можно. Это два длинных кирпичных дома в три этажа каждый, один из которых (под № 89А) стоит и по сию пору.

ФОТО-03-Бобруйская-Выборы 1937 и 1939

Мне ещё с детства памятен весьма приличный магазин игрушек, размещавшийся в той части дома № 89А, которая выходит к Можайскому переулку.

ФОТО-04-Бобруйская-2017-дом № 89 А с магазином

Второй такой же дом располагался ближе к Бобруйской, в районе современного высотного дома № 89. Я хорошо его помню, поскольку путь на электричку лежал мимо него. Слышал, что он сгорел где-то в конце 1980-х. Помимо этих «двух каменных домов», в 3-м посёлке располагались и жилища барачного типа.

Послевоенные избирательные списки указывают на то, что именно тогда началась застройка улицы Бобруйской на всём её протяжении. Поначалу, кстати, она называлась Южным переулком.

В 1946 году в составе 3-го посёлка Киркомбината значились школа, детсад и ясли. В 1950 году обозначена застройка по Южному переулку, располагавшемуся на месте современной Бобруйской — между улицей Стандартной и Южным проездом. В 1952 году улица Бобруйская уже сформирована по современной нумерации домов — №№ 1-131 по нечётной стороне, №№ 2-160 по чётной. Застройка тогда была исключительно одноэтажной.

В работах Игоря Кондратьева в качестве застройщиков Чувашей упоминаются рабочие заводов «Рейд» и 9 ГПЗ (бывшего «Сажереза»).

Изучение многотиражек «Рейда» не дало ничего, а вот в многотиражке подшипниковцев упоминается о застройке района 133 км в 1951 году индивидуальными домами – поначалу без их электрификации.

Езды оттуда до 9 ГПЗ было ровно три остановки электрички, а ходили они часто. В 1989 году я сам ездил так с Киркомбината до Пятилетки. Завод шефствовал над нашей школой, и мы проходили производственную практику на 9 ГПЗ.

Заметим также, что нумерация домов по Бобруйской ведёт отсчёт от Сепараторного переулка, а это очень «подшипниковое» название. По ходу 1950-х годов на Бобруйской возникли и очаги двухэтажной застройки – в Третьем посёлке Киркомбината, а также между переулком Бельским и улицей Каменногорской и между улицами Крейсерной и Витебской.

Бобруйская, 47. Угол с улицей Крейсерской.

В те годы изрядной проблемой для Чувашей было отсутствие более-менее приличной школы. В 1958 году рядом с Бобруйской, по Бельскому переулку было построено здание школы № 151, дававшей неполное среднее образование.

Школа №151
Источник фото

В таких «непричёсанных» районах школа зачастую значит больше, чем просто «школа». Она проработала вплоть до 2017 года, пока её не закрыли по санитарно-гигиеническим соображениям, а весь персонал перевели в крупное и более современное здание школы № 91 на улице Балаковской.

Как раз в районе школы улица Бобруйская имеет небольшой, но очень отчётливый холм, где горизонт, кажется, можно потрогать рукой. Снимки оттуда небезынтересны, особенно в сторону СКАДО.

ФОТО-10-Бобруйская-виды холма

Предприятие СКАДО – это Самарские канатные дороги. Основано оно было ещё до войны, а на Южный проезд перебралось в 1951 году, т.е. одновременно с жилой застройкой Чувашей подшипниковцами.

СКАДО
Источник фото

По полулегендарным сведениям блогера Владимира Нехорошева, до Великой Отечественной войны канатная фабрика размещалась в районе ТЦ «Космопорт». О чем косвенно свидетельствует местный топоним — Канатный переулок. Фотографии того периода не сохранилось, но есть снимки строительства канатной фабрики на ее нынешнем месте.

С точки зрения транспортной доступности Чуваши были удобны при проезде по железной дороге, а вот «безрельсовая» связь с более обжитыми частями города была усложнена. Сюда ходил (или не ходил, если дело было по снежной зиме) автобус № 13. Он соединял Чуваши через Пятый проезд (прежнее название улицы Авроры) с заводом им. Масленникова. Фактически это был первый маршрут, проходивший через будущую автостанцию «Аврора».

ФОТО-12-Бобруйская-автобус
Вид с территории школы №151 в сторону улицы Бобруйской. Красной стрелкой отмечен тот самый автобус №13. Источник фото

До строительства комплекса Южного моста, включавшего в себя сначала путепровод через ж/д пути у Толевого (1973 год), а затем и переход через реку Самара (1974 год), улица Промышленности не имела своего нынешнего транспортного значения. На спутниковых снимках 1965 года отлично видна трасса автобусной цивилизации по Южному проезду – Бельскому переулку – улице Бобруйской в сторону завода «Металлист». Что интересно, сам завод застройку по Бобруйской не вёл.

ФОТО-13-Бобруйская-1965-вся

Автобус № 13 перемещался с улицы Бобруйской на улицу Промышленности через Измайловский переулок (смотри снимок ниже).

Измайловский переулок

Когда в 1964 году по улице Промышленности пустили трамвай, возникла даже одноимённая остановка. Помню, что ещё в 1987 году по направлению трамвая в сторону Авроры она располагалась не после поворота на Аэродромную, а до – вплотную к мечети. В 1940-50-е годы переулок назывался несколько иначе – Измаильский. Я был крайне удивлён списками ИО к выборам 1957 года.

ФОТО-14-Бобруйская-Выборы-1957-переезд на 133 км

По Измаильскому переулку шла граница между двумя соседними округами, и там дважды упоминался железнодорожный переезд, которым, очевидно, этот переулок завершался. Правда в отличие от других бывших переездов (у СКАДО и у Завода аэродромного оборудования, к примеру), Измаильский переезд невозможно разглядеть на старых снимках со спутников.

Перенос маршрута автобуса №13 с улицы Бобруйской и Южного проезда на улицу Промышленности произошел в 1979 году.

ФОТО-16-Бобруйская-про автобус № 13
Предоставлено Павлом Пешковым

Произошел он, видимо, еще и потому, что улицу Промышленности наконец-то заасфальтировали. В детские годы я ещё мог наблюдать со своего балкона пассажирские ЛиАЗы, крадущиеся по узкой улице Бобруйской, но самому ездить на нём довелось только по Промышленности. С проблемами маршрута, о которых в 1976 писала «Волжская заря», лично я не сталкивался, но вполне верю в то, что в плохую погоду езда по Чувашам становилась делом адовым.

ФОТО-17-Бобруйская-ВЗя-1976-12-01-проблемы автобуса № 13

Вернёмся к спутниковой фотосессии 1965 года. На Третьем посёлке Киркомбината в рамках красного контура обозначена застройка, сохранившаяся и до наших дней.

К тому времени улица Бобруйская стала выше ещё на один этаж – в 1963 году на углу с Измайловским переулком был сдан мрачноватого вида четырёхэтажный дом под № 93А.

Бобруйская, 93а

Позже в этом квартале появятся два пятиэтажных дома – по Южному проезду, 186 (со встроенным магазином) и по Измайловскому переулку, 10А. Первый возвели в 1973 году для работников Киркомбината. Точная дата постройки второго дома, изначально спроектированного под общежитие, неизвестна – где-то на стыке 1960-х и 1970-х годов. Сначала он был заселён работниками 9 ГПЗ, в 1979 году его передали под заселение учащимися заводского ГПТУ.

ФОТО-20-Бобруйская-Ленинское Знамя-1979-11 мая
Газета «Ленинское знамя» 11 мая 1979 года

В веке XXI в этом здании разместилась колония-поселение.

Летом 1980 года моя группа покидала детский сад № 320 (Партизанская, 236), в честь чего был сделан панорамный снимок в сторону улицы Промышленности и реки Самары.

ФОТО-21-Бобруйская-1980-ДС 320

Панельные дома в кадре относятся к улице Партизанской, а высотных застроек за ними не видно – если что-то и было, в кадр не попало. Спустя 7 лет этот район смотрелся совсем по-иному.

Вид на улицу Бобруйскую
Вид в сторону улицы Бобруйской с колеса обозрения в парке Победы. 1987 год. Источник фото

Что тридцать лет назад, что сейчас люди в нашем городе рады заселяться в новые дома, даже в 300-400 метрах от полотна железной дороги… Сейчас современных высотных домов на улице Бобруйской насчитывается три. В 1995 году появился длинный дом № 89, в 1999 году — кирпичный дом № 89Б, а в 2011 году сюда же «ввинтили» дом на 18 этажей под номером 93.

Немалый интерес представляет улица Бобруйская и её окрестности в теологическом плане. Осенью 1990 года на соседней улице Стандартной открылась старообрядческая церковь в честь Покрова.

Подробнее о старообрядцах-беглопоповцах читайте здесь.

А на самой Бобруйской есть православная церковь. Возникла она на месте старого детского садика, когда императора Николая Второго возвели в страстотерпцы.

К Николаю II особой симпатии я не испытываю, но должен отметить тамошних звонарей — они очень хорошо играют на колоколах.


Другие материалы спецпроекта «Энциклопедия самарских улиц»

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте