,
Находятся в Октябрьском районе города. Ориентировочная дата появления на карте Самары — 1910-е (улица Соколова) и 2000-е годы (Северо-Восточная магистраль).
Наш рассказ мы начнем с улицы, носящей имя большевика Григория Соколова. Из десятков самарских революционеров он удостоился своей улицы благодаря тому, что в 1909-1911 годах, работая на строительстве Трубочного завода в Самаре, поддерживал связь с городским большевистским комитетом и выполнял его задания по связи с ЦК РСДРП(б).
Более подробную его биографию можно прочесть в газетной заметке 1988 года.
Из этой статьи мы, в частности, узнаем, что до 1967 года улица Соколова именовалась Орской. Но это не первое ее название. До 1934 года она была Гребежевской просекой — в честь купца Александра Гребежева, чья дача в дореволюционные времена находилась где-то между стелой «Ладья» и Аннаевским (позднее — Силикатным) оврагом.
Ниже представлена карта Самары 1915 года, современная улица Соколова отмечена на ней красной линией.
В XX веке главной достопримечательностью улицы Соколова был завод по производству силикатного кирпича, открытый 15 декабря 1929 года.
Нужно сказать, что в довоенное время об этом предприятии очень охотно писали самарские газеты. Например, в январе 1931 года. Особенно красочен третий абзац, в котором описывается недостаточно густой дым из заводской трубы, что сигнализирует о недостаточной загрузке предприятия.
Из этой газетной заметки мы также узнаем, что на силикатный завод вела ветка грузового трамвая.
В 1932 году сообщалось о намерении построить клуб, столовую, общежитие и жилой дом.
Более приземленную картину описывает газетная заметка 1936 года под броским названием «Лошади тонут в грязи». В следующем году порция критики досталась речному флоту Силикатного завода.
В годы развитого социализма жалоб на работу силикатного завода тоже хватало. В заметке 1970 года рассказывается о том, как он завалил готовой продукцией окрестные улицы.
В 1980 году сгребающие песок трактора этого предприятия мешали спать жителям «Интеграла» на улице Ново-Садовой.
К текстовым описаниям завода силикатного кирпича добавим фотографию 1950-х годов, на которой это предприятие запечатлено во всей красе.
Что касается жилой застройки улицы Соколова, то в самом ее расцвете нумерация домов доходила до чисел 40 и 73.
Ниже представлен спутниковый снимок 1965 года. Улица Соколова отмечена на нем красной линией. Красная стрелка указывает на тогдашнее здание РОВД Октябрьского района (Соколова, 17а).
Дальнейшая застройка улицы Соколова продолжилась в 1976 году, когда здесь появилось здание Средневолжского транспортного управления (Соколова, 34). В 1999 году, после жуткого пожара в здании на улице Куйбышева, 42, сюда переехало областное управление МВД. Позднее МВД пристроило по соседству 16-этажный «флигель».
Его можно видеть на следующем фото, как и старое двухэтажное здание РОВД Октябрьского района.
Имеет отношение улица Соколова и к религии. В конце 2018 года начались богослужения в Соборе Софии Премудрости Божией, получившем адрес ул. Соколова, 1а.
Его возведение заняло более десяти лет из-за здешних проблемных грунтов. 27 сентября 2019 года собор был освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Что интересно, на улице большевика Соколова есть и синагога. Она носит название Кероор-Самара и находится в трехэтажном здании с адресом Соколова, 36. Ниже представлена фотография строящегося поблизости ЖК «Адмирал», а на снимке справа запечатлен один из немногих уцелевших деревянных домов улицы Соколова.
Что касается Северо-Восточной магистрали, то ее строительство было запланировано еще в 1982 году. До этого момента на ее месте находился Силикатный (ранее — Аннаевский) овраг.
При постройке магистрали была снесена часть домов, имевших адрес по улице Соколова.
Строили Северо-Восточную магистраль долго. В своем современном виде она предстала перед самарскими автомобилистами лишь в середине 2000-х годов.
Текст и фото: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram