ПЕРВЫЙ МЕСТНЫЙ

Андрей Кочетков о 5 вещах, которыми ему запомнится «Скат»

 2 135

Автор: Андрей Кочетков

.

,

В телекомпании «Скат» прошли массовые увольнения. Уже никто не сомневается, что собственный эфир «Ската» либо сведётся к минимуму, либо исчезнет вовсе.

Самое время подытожить то, чем мне запомнилась первая в России негосударственная региональная телекомпания.

История исчезновения «Ската» отнюдь не героическая, как, например, случившееся недавно с томским каналом ТВ-2. Последние лет 5 чахнущий «пациент» практически никак не влиял на медиаклимат в регионе. Тем не менее с историей «Ската» было связано немало важных моментов в судьбе Самары. Охватить их все сразу невозможно. Поэтому я остановлюсь только на самых запомнившихся именно мне моментах.

1. Убийца видеосалонов

skat1

«Скат» начал вещать весной 1990 года. Новость о том, что в городе кроме двух изученных зрителями вдоль и поперёк государственных каналов появился третий, разносилась молниеносно. И главным было даже не то, что у телевизоров начала работать ещё одна кнопка, а то, что именно на ней можно было увидеть.

Днём и ночью канал омерзительно шипел, демонстрируя лишь рябь. Но в вечерние часы счастливчики, телевизоры которых ловили «Скат», могли смотреть, не выходя из дома, последние голливудские блокбастеры. Пиратские, разумеется. И это в то время, когда не было не то что Интернета, но и видеомагнитофоны считались предметами исключительной роскоши, будучи сопоставимыми по цене с автомобилями.

Голливудский мейнстрим до «Ската» в городе можно было посмотреть только в видеосалонах. Владельцы видеомагнитофонов захватывали помещения по всему городу и за рубль показывали «Кошмар на улице Вязов» с незрелым Джонни Деппом или какое-нибудь «Возвращение Эммануэль», которое по тем временам казалось более разнузданным кино, чем ленты с участием Саши Грей в наши дни. Но «Скат» своим появлением спутал все карты бизнес-флибустьерам, выведя пиратство на новый, домашний уровень.

Зрителей диктора Кириллова на первой программе моментально забрал Робокоп со «Ската». А Хрюшу и Степашку стремительно затмили черепашки-ниндзя.

2. Арт-хаус и Валерий Бондаренко

Eastwood-Clint-Good-the-Bad-and-the-Ugly-The

Позже «Скат» начал баловать зрителей не только свежим по тем временам голливудским мейнстримом, но и классикой мирового кинематографа, а также независимым кино, о существовании которых в начале 1990-х большинство самарцев (даже из тех, что сознательно тянулись к этому) имело крайне смутное представление. Перед такими сеансами, случавшимися раз в неделю, на экране появлялся кинокритик Валерий Бондаренко. Он долго объяснял, что именно нужно рассмотреть в фильме, который сейчас будет показываться на «Скате», и как это всё нужно понимать. А также нещадно спойлерил, хотя такого слова в те годы ещё не было.

Пожалуй, именно Бондаренко стал первой самарской телезвездой для интеллигентов. На нынешнем местном телевидении, бьющемся за внимание пенсионеров на случай грядущих выборов, такой вид ведущего отсутствует совсем.

Самой запоминающейся из показанного тогда стала ретроспектива спагетти-вестернов Серджио Леоне. Прищуриться, как Клинт Иствуд, в Самаре стало модно через три с половиной десятилетия после выхода фильма «Хороший, плохой, злой» в мировой прокат.

3. Продажа декодеров

scat2

Но «Скат», разумеется, создавался не исключительно из культуртрегерских соображений, а для того, чтобы зарабатывать деньги. Рынка местной телерекламы тогда ещё не было. И деньги было решено брать с потребителей.

Развернулась массированная кампания по продаже декодеров, без которых то ли канал через какое-то время должен был перестать показывать, то ли они значительно должны были улучшить качество его сигнала. Да и само название «Скат» изначально расшифровывалось как «самарское кабельное телевидение», что вроде бы намекало на шифрование сигнала на американский манер.

Декодеры напоминали по внешнему виду компрессоры для аквариумов. Короче говоря, выглядели по тем временам довольно технологично. Сколько их тогда было продано, вероятно, уже не узнает никто. Но факт остаётся фактом: зрители, не купившие декодеры, смотрели «Скат» так же успешно, как и те, кто их приобрел. Спустя два десятилетия, как показывает Интернет, неоднозначная история с продажей декодеров ещё жива в памяти горожан.

4. Улыбка Владимира Кейлина

keilin640

В 1992 году на «Скате» начала выходить программа «СТВ». Спортивный блок в ней бессменно до прошлого года вёл Владимир Кейлин. Бывший футболист и тренер, который с одинаково обаятельной улыбкой рассказывал как о победах местных спортсменов, так и об их самых ужасных поражениях. Кого-то манера ведения передач Кейлиным раздражала, а кто-то его обожал. Но его улыбка была константой самарского телеэфира, а сам Кейлин — самым узнаваемым местным телеведущим постсоветского периода.

29 августа прошлого года Владимир Кейлин погиб в ДТП под Кинелем. В «Гранту», на которой ехал ведущий, врезалась выехавшая на «встречку» «десятка», которой управлял нетрезвый водитель.

5. Дуэль с участием Владимира Соловьёва

lima

Во время предвыборной гонки за мэрское кресло в 2006 году (занятие, кстати, уже ушедшее в историю) Георгий Лиманский вызвал на телевизионную дуэль своего главного соперника Виктора Тархова. В качестве рефери на телешоу Лиманским из Москвы был выписан телеведущий Владимир Соловьёв.

По слухам, визит Соловьёва в Самару обошёлся Георгию Сергеевичу в 100 000 баксов. Сам же московский ведущий заявлял, что заглянул на «Скат» сымитировать свою программу «К барьеру» из чисто альтруистических соображений. Тархов дуэль покинул почти сразу после начала прямого эфира, что не помешало ему в результате выборов занять кресло градоначальника.

Лиманский же после выборов стал фактически политическим трупом. И только имя его пелось, как мантра, ведущими в каждом выпуске новостей контролируемого им «Ската»: «Читайте на сайте гэ-эс-лиманский точка ру…» И во всём этом чувствовалось, что конец близок…