,
Прошлым летом ДГ опубликовал большой материал об истории самарских мельниц и элеваторов. Тогда мы рассказали только о самых из самых. И сегодня хотим дополнить прошлогоднюю историю.
Мельница Шихобалова, которая в разные годы была разгрузочной базой для барж с зерном, складом трофеев Великой Отечественной войны и секретным заводом авиационной техники.
В краеведческой картотеке Константина Головкина отдельный раздел посвящен паровым мельницам. Наша героиня там тоже есть: «В 1883 году построена мельница Е.Н. Шихобаловым за рекой Самаркой, которая работала до 1906 года».
Итак, мельница принадлежала известному самарскому купцу Емельяну Николаевичу Шихобалову и возможно была построена на месте салотопенного завода, принадлежавшего его отцу, главе семейства Николаю Ивановичу Шихобалову. Завод также находился в Засамарской слободке и включал в себя сараи для забивки скота, сушки кожи, варни, склады и амбары под сало, соль и другие материалы. При заводе был двухэтажный дом, двухэтажный флигель и изба. Но точное местоположение салотопенного завода пока не установлено.
В адрес-календаре «Вся Самара» 1900 года эта мельница также упоминается. К тому времени она принадлежала Торговому дому Братьев Шихобаловых.
Несмотря на то, что мельница была закрыта в 1906 году, она отмечена на карте Самары 1910 года. Проведенная нами на ней красная линия — примерная трассировка нынешней улицы Народной. Красная точка — остановка транспорта «Заливная».
В качестве ориентира труба мельницы Шихобалова засветилась на плане самарских водостоков 1907 года.
Постреволюционная судьба мельницы неизвестна. Однако в путеводителе по Самаре 1925 года и газете «Волжская коммуна» за сентябрь 1926 года упоминается бывшая мельница некоего Ледянкина в Засамарской слободке, которая могла выдавать 5000 пудов муки в сутки. Цифра весомая, но информации об этой мельнице больше найти не удалось.
Всплывает наша сегодняшняя героиня и в архивных документах:
Дальнейшая судьба мельницы Шихобалова была до недавних пор неизвестна. Но восстановить советский отрезок ее биографии помог счастливый случай.
В блоге Игоря Кондратьева развернулась дискуссия на тему того, в каком районе Куйбышева происходило действие повести самарского писателя Евгения Морозова «Как росли мальчишки». Игорь Кондратьев отстаивал точку зрения, что это была Засамарская слободка. В повести не раз упоминалось, что рядом с поселком, в котором жили главные герои, находился большой завод, и там работали в том числе эвакуированные специалисты. Таким заводом в Засамарской слодобке оказался 605 ЗАТО — Завод авиационного технического оборудования, он же военная часть №13810.
Также в блоге со ссылкой на местных жителей и бывших работников предприятия указывали, что завод был эвакуирован из Винницы в Москву, а уже затем в Куйбышев в 1941 году. Профилем завода был ремонт авиационных двигателей, в том числе для самолетов-амфибий. Увы, никаких следов в сборниках архивных документов или краеведческой литературе найти не удалось. Даже на весьма подробной немецкой карте-схеме Куйбышева 1943 года район улицы Народной никак не отмечен (мы же отметили его красной звездой).
Помогли существенно дополнить историю завода комментарии к посту Игоря Кондратьева, а также информация, полученная нами от Владимира Доровика, работавшего на этом предприятии с 1968 по 1984 годы.
— До войны там была разгрузочная база. Пристань появилась в 1930-е годы. Разгружали баржи с зерном. И отправляли на третий хлебозавод для помола. Транспортёры стояли в подвале, сейчас их уже завалили.
В начале войны сделали склад для хранения трофеев. В 1945 году его переоборудовали под ремонтную организацию. Там ремонтировали двигатели для самолётов Р-5, М-11. Мы пришли в 1960-е. Тогда уже делали АШ-82В (вертолётный двигатель, поршневой) и АШ-82Т (для самолётов ИЛ-14) на экспорт. Работал там до 1982 или 84-го, пока МИ-4 с вооружения не сняли и перешли на МИ-8.
После этого сделали заводом аэродромного оборудования. Стали делать стремянки, ложементы для подвесных топливных баков. В советское время на заводе работало 156 человек, учитывая уборщиц.
О степени секретности предприятия Владимир Ефимович сказал следующее: «Прежде чем устроиться на работу, проходили все проверки КГБ. У меня была форма №1 – совершенно секретно. Часто летал на точки базирования ракетных установок, где стояли наши вертолёты. Вызывали, если была какая-нибудь неисправность. Раз мы двигатель собрали, значит за него отвечаем».
Пока бывшая мельница Емельяна Шихобалова служила складом трофеев, многие из них перекочевали в квартиры жителей Засамарской слободки: «Когда поселился у хозяйки на улице Заливной, смотрю, у неё часы двухметровые стоят, каждая гиря по 16 килограмм. Спрашиваю: «Анисимовна, откуда?». А она: «Ой, да не говори. Пёрла на спине со склада. Брат начальника склада стащил мотоциклы BMW и «Харлей». Начальник типографии газеты «За Родину» сумел урвать машину-амфибию 1939 года. Потом эту машину у него забрали».
Также Владимиру Доровику запомнилась одна заводская достопримечательность: «Жернова, диаметром в два метра, которые медленно уходили в землю».
Работникам завода выделялись квартиры, которые строил Приволжский военный округ. Территориально они находились в «Военном городе» (Московское шоссе, Ново-Вокзальная, Аминева) и близ аэродрома Кряж (Пугачевский тракт, 17).
Интересную информацию об адресе Народная, 9 дает Публичная кадастровая карта. Хронология развития этой территории согласно ей такова:
1886 год — экспериментальная группа, склады. Это и есть само здание мельницы, которое в советское время обросло множеством пристроев. Но дореволюционная кирпичная кладка бросается в глаза по сей день.
1953 — деборкадер (так в тексте),
1960 — компрессорная,
1965 — проходная,
1967 — пожарное депо, гараж, трансформаторная подстанция, склад лакокрасок и ещё один склад,
1974 — котельная и теплица,
1981 — сварочное отделение.
1988 — ДОУ, гараж, ЭМО.
1990 — склад № 3, упаковочное отделение.
1991 — эллинг.
1993 — канализационная насосная.
Наконец, последним построенным на территории бывшей мельницы Шихобалова зданием стала столовая, 1994 года рождения. В 1997 году завод авиационного технического оборудования закрыли.
***
ДГ благодарит за помощь в подготовке материала главу Куйбышевского района Алексея Коробкова.
Авторы текста: Андрей Артёмов и Максим Фёдоров
Автор фото: Максим Фёдоров
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте