,
В августе 2021 года в Самаре стартует первый в истории города проект по изучению и сохранению наличников деревянных и каменно-деревянных домов исторического центра. Зданий, наиболее уязвимых перед угрозой сноса. Счет деревянных домов, которые могут исчезнуть в ближайшую пару лет, идет даже не на десятки, а на сотни. А это значит, что нужно начинать спасательную операцию.
Что более всего привлекает нас в деревянном зодчестве Самары? Конечно же, многообразие декоративного убранства. И здесь наличники (прежде всего оконные) играют одну из главных ролей. И если мы просто любуемся ими, то для наших далеких предков они имели сакральное значение.
Известный историк, академик Борис Рыбаков считал, что наличники являлись барьером для недопущения в жилище злых духов. В своей монографии «Язычество древней Руси» он писал: «Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло причинить болезнь,— все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навий, несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья.
В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон представляет очень большой интерес — ведь оконный проем это не только «окно в мир», в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удается увидеть в окно».
Здесь стоит оговориться, что непосредственно в Средневековье окна деревянных зданий наличников не имели. Да и сами окна были малы по размерам. Они затягивались бычьим пузырем, позднее — слюдой, а небогатые люди и вовсе обходились без них. Окна в их избах отсутствовали — теплоизоляция была важнее возможности поглядеть на белый свет. Появлению наличников в их современном виде способствовало открытие в России стекольных заводов, первый из которых начал свою работу в 1634 году.
Помимо древних языческих символов, деревянное зодчество впитало в себя и многие другие элементы. Например, детали больших архитектурных стилей — классицизма, барокко, модерна и т.д. Как отмечал самарский краевед Емельян Гурьянов, «домовая резьба — это не только наглядная форма проявления творческой деятельности народов, но и одно из сильных художественных средств отражения их социально-экономического бытия, культуры, мировоззрения и эстетических понятий».
С этим можно согласиться, учитывая то, что на некоторых деревянных домах, построенных в советское время, можно встретить декор в виде пятиконечных звезд с серпом и молотом.
Также Емельян Гурьянов считает, что «резьба — это традиционно-демократическое, всегда открытое и доступное понимаю народное искусство, рассчитанное на широкий круг зрителей».
Те самые зрители должны были домом и его оконным наличниками любоваться, а это значит, что декоративное убранство не должно было отставать от соседей по улице и кварталу. Наверное, поэтому в историческом центре порою даже маленькие по размерам дома обладают очень богатой резьбой.
Основные виды деревянной домовой резьбы
— Скульптурная. Более всего распространена на русском Севере. Для этой резьбы характерно наличие скульптур конских голов и птиц на конструкциях крыши.
— Рельефная (она же — «глухая», «корабельная»). Весьма трудоемкий вид резьбы, при исполнении которой снимается фон, так называемая «земля», вокруг пластической формы изображаемого узора. Из инструментов используются долото и стамеска. Рельефная резьба характерна для верхнего Поволжья — Нижний Новгород, Рыбинск и т.д, а также встречается в Сибири (Иркутск).
— Пропильная (она же «прорезная» и «сквозная»). Самый молодой вид резьбы, появившийся в последней трети XIX века. В ее основе — сквозное пропиливание силуэта узора на плоской доске, которое можно было легко произвести при помощи широко распространившегося в то время лобзика. Пропильная резьба была наиболее проста в изготовлении, а следовательно — доступна широкому кругу заказчиков. Узор, выполненный в этой технике и наложенный на какую-либо поверхность, называют накладной резьбой.
Символика резьбы оконных наличников
Сама по себе эта тема достойна научной диссертации, но мы попытаемся выделить несколько ведущих мотивов.
Языческие символы
Один из самых известных и часто встречающихся изображает солнце. Солярные знаки в том или ином виде присутствуют на сотнях деревянных домов Самары.
Пример: Ленинская, 107. Оконные наличники и лопатки (вертикальная плоская доска на краю фасада) украшены символами восходящего солнца в виде полукруга с лучами и розетками (круглая деталь, напоминающая цветок).
Также на лопатках вы можете видеть еще один хорошо читаемый символ — древо жизни. Можно его найти и на наличниках. Например, на доме мещан Евсеевых (Фрунзе, 21 / Комсомольская, 51).
Древа жизни (обратите внимание — их ветви всегда направлены вверх) и стоящие на них Берегини украшают нижнюю часть наличников.
Растительный орнамент
Встречается часто, но от того не менее ценен. Вот пример с улицы Комсомольской: подоконную доску украшает симметричный пропильно-накладной узор, образец растительного орнамента.
Геометрический орнамент
Детали в виде различных геометрических фигур украшают оконные наличники многих деревянных домов Самары. Но в некоторых случаях они вытесняют все прочие виды орнаментов.
Зооморфные мотивы
Деревянные дома Самары часто украшены кронштейнами в виде стилизованных изображений птиц, лошадиных голов или ящеров. А вот оконные наличники представители фауны посещают реже. Но тем не менее отыскать их можно.
Вот оконный наличник дома на Самарской, 184, который архитектор Ваган Каркарьян описал следующим образом: «Между свисающих бахромой прорезных подзоров и треугольным фронтоном наличника окна видны стилизованные изображения птиц — символы семейного гнезда , праведных душ».
Ближайшие соседи
Говоря о деревянном зодчестве и оконных наличниках, нельзя не упомянуть и о Сызрани. Второй по старшинству город Самарской губернии был практически полностью уничтожен страшным пожаром 1906 года. Он был отстроен заново, в том числе и силами строительных бригад с Верхней Волги — Ярославской, Костромской и Нижегородской губерний. Поэтому здешняя деревянная резьба подчас серьезно отличается от самарской.
Помимо свойственного нашему городу русского стиля и эклектики в Сызрани явственно ощущается влияние архитектуры деревянного барокко. Многие оконные наличники выглядят массивно и основательно за счет боковин в виде фигурных полуколонок и криволинейных сандриков с симметричными волютами.
Барочные элементы, особенно волюты, также являются распространённым элементом оконных наличников Иркутска.
А вот в Самаре они наперечет. Все-таки главная ударная сила нашего деревянного зодчества — богатая, ажурная пропильная резьба.
После краткого экскурса в историю и типологию оконных наличников поговорим о проекте «Бережем наличники», который стартует в Самаре 19 августа. Его цель проста — запустить цепочку общественных инициатив, направленных на изучение, сохранение и популяризацию элементов русского деревянного зодчества.
Одним из осязаемых итогов проекта станет арт-объект под названием «Снято». О том, как он будет создаваться и что из себя представлять, расскажет один из его организаторов, художница Серафима Колесникова:
«К сожалению, люди ценят то, что уже потеряли. Хотелось бы, чтобы проект «Бережем наличники» помог осознать ценность наличников сейчас, а не потом, когда их не станет.
Арт-объект «Снято» займет место на стене дома 192 по улице Чапаевской. «Снято» — это о том, что мы теряем, об исчезающем старом городе. Все наличники будут сняты со сгоревших, подлежащих сносу домов администрацией города, восстановлены волонтёрами, изнутри заколочены досками, размещены на глухой стене дома, что тоже очень символично.
QR- код рядом с арт-объектом будет вести на ресурс о самарских наличниках с фотографиями, рассказами и маршрутами. Арт-объект создадут участники проекта «Бережем наличники» с 21 по 29 августа».
Использованная литература:
1) Иван Хафизов. «Наличники. Центральная Россия», 2019.
2) Ваган Каркарьян. «Тайны деревянных украсов Самары», 2012.
3) Виталий Самогоров, Елена Сысоева, Юлия Черная. «Деревянная и каменно-деревянная архитектура Самары конца XIX – начала XX века», 2011.
4) Елена Сысоева. «Деревянная архитектура Сызрани начала XX века», 2011.
5) Борис Рыбаков. «Язычество древней Руси», 1987.
6) Емельян Гурьянов. «Самарские узоры. Домовая резьба Самарского Поволжья», 1982.
Современные фото: Елена Вагнер
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter