,
Осень 2024 года выдалась богатой на праздники для самарских железнодорожников. 25 октября свое 150-летие отметила Куйбышевская железная дорога.
В тени этого масштабного юбилея осталась другая весьма примечательная дата. 7 ноября 1944 года совершила свой первый рейс городская электричка, проследовавшая от железнодорожного вокзала до платформы Мирная.
Таким образом, этому виду транспорта сегодня исполняется 80 лет. В связи с этим «Другой город» решил создать краеведческий дайджест станций и платформ, находящихся на территории Самары.
Наше железнодорожное исследование мы начнем с юго-западного направления, откуда стальная магистраль и добралась в наш город в далеком 1877 году.
Остановка № 1 — платформа Конструкторская
Примерная дата появления: начало 1950-х годов
Административный район: Куйбышевский
Вернакуляр (негласный район города): поселок 113-й километр
Ближайшая достопримечательность: Самарский резервуарный завод (Заводская, 1).
Здесь стоит сделать небольшое арифметическое пояснение, касающееся 113-го километра. В XIX веке, при строительстве Самара-Златоустовской железной дороги, расстояния на железнодорожной линии проходившей по территории Самарской губернии отсчитывалось от станции Батраки, что на правом берегу Волги недалеко от Сызрани. Такой отсчет сохранялся и в советский период.
По железнодорожному расписанию 1936 года от Батраков до станции Кряж было ровно 118 километров. Район же платформы Конструкторской примерно соответствует цифре 113, которая и увековечена в названии одного из поселков Куйбышевского района Самары.
По недоброй традиции на сызранском направлении расположены низкие пассажирские платформы.
Ничем интересным в истории Самары Конструкторская отметиться не сумела. Но нам удалось найти газетную заметку 1959 года о ее затянувшемся ремонте.
Остановка № 2 — платформа Соцгород
Примерная дата появления: 1943 год
Административный район: Куйбышевский
Вернакуляр: поселок 116-й километр («Стошка»)
Ближайшая достопримечательность: Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод (Грозненская, 25).
Дату появления на карте Самары этой железнодорожной платформы мы отыскали в заметке из «Волжской коммуны» от 2 ноября 1949 года. В ней Соцгород ругают.
Вообще львиная доля газетных материалов, связанных с железнодорожными платформами, носит критический характер.
Сентябрь 1946 года.
Ниже приведена заметка 1977 года, посвященная проблеме перехода железнодорожных путей у станции Соцгород. Особенно страдали работники ПО «Куйбышевбурмаш».
Проблема эта разрешилась в 1987 году, когда над железнодорожными путями был построен путепровод по улице Грозненской.
Платформа Соцгород соседствует с обширным путевым хозяйством КНПЗ, где проходят манёвры составов. Чтобы пассажиры лишний раз не пересекали здесь железнодорожные пути, от платформы к путепроводу по улице Грозненской сооружены пешеходные лестницы.
Остановка № 3 — платформа Парк дружбы народов
Примерная дата появления: конец XIX века
Административный район: Куйбышевский
Вернакуляр: поселок Кряж
Ближайшая достопримечательность: Парк дружбы народов в микрорайоне «Волгарь».
До мая 2021 года эта станция именовалась Красный Кряжок. Так именуют часть поселка Кряж, расположенную вдоль улицы Восстания. В дореволюционные времена станция называлась лаконично — Кряж.
Соавтор этой статьи Евгений Альмяшев вспоминает: «Когда меня 3 декабря 1995 года забирали на армейскую службу, то нас отвезли на автобусах от Промышленного райвоенкомата до платформы Красный Кряжок, где пришлось дожидаться электрички на Сызрань».
Из газетных заметок, посвященных станции Кряж, приведем опубликованную в «Волжском комсомольце» в октябре 1956 года.
Пассажиры, пользовавшиеся станцией Красный Кряжок, испытывали неудобства и в годы хрущевской оттепели, и эпоху брежневского застоя.
Так, в газете «Куйбышевский железнодорожник» от 1 ноября 1958 года читаем: «Станция Красный Кряжок существует десятки лет, а пассажирскую платформу здесь до сих пор не построили. Это очень неудобно для пассажиров, особенно после того, как была произведена подъемка нечетного станционного пути».
«Волжская коммуна» 2 декабря 1977 года сообщала: «Медленно сооружается павильон для пассажиров на платформе Красный Кряжок. Более года здесь негде укрыться в ненастье».
Остановка № 4 — станция Самара
Дата появления: 1877 год
Административный район: Железнодорожный
Вернакуляр: Район железнодорожного вокзала
Ближайшая достопримечательность: Управление Самара-Златоустовской железной дороги (Комсомольская площадь, 2/3).
Железнодорожная станция Самара принимает электрички на 14 и 15 пути, между которыми находится высокая платформа. Подобную конфигурацию называют островной: платформа расположена между двумя путями, по которым осуществляется движение поездов во встречных направлениях.
На станции Самара высоких платформ лишь две – другая, главная, примыкает к первому пути, откуда традиционно стартуют фирменные «Жигули». Это платформа берегового типа. Так называют платформы, рядом с которыми железнодорожный путь проходит только с одной стороны.
Как мы уже упоминали в начале материала, в 1944 году со станции Куйбышев в Юнгородок отправилась первая электричка. Из «Волжской коммуны» мы узнаем, что за первый год услугами нового вида транспорта воспользовалось 17 миллионов человек.
В 1965 году на станции Куйбышев был построен павильон для пассажиров электричек, где располагались кассы (в т.ч. автоматические) и буфет.
В 1988 году пассажирскую платформу реконструировали для того, чтобы она смогла принимать 12-вагонные электрички.
В советское время электричек ходило заметно больше, особенно внутри города, все они замыкались на станции Куйбышев. Таких поездов, как Сызрань – Мирная или Безенчук – Мирная, в те времена не было.
В завершение рассказа о станции Самара приведем заметку от 5 января 1993 года, которая повествует о тяжелом положении городских электричек.
Из нее мы, в частности, узнаем, что последний раз новые электропоезда наш город получал в 1974 году, если не считать нескольких составов, списанных с Московской магистрали и отправленных в провинцию.
Среди самарских железнодорожников в начале 1990-х циркулировали слухи о том, что строительство подвижного состава для электричек готов освоить завод «Прогресс».
Остановка № 5 — платформа Школьная
Примерная дата появления: вторая половина 1950-х — начало 1960-х годов
Административный район: Железнодорожный
Вернакуляр: поселок Запанской
Ближайшая достопримечательность: церковь Михаила Архангела (Новогородская, 1)
Своим названием платформа обязана школе № 134, расположенной близ перекрестка улиц Мостовой и Ярославской. Ее здание построено в 1962 году, но само учебное заведение существовало и ранее. В 1950-х годах школа № 134 размещалась в деревянном доме на улице Железноводской, 26.
Помимо школьников, платформа пользовалась популярностью у работников вагонного и локомотивного депо, располагавшихся неподалеку. Но в период летних каникул электропоезда на Школьной не останавливались. Это вызывало недовольство железнодорожников, которое они озвучили в своей многотиражной газете.
«Куйбышевский железнодорожник» 14 июня 1973 года.
Заметка из газеты «Куйбышевский железнодорожник» от 11 августа 1973 года.
В завершение скажем, что на всём протяжении 3-го железнодорожного пути между станциями Самара и Смышляевка платформа Школьная является единственной низкой.
Остановка № 6 — платформа Речная
Примерная дата появления: конец 1940-х — начало 1950-х годов
Административный район: Железнодорожный
Вернакуляр: поселок Запанской
Ближайшая достопримечательность: Куйбышевская дирекция РЖД по управлению терминально-складским комплексом (Речная, 3а).
Платформа Речная обязана своим названием одноимённой улице, ведущей от железнодорожных путей к Городскому кладбищу.
Перед железнодорожным полотном улица Речная делает изгиб и пересекает пути по переезду. Поскольку эта локация находится в зоне маневровой работы станции Самара, шлагбаумы на переезде часто опущены, что вызывает гнев автомобилистов.
Вообще, судя по газетным заметкам, платформа Речная всегда была местом проблемным. Вот, например, одна из них, из газеты «Куйбышевский железнодорожник» от 28 апреля 1959 года.
Тот же автор, пенсионер И. Пшакин, через два года сетовал на отсутствие настилов у пешеходных переходов через железнодорожные пути.
В начале 1966 года платформа Речная была реконструирована. Однако не был сооружен навес и отсутствовали скамейки. «Ожидающих на Речной всегда очень много. Они стоят и в снег, и в дождь под открытым небом», — писала тогда «Волжская коммуна».
Та же газета 22 февраля 1974 года сообщала: «Мощные громкоговорители, установленные железнодорожниками, лишают покоя жителей большого жилого массива, что расположен рядом с платформой Речная».
Остановка № 7 — платформа Толевая
Примерная дата появления: 1930-е годы
Административный район: Железнодорожный
Вернакуляр: поселок Толевый
Ближайшая достопримечательность: постконструктивистский дом на улице Белогородской.
До получения имени собственного платформа Толевая именовалась 131-м километром. Она относится к островному типу, т.е. электрички проходят вдоль нее с двух сторон.
Своим появление платформа Толевая обязана толево-рубероидному заводу, ныне известному как АО «Мягкая кровля». Его ввели в эксплуатацию в 1932 году. Видимо, в тот же период появилась и железнодорожная платформа.
Газетная заметка от декабря 1940 года.
Географически поселок Толевый находился чуть ближе к старой Самаре, нежели к Безымянке, но относили его именно к последней. Так, в путеводителе «Весь Куйбышев» 1936 года местоположение толево-рубероидного завода указано как «Станция Пятилетка Самара-Златоустовской железной дороги».
Здесь мы добавим, что в 1930-х годах Безымянку как район города пытались переименовать в Пятилетку, но новое название не прижилось.
В советское время близ Толевой имелся перекидной мостик через железнодорожные пути. Главной проблемой подобных объектов было отсутствие очистки от снега и наледи.
Вот, например, заметка об этом из газеты «Волжская заря» от марта 1976 года.
Перекидной пешеходный мост у платформы Толевой работал до конца 1990-х и был демонтирован в 2000-х годах.
На этом первая часть нашего путешествия по железнодорожным платформам и станциям Самары подошла к концу. В следующий раз мы отправимся от платформы Киркомбинат в поселок Зубчаниновка.
Текст: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов
Фото: Евгений Альмяшев, Елена Вагнер, Максим Федоров
В качестве иллюстрации также использован скриншот сделанный с помощью сервиса Google-карты. 7 апреля 2022 года Роскомнадзор отнёс все сервисы Google к сайтам, нарушающим законодательство РФ.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте