ШАРИКИ И РОЛИКИ

К несостоявшемуся 80-летию: краткая история 9 ГПЗ, одного из крупнейших предприятий Самары

 7 227

Автор: Редакция

.

,

В советское время наш город славился как центр авиационной и ракетно-космической промышленности, но помимо этого Куйбышев можно было назвать и одной из подшипниковых столиц СССР.

Подшипники здесь производились сразу на нескольких предприятиях. Сегодня мы поговорим об истории 9-го государственного подшипникового завода им. Куйбышева, который совсем немного не дожил до своего 80-летия.

ГПЗ-9 занимает обширную территорию между железной дорогой, Западным поселком Безымянки, Заводским шоссе и проспектом Кирова.

Если подходить к вопросам хронологии, используя «казанский метод», то максимальный возраст  ГПЗ-9 достигнет аж 116 лет!

Еще в 1906 году некая частная фирма запланировала построить близ железнодорожного разъезда «Безымянка» вагоноремонтный завод. Однако само строительство началось лишь в годы Первой мировой войны. Построить успели немногое — две стены и ряд колонн кузнечного цеха, водонапорную башню и пожарное депо. Как ни странно, активное строительство завода началось в 1917 году, но вмешалась Гражданская война и голод в Поволжье.

В 1920-х годах история завода, который уже именовался Самарским железнодорожно-ремонтным, прослеживается фрагментарно. Работы по его возведению прекратились.

По настоящему работа на площадке Самарского железнодорожно-ремонтного завода закипела в конце первой пятилетки. Так, 1 января 1932 года газета «Волжская коммуна» рапортовала о том, что вступил в строй действующих его ремонтно-механический цех.

4 июня 1934 года вышло в свет постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о постройке и сдаче в эксплуатацию завода НКПС имени Куйбышева (Сажерез) в четвертом квартале 1935 года. И оно было выполнено. Завод был сдан в эксплуатацию 8 декабря.

Гигант Безымянки
Во второй половине 1930-х годов предприятие официально именовалось так — Куйбышевский завод запасных частей имени В.В. Куйбышева. Те самые запасные части использовались для ремонта подвижного состава железнодорожного транспорта. В 1936 году на заводе трудилось 3000 человек. Предприятие, как бы сейчас сказали, динамично развивалось. Так, в феврале 1940 года на заводе был открыт вечерний двухгодичный техникум, готовивший техников по холодной и горячей обработке металлов.

С началом Великой Отечественной войны КЗЗЧ им. Куйбышева активно взялся за производство военной продукции — корпусов мин, минометов, ручных гранат и т.д. Хотя, скажем по секрету, еще в 1939 году на заводе был организован так называемый «плунжерный цех». Попасть туда можно было только по спецпропуску, а производили там вышеуказанные боеприпасы.

Осенью 1941 года из Москвы в Куйбышев была эвакуирована часть производственных мощностей Первого государственного подшипникового завода. О том, как проходил этот процесс, можно прочитать в воспоминаниях очевидцев.

Основная часть завода, теперь уже Куйбышевского подшипникового, была размещена на территории Линдовского военного городка, в границах улиц Луначарского, Мичурина и Московского шоссе, в 150 отдельно стоящих зданиях бывших конюшен, холодных складов и казарм, совершенно не приспособленных для производственных нужд, особенно для производства авиамоторных и других точных подшипников.

На рубеже 1941-1942 годов руководству Куйбышевского подшипникового завода удалось добиться передачи в его распоряжение площадей КЗЗЧ им. Куйбышева. Здесь в кратчайшие сроки было налажено производство конических роликовых подшипников. Использовались они прежде всего в военной технике, в том числе в легендарных танках Т-34. Первый подшипник для них был собран 18 марта 1942 года. Именно эта дата считается днем рождения 9 ГПЗ.

За военную пятилетку на безымянском филиале Куйбышевского подшипникового завода было выпущено:

— 2 млн танковых,
— 630 тыс. авиационных,
— 260 тыс. автомобильных подшипников.

— 70 тыс. минометов,
— 5 млн артиллерийских снарядов,
— 500 тыс. гильз для снарядов,
— 2,5 млн гранат,
— 45 тыс. тонн литья для мин.


История 9 ГПЗ в СамареПилон рядом со стелой «Город трудовой доблести» на проспекте Юных Пионеров.

В апреле 1946 года Куйбышевский подшипниковый завод был разделен на два независимых предприятия. Газета «Волжская коммуна» писала:

«Правительство вынесло решение о разделении Куйбышевского подшипникового завода на два самостоятельных завода: ГПЗ-4 И ГПЗ-9».

В послевоенную пятилетку в номенклатуре 9 ГПЗ появились десятки новых, «мирных» подшипников: для сельхозмашиностроения, станкостроения и автомобильной промышленности. Все это требовало увеличения производственных площадей.  Уже в 1947 году началось строительство здания блока вспомогательных цехов (инструментального, ремонтно-механического, монтажного и электро-ремонтного).

В общезаводской нумерации он стал корпусом №5. Тогда же началось строительство корпуса №6, в котором разместился цех по производству подшипников повышенной точности. В 1948 году 9 ГПЗ уже начал поставлять свою продукцию на экспорт.

Спустя два года в цехе сверхкрупногабаритных подшипников (ЦСП) был собран первый подшипник диаметром 500 мм.

В 1964 году на 9 ГПЗ был построен корпус №7, в котором разместился первый на предприятии цех-автомат.

По состоянию на 1964 год уже велось строительство корпуса №8 и было начато строительство корпуса №10. В последнем разместили производство сверхкрупногабаритных подшипников. Корпус №10 был достроен в 1969 году, вскоре в нем был освоен выпуск подшипников диаметром до 2500 мм.

Сборка подшипникаЦех крупногабаритных подшипников 9 ГПЗ.

28 октября 1972 года на 9 ГПЗ, первом из промышленных предприятий города, прошел «День искусств». Он включал в себя открытие выставки картин Ивана Комиссарова, встречу рабочих и инженерно-технических работников завода с художником Станиславом Федоровым, писателем Евгением Астаховым, поэтом Владиленом Кожемякиным.

В 1973 году началась разработка технического проекта реконструкции завода. Первое, что намечалось сделать, — строительство нового кузнечно-прессового корпуса №11 площадью 52 тыс. квадратных метров, против 14 тыс. кв.м имевшейся на тот момент кузницы.

А вот с какими результатами 9 ГПЗ встретил 60-летний юбилей Октябрьской революции.

в 1977 году

9 мая 1985 года указом президиума Верховного совета СССР за заслуги в обеспечении советской армии  и военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны 9 ГПЗ был награжден Орденом Отечественной войны I степени.

Для понимания ситуации на предприятии перед развалом СССР представим отрывок из адрес-календаря «Вся Самара» за 1991 год:

«Сейчас завод выпускает более 1200 типов подшипников с коническими и цилиндрическими роликами. Их наружный диаметр — от 52 миллиметров до четырех метров, вес — от 143 граммов до 10 тонн. Около 1800 предприятий страны получают подшипники с маркой «9-й ГПЗ». Они экспортируются в 36 стран мира. В последние годы предприятие стало основным поставщиком сверхкрупногабаритных подшипников в стране».

16 октября 1992 года предприятие преобразовали в акционерное общество открытого типа «Самарский подшипниковый завод», а 29 мая 1996 года – в открытое акционерное общество «Самарский подшипниковый завод».

1992 год

Его возглавил бывший директор ГПЗ-9 Игорь Швидак. Он пришел на завод в 1982 году как главный инженер, а с 1986-го руководил предприятием.

Как рассказывал он сам, «9-й ГПЗ был приватизирован в Самаре первым — он был некоей экспериментальной базой, на которой проигрывались все варианты безболезненного приватизирования. В итоге уже осенью 1992 года мы не имели никакого отношения к государству. К этому времени мы уже являлись арендным предприятием, и у нас был собственный капитал. За счет этого мы смогли дать людям бесплатно акции предприятия».

К 1997 году СПЗ стал региональным лидером по темпам роста производства – каждый второй подшипник, поставляемый на Горьковский автозавод, был самарским.

Рассказывали, что добиться таких результатов позволила, в частности, полувоенная дисциплина, царившая на предприятии. Смена охраны, колючая проволока на заборе, борьба с пьянством и воровством.

«У меня характер очень нехороший в этом отношении, – признавался Игорь Швидак в интервью газете «Самарское Обозрение» в 1998 году. – Если воруешь или пьешь, увольняю сразу. Рабочие воруют по одному подшипнику. Высшие менеджеры — машинами. Поскольку начальство мы все сразу поменяли, машинами воровать перестали. Подшипниками — носят, ловим. К сожалению, еще много осталось привычек из старой жизни».

В 1997 году Самарский подшипниковый завод выпустил 9,5 млн подшипников, из которых 4,5 млн было продано за рубеж. Прибыль АО «СПЗ» за 1997 год составила 97 млн деноминированных рублей.

В 1998 году акционеры компании решили не выплачивать дивиденды, а направить средства на развитие производства – покупку нового сверхточного оборудования и увеличение резервного фонда предприятия.

Фото 9 ГПЗ 2012 год
В конце 90-х в результате долгих переговоров с руководством АО «Шар» (преобразованный ГПЗ-4) СПЗ установил полный контроль над заводом подшипников общего назначения (75%), сохранив за собой блокирующий пакет на заводе специальных подшипников. Таким образом, Игорь Швидак превратил «Самарский подшипниковый завод» в мощную финансово-промышленную империю.

В планах у генерального директора был выход на новые рынки и расширение экспортной программы. Завод активно развивался, и мечта Игоря Швидака об интеграции всех региональных подшипниковых предприятий в единое целое начинала постепенно сбываться.

Но в феврале 2003 года Игорь Швидак скончался. Его жизнь прервалась в Германии, куда он приехал на лечение.

Игорь ШвидакИгорь Швидак. Фото 1997 года

Его сын Александр принял большое предприятие, которым тогда интересовались многие бизнес-группы. Казалось, что Александр, как и его отец, мечтал о расширении бизнеса. В 2004 году Швидак-младший придумал группу компаний «СПЗ-групп», в которой «Самарский подшипниковый завод» стал головным предприятием.

Группа компаний обнародовала планы экстенсивного развития подшипникового холдинга. Младший Швидак заявил, что руководство холдинга намерено приобрести ряд российских предприятий, выпускающих подшипники для всех отраслей народного хозяйства: ВПК, ракетно-космической и авиационной отрасли.

Это могло позволить исполнить мечту Швидака-старшего о создании крупного подшипникового холдинга, но спустя несколько лет стало понятно, что разрекламированная попытка консолидировать вокруг СПЗ российские подшипниковые предприятия не зашла дальше переговоров.

Бывший завод СПЗ-4 в Линдовом городке закрылся, сейчас эту территорию пытаются застроить жилыми домами. Рентабельность основного актива группы Швидака – СПЗ – стремительно падала. Завод не привлекал инвестиций для внутреннего производства. А в 2014 года предприятие вошло в процедуру банкротства.

Заявления с требованием признать СПЗ несостоятельным на протяжении 2014–2015 годов дважды поступали в самарский арбитраж, но в обоих случаях предприятию удавалось погасить долги и избежать банкротства.

В середине 2010-х продолжались разговоры о реструктуризации долгов и процедуре финансового оздоровления – это способ погасить задолженность должника перед кредиторами без продажи имущества.

Но к процессу начали подключаться всё новые кредиторы. Поначалу это не носило необратимого характера, но постепенно стало отражаться на зарплате сотрудников. Около 800 рабочих смогли получить заработную плату за октябрь 2017 года только после вмешательства прокуратуры.

В апреле 2018 года завод признали банкротом, и задолженности по зарплате стали регулярными. В начале августа того же года на предприятии стартовали массовые сокращения.

Банкротство 9 ГПЗ
В 2020 году следователи возбудили уголовное дело по факту преднамеренного банкротства Самарского подшипникового завода. Анализ финансового состояния завода показал, что с 18 июня 2014 года по 2 августа 2017 года руководство совершило убыточные сделки по отчуждению имущества, чтобы обесценить предприятие.

В результате третьи лица получили не менее 25 земельных участков и не менее 71 объекта недвижимости. Это повлекло неспособность завода в полной мере удовлетворить требования кредиторов.

Закономерной на этом фоне была новость в конце октября 2020 года о том, что правоохранители задержали одного из бенефициаров предприятия Александра Швидака. Его заподозрили в мошенничестве. Тогда же появилась информация о том, что имущество бывшего подшипникового завода начали распродавать.

А в начале 2021 г. на территории ГПЗ-9 вспыхнул крупный пожар. Его тушили почти два дня. Площадь возгорания составила 2,5 тыс. кв. метров. В огне погиб человек. По предварительной информации, причиной возгорания стал аварийный режим работы электрооборудования в ночное время.

Сейчас на торгах продолжают распродавать оборудование, продукцию и недвижимость СПЗ. В общей сложности площадь заводской земли, для которой подыскивают нового собственника, составляет 39,8 га. Размер производственных и складских помещений, выставленных на продажу, — 201 тыс. кв. метров.

Автор видео — Сергей Бобин 

Всего на начало 2022 года покупатели нашлись на 18 объектов недвижимости СПЗ. В феврале три участка общей площадью 43,4 тыс. кв. метров забрало АО «Фортуна». Два участка из трех находятся под обременением в виде пролегающего через них железнодорожного пути.

Сейчас в Самаре еще функционируют наследники Куйбышевского подшипникового завода — завод авиационных подшипников (ОАО «ЕПК Самара») около метро «Российская» и завод приборных подшипников на 18-м километре Московского шоссе. Есть также несколько предприятий, появившихся уже в постсоветский период. Но хватит ли их продукции для неминуемого импортозамещения? Ведь наверняка старейший завод Безымянки мог бы помочь в этом нелегком деле.


Полную историю ГПЗ-9 читайте по ссылкам:

Начало трудовой славы Безымянки: Самарский железнодорожно-ремонтный завод. От паровозных рессор до подшипников для Т-34.

История ГПЗ-9 в документах и фотографиях: 10-тонные подшипники, заслуженный орден и роль директора в судьбе предприятия.


Текст: Максим Фёдоров и Андрей Артёмов 
Газетные материалы: Евгений Альмяшев

Архивные документы и фото предоставлены начальником отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидатом исторических наук Евгением Малинкиным.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте