САМАРА - КУЙБЫШЕВ - САМАРА

Самарская губерния в 1891 — 1900 годах: постройка Кафедрального собора, открытие публичного музея, первый общественный транспорт и электричество

 1 283

Автор: Андрей Артёмов

.



,

2021 год для Самары — год двойного юбилея. Глобально – 170 лет образования Самарской губернии. Чуть менее грандиозно – 30 лет обратному переименованию Куйбышева в Самару. Этой публикацией ДГ вместе с администрацией городского округа Самара продолжает цикл историй, в которых мы расскажем о самых интересных событиях, происходивших в нашем городе за последние более чем полтора века.

Отсчет будем вести десятилетиями. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался город, какие решения принимали здешние руководители и чем руководствовались, какие последствия имели те или иные события и как выглядела Самара на фоне других городов Поволжья в разные времена.

Постройка Кафедрального собора Воскресения Христова

Площадь Куйбышева известна каждому жителю Самары. Ведь вместе со своими четырьмя скверами она претендует на титул самой большой в Европе.

Площадь Куйбышева

В дореволюционный период ее именовали Соборной. Как не трудно догадаться, такое имя было ей дано в честь православного храма. Вот что писал о площади в своей краеведческой картотеке купец Константин Головкин: «На имеющихся планах 1804 и 1839 годов площадь, на которой ныне стоит кафедральный собор, не показана, и только на плане 1852 года она нанесена с назначением под Соборную церковь в размере 4-х городских кварталов.

До этого времени город, разрастаясь к северу, в беспорядке застроил и будущую площадь. Площадь долгое время строительства собора представляла из себя изрытую ямами местность, которая образовалась оттого, что горожане брали здесь песок для построек. 

В мае 1866 года начальник губернии распорядился об очистке площади от обывательских домов и усадеб для постройки Кафедрального собора. Оказалось, что под эту площадь должно отойти 4 квартала, на которых имелось 102 дворовых места. Перевод жителей на другое место продолжался еще в 70-х годах по постановлению городской думы.

В 1869 году 25 мая был совершена закладка собора в память спасения императора Александра II от покушения, бывшего 4 апреля 1866 года. Собор построен по плану архитектора, профессора тайного советника Эрнеста Жибера».

Кафедральный Собор

В финансировании строительных работ приняло активное участие самарское купечество и дворянство. Для сбора средств был создан специальный строительный комитет, в который вошли известные граждане Самары. Среди них были городской голова Петр Алабин и весь цвет самарского купечества: братья Шихобаловы — Емельян и Антон, Николай Неклютин, Иван Плешанов, Георгий Курлин и Яков Соколов.

Среди строителей Кафедрального собора были и августейшие особы. Так, 29 августа 1871 года,
посещая Самару, император Александр II собственноручно заложил камень в стену строящегося храма и повелел аналогичные два камня заложить своему сыну Александру (будущему императору Александру III) и великому князю Владимиру Александровичу.

В 1893 году на колокольню Кафедрального собора был поднят большой колокол «Благовестник», отлитый на средства купца Давида Кириллова. Весил он без малого 880 пудов, то есть больше 14 тонн! Колокольня храма, располагавшаяся со стороны улицы Чапаевской, была ему под стать: имела высоту в 75 метров и была хорошо видна на многие версты.

Вид на Кафедральный собор с Театральной площади.

Огромное внимание было уделено внутренней отделке храма. Полы были покрыты плитами жигулевского известняка, а стены храма выбелены. Сперва их оставили не расписанными: значительную часть стен покрыли иконы, пожертвованные горожанами. Всего в храм было принесено более 200 икон, из них 12 были большого размера. Одна из них, икона небесного покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, была написана Григорием Журавлевым, крестьянином села Утевка. Этот художник-самородок не имел рук и ног от рождения, а иконы писал кистью, зажатой в зубах.

28 августа 1894 года состоялось долгожданное освящение самарского кафедрального Воскресенского собора.

Таким образом, его строительство велось без малого 25 лет. Одна из причин такой «неторопливости» — неоднократная смена архитекторов, которые производили надзор за строительством. К слову, в зимний период работы и вовсе прекращались.

Самарский архитектор Ваган Каркарьян отмечал, что в архитектуре построенного собора были сильны византийские мотивы: полусферические шлемовидные купола, прямо вырастающие из барабанов, тройные арочные окна, обилие декоративных кирпичных деталей, пирамидальность объема огромного тридцатиглавого храма с колокольней.

Храм Христа Спасителя

В 1930—32 годах кафедральный собор был снесен. Площадь, на которой он стоял, к тому времени уже называлась Коммунальной. В 1938 году на ней будет построен крупнейший в городе Дворец культуры. Он, как и сама площадь, получил имя Валериана Куйбышева.

Максим Горький в Самаре

22 февраля 1895 года в Самару приехал Алексей Пешков, начинающий писатель, позже ставший главным литератором страны Советов. В наш город его пригласил редактор «Самарской газеты» Николай Ашешов. Однозначно поддержал идею переезда в Самару и Владимир Короленко, первый большой писатель, встретившийся Максиму Горькому на его трудной жизненной дороге.

Максим Горький

Будущий «Буревестник революции» сразу же принялся за изучение жизни столицы губернии. Вот как это описывал в своих мемуарах коллега Горького по «Самарской газете» Александр Смирнов-Треплев:

«Высокий, плечистый, слегка сутулый, он неутомимо шагал по пыльным улицам, грязноватым базарным площадям, заходил в трактиры и пивнушки, появлялся на пароходах, возле лодок и баржей, в городском саду, заглядывал в окна магазинов и раскрытые двери лавчонок, словом, толокся среди пестрой толпы и нарядной «публики», всюду как бы вглядываясь в «гущу жизни» и прислушиваясь к ее гомону и крикам…»

Cначала Алексей Пешков вел раздел «Очерки и наброски», а с 14 мая ежедневную фельетонную рубрику «Между прочим». Свои работы он стал подписывать псевдонимом Иегудиил Хламида. Уже 11 июля 1895 года Горький становится главным редактором «Самарской газеты». Эту должность он занимал чуть менее трех месяцев, успев за это время выпустить 63 газетных номера.

Максим Горький в редакции Самарской газеты
Максим Горький в редакции «Самарской газеты»

Самарский период жизни Максима Горького был насыщен творческими свершениями. В это время увидели свет такие его произведения, как «Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль», рассказы «На плотах», «Женщина с голубыми глазами», «Челкаш» и другие.

В общей сложности Максим Горький прожил в Самаре 15 месяцев. Первым его пристанищем был не сохранившийся до наших дней дом на улице Москательной (Льва Толстого), между улицами Дворянской (Куйбышева) и Саратовской (Фрунзе).

В мае 1895 года Максим Горький переезжает на улицу Вознесенскую (Степана Разина) в дом №126. В советское время здесь действовал литературно-мемориальный музей им. М. Горького.

Музей Горького на улице Степана Разина

Комната писателя находилась в полуподвале и по воспоминаниям его приятеля Александра Смирнова-Треплева напоминала монастырскую келью. Что, впрочем, не сказывалось на работоспособности Горького. Как вспоминала хозяйка дома Екатерина Кишкина, «часов в 10 — 11 он садился работать,  обыкновенно работал часов до 5 утра, а в 8 утра уже выходил к чаю, причем часто прочитывал нам с мужем написанное им за ночь…»

Степана Разина, 126

С декабря 1895 по май 1896 года Максим Горький жил на улице Дворянской (ныне Куйбышева, 91).

Куйбышева, 91

Отсюда ему было максимально удобно добираться до работы, ведь редакция «Самарской газеты» находилась на Алексеевской площади (ныне — Куйбышева, 73).

Максим Горький не раз критиковал Самару в своих фельетонах. За грязь и неблагоустроенность, за дикие нравы хулиганов-горчичников, жадность местных купцов и промышленников. Но он был вынужден признать, что самарский период его жизни был крайне важным в его биографии. «Телом я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани, а как писатель – в Самаре», — скажет Максим Горький позднее.

Кроме того, именно в нашем городе он обвенчался со своей единственной официальной женой — Екатериной Волжиной. Это произошло 30 августа 1896 года в Вознесенском соборе (Степана Разина, 78).

Первый общественный транспорт Самары

К 1890-м годам население Самары достигло 90 тысяч человек. Активно застраивались находившиеся к северу от нее пригороды – Солдатская слобода и поселок Молоканские сады. Все это подталкивало руководство города к тому, чтобы организовать в Самаре общественный транспорт, самым распространенным видом которого в те годы был конный трамвай, официально называвшийся городской конно-железной дорогой, а в просторечии – «конкой».

Самарская конка. Первый проектПервый контракт на постройку конно-железной дороги в Самаре.

К началу 1890-х годов ею уже успели обзавестись соседи – Казань (1875 год) и Саратов (1887 год). Самара, увы, немного отстала от них. Насладиться поездкой на конке горожане смогли лишь в июле 1895 года. Зато маршрут был что надо, он позволял проехать через весь город – от старого Собора на Хлебной площади (ныне – угол улиц Алексея Толстого и Кутякова) до Молоканского сада, где находилось депо (район пересечения улиц Невской и Ново-Садовой).

Конка у Малаканского сада

В первый день на линию вышли 8 вагонов, и все они были переполнены. На конечных станциях были устроены разъезды-тупики — разворотных петель, как сейчас, тогда не было. Вагоны, прибывшие на конечную станцию, останавливались в них, а лошади перепрягались с передней площадки к задней, после чего вагон отправлялся в следующий рейс. Вагон тянули две, а иногда и одна лошадь.

Самарская конка на архивном фото

Весь маршрут самарской конно-железной дороги был разбит на две станции. От старого собора на Хлебной площади до Троицкого базара, а вторая станция – от него и до Молоканского сада.

Одну станцию можно было проехать в вагоне за 5 копеек, а на открытой площадке – за 3. Летом 1895 года «Акционерное общество городских и пригородных конно-железных дорог», построившее самарскую конку, ежедневно получало 200 рублей чистой прибыли, что было весьма неплохим результатом. Как итог, уже 15 июня 1896 года было открыто движение по новой ветке конки, которая прошла по улице Москательной (ныне – Льва Толстого) к железнодорожному вокзалу. Летом 1900 года была построена дачная линия, которая вела к кумысолечебному заведению Нестора Постникова.

Маршруты самарской конки

Конка будет властвовать в Самаре 20 лет, пока в наш город не придет трамвай. Но это уже другая история.

Открытие Публичного музея

Еще в 1880 году на заседании городской думы ее гласный Петр Алабин вынес на обсуждение разработанный им «проект устройства здания для публичной библиотеки и музея, устройства и хранения музея». Местом для его постройки был выбран угол улиц Дворянской и Алексеевской (Куйбышева и Красноармейской).

Не заставил себя ждать и первый даритель. Им стал опальный великий князь Николай Константинович Романов, незадолго до этого вернувшийся из экспедиции по Туркестану. Подаренная им еще не существующему самарскому музею коллекция «Одежда и принадлежности туркмен» состояла из 14 экспонатов: это были седло, шашка, штаны, рубаха, сапоги, халат и т.д.

Но по-настоящему активная работа по комплектованию фондов музея началась лишь в 1886 году, в преддверии празднования 300-летия Самары. Музей, меж тем, все продолжал оставаться «придатком» Александровской публичной библиотеки и размещаться с нею под одной крышей, в доме купца Христензена (Куйбышева, 95). Несколько комнат на втором этаже могли вместить в себя лишь небольшую часть его коллекции. Что самое печальное, для широкой публики музей был закрыт.

Дом купца Христензена. Ваган Каркарьян-min
Дом купца Христензена на рисунке Вагана Каркарьяна

Петр Алабин, до последних дней участвовавший в жизни музея, до переезда своего детища в отдельное здание не дожил. Переезд в просторные апартаменты начался лишь в июле 1896 года. Самарский публичный музей разместился в бывшем доме Благородного собрания (Куйбышева, 131).

А его официальное открытие состоялось лишь спустя два года. Это время ушло на ремонт помещений, изготовление необходимой мебели и выставочного оборудования, а также расстановку коллекции публичного музея и Зала императора Александра II. Официально они были открыты 24 мая 1898 года.

В начале XX века в Самарском публичном музее было семь отделов: археологии и истории края, этнографии, промыслов (сельское хозяйство и кустарные промыслы), зоологии, ботаники, геологии и минералогии, а также художественный отдел. Созданию последнего очень посодействовал купец Константин Головкин.

Купец Головкин Самара

В тот же период он задумал построить в Самаре «Дом науки и искусств», в котором нашлось бы место и публичному музею. Но это уже совсем другая история.

Цитадель самарского электричества

Вторая половина XIX века — время так называемой технологической революции. Одной из главных ее примет стало широкое использование электрической энергии.

2 марта 1895 года Самарская городская дума приняла решение о создании комиссии по устройству такого вида освещения на улицах губернской столицы. К этому моменту интерес у электричеству проявили и местные предприниматели, желавшие осветить свои магазины. Особенно много таковых было на улицах Дворянской и Панской (ныне — Куйбышева и Ленинградской).

На заседании городской думы самарский инженер-электротехник Николай Жданов представил обстоятельный доклад по этому вопросу. Предполагалось установить дуговые фонари и электрические лампы на центральных улицах города, в Струковском саду и в городском театре. Саму электростанцию было намечено разместить на берегу Волги рядом с территорией  водопроводной станции.

Доклад инженера Жданова думская комиссия приняла без проволочек и в том же 1895 году был объявлен конкурс на разработку проекта устройства и эксплуатации электрического освещения в Самаре. Его победитель был определен в 1898 году. 13 июля городская управа и акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» подписали контракт о строительстве осветительной сети и  центральной электрической станции мощностью 210 киловатт. В конце февраля 1900 года станция дала ток своим первым абонентам.

Расширение мощностей ГРЭС
Фотография 1912-14 годов. Работы по расширению мощностей самарской ГРЭС

Меж тем заказчик и подрядчик высказывали друг другу многочисленные претензии. Акционерное общество «Сименс и Гальске» старалось сдать станцию как можно быстрее, несмотря на все недоделки. Городская управа противилась этому. Впрочем, были недоделки и со стороны городских властей: в здании электростанции протекала крыша, в стенах образовывались трещины и т.д. Только в апреле 1902 года на заседании городской думы было решено, что условия по контракту акционерное общество «Сименс и Гальске» выполнило. Самарцы к этому времени все больше привыкали к электрическому свету.

Уже в 1910 году был объявлен конкурс проектов расширения самарской электростанции. Во многом благодаря этому спустя пять лет в Самаре смогут запустить движение трамвая. Но это уже другая история.


1) Виталий Самогоров, Валентин Пастушенко. Самарская ГРЭС им. Г.М. Кржижановского. —   Екатеринбург, 2014 год.
2) Классика самарского краеведения. Антология. Выпуск 3. Головкин К.П. Самара в конце XVIII – начале XX вв. (краеведческая картотека). — Самара, 2007.
3) Сергей Тархов. История самарского городского электрического транспорта. — Самара, 2005 год.
4) Православные святыни Самарского края: Историко-церковная энциклопедия / Зубова О.В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. – Самара, 2001.
5) «О Волге наше слово: Литературно-краеведческий сборник». Составитель С.А. Голубков. — Куйбышев, 1987 год.

Архивные снимки и фотографии предоставлены сотрудником СОГАСПИ
Евгением Малинкиным.

Проект «САМАРА — КУЙБЫШЕВ — САМАРА» реализован при поддержке администрации г.о. Самара в рамках образовательной деятельности и деятельности по воспитанию у школьников чувства гордости, патриотизма, уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому Самары, а также готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству в целом.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter 

HYPER_COMM

comments powered by HyperComments

HYPER_COMM