ГУБЕРНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Самарская губерния в 1871 — 1875 годах: Романовы в Самаре, Лев Толстой в Заволжье, железная дорога до Сызрани и Земская больница на Полевой

 5 386

Автор: Андрей Артёмов

.





,

Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.

Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.

Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Сегодня на очереди временной отрезок с 1871 по 1875 год.

Представители императорского дома в Самаре

29 августа 1871 года в ходе путешествия во Волге Самару посетил император Александр II с наследником престола цесаревичем Александром и великим князем Владимиром Александровичем.

Они посетили Дворянское собрание, Алексеевский детский приют, Епархиальное женское училище, Николаевский сиротский дом и, конечно же, строящийся кафедральный собор. Там Романовы положили по кирпичу в стену храма.

Как отмечал городской голова Петр Алабин, император Александр II расспрашивал членов комитета по постройке храма о подробностях его возведения, размерах, рассматривал план кафедрального собора и «вновь одобрив, изволил совершить положение камня, пожелав скорейшего окончания сооружения собора».

Впоследствии эти кирпичи были покрыты стеклом и украшены бронзовой рамой. Спустя четыре года рядом был сооружен специальный ковчег, в который поместили серебряные лопатку и молоток, шайку для воды и ящик для раствора, которыми орудовали Александр II и его сын, будущий император Александр III.

5 июня 1873 года Самару посетил еще один представитель императорской фамилии — великий князь Николай Константинович. Это был человек непростой судьбы.


В конце 1871 года на бале-маскараде он познакомился с американской танцовщицей и актрисой Фанни Лир, которая на тот момент уже успела побывать замужем и имела малолетнюю дочь. Отец Николая Константиновича был недоволен новым романом сына и решил отослать его подальше от столицы.

Так Николай Константинович в 1873 году стал участником похода против Хивинского ханства, последнего на тот момент независимого государства Средней Азии.



Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мертвые пески к колодцам Адам-Крылган. Художник Н.Н. Каразин. Источник фото

28 мая 1873 года Хива была взята. Николай Романов удостоится золотой сабли с надписью «За храбрость» и чина полковника.

После завершения Хивинского похода Николай Константинович решил срочно встретится со своей возлюбленной. 26 июня Фанни Лир выехала из Парижа в Москву. Встретились влюбленные 6 июля в Самаре, в гостинице купца Аннаева на Алексеевской площади (ныне это надстроенный до пяти этажей дом с адресом Куйбышева, 66).

Фанни Лир вспоминала:

«Он очень загорел и похудел, но был совершенно здоров. Свидание наше было кратко, потому что он должен был отправиться на обед, данный представителями города, а после этого на смотр пожарных…

Отец торопил его с отъездом в Петербург, и на другой день мы выехали в Саратов на пароходе «Александр II», построенном по американскому образцу. Как мы ни старались быть незамеченными, но он нигде не находил желанного покоя. Что ни остановка, то новые депутации, триумфальные арки, знамена, барабанный грохот, хлеб-соль. Он благодарил, а толпа ревела «ура»«.

Николай Константинович Романов вновь посетит наш город спустя пару лет, но уже совсем при других обстоятельствах. Об этом мы расскажем в следующей части нашего спецпроекта.

Открытие учительской семинарии

17 октября 1871 года в Самаре открылось новое учебное заведение — учительская семинария. В ней должны были готовить преподавателей для одноклассных и двухклассных училищ. Сами семинаристы обучались три года.

На открытии присутствовал помощник попечителя Казанского учебного округа действительный статский советник Иван Дмитриевич Соколов.

Помещалась Учительская семинария в доме купца Афанасьева на углу Дворянской (Куйбышева) и Предтеченской (Некрасовской) улиц.


Учащиеся, коих в первый год существования семинарии было 74 человека, обучались в ней бесплатно. Более того, по штату 48 из них были «казенными».

Они ежегодно получали на руки своего рода стипендию — 100 рублей. Предполагалось, что эти средства будут тратиться на съем квартир в Самаре. Отметим, что указанная сумма позволяла арендовать только самое недорогое жилье.

Наиболее способные семинаристы могли претендовать не только на казенную стипендию. Свои стипендиаты имелись у местного земства (10 человек) и Уральского казачьего войска (восемь). Три семинариста получали стипендию им. Константина Грота, один — имени Юрия Самарина.

В число учащихся за счет казны попадали те, кто наиболее достойно показал себя на вступительных испытаниях.  Те из семинаристов, кто ежегодно получал упомянутые 100 рублей, после выпуска обязаны были прослужить в должности учителя начальной школы не менее четырех лет.

Если же по каким-то обстоятельствам казенный стипендиат не желал выполнять эти обязательства,  деньги надлежало вернуть.

С 1873 по 1886 год курс Самарской учительской гимназии окончило 289 будущих педагогов. Среди них мог бы быть и Степан Гаврилович Петров, писатель и поэт, известный под псевдонимом Скиталец.



Однако на последнем году обучения его отчислили за политическую неблагонадежность. Сама учительская семинария в Самаре просуществовала до 1888 года.

Лев Толстой и Самарский край

Великий русский писатель, чьим именем названа одна из центральных улиц исторического центра города, не раз бывал на самарской земле.

Первый его визит состоялся в мае 1862 года. Тогда врачи посоветовали страдавшему от депрессии писателю поправить здоровье в каком-нибудь кумысолечебном заведении.

Выбор Льва Николаевича пал на башкирский хутор Каралык близ одноименной речки в Николаевском уезде (ныне — Большеглушицкий район) Самарской губернии.

Летом 1871 году усталость и переутомление вновь привели Льва Толстого в заволжские степи. Здесь он пробыл с 9 июня по 28 июля.

Своей супруге Лев Николаевич писал: «То, на что я жаловался, тоска и равнодушие прошли; чувствую себя приходящим в скифское состояние, и всё интересно и ново.

<…> Ново и интересно многое: и башкиры, от которых Геродотом пахнет, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа».


29 июня Лев Толстой посетил ярмарку в Бузулуке. Жене он писал: «Это верст 90 от нас. Мы ехали сюда со Степой (Степан Берс, шурин Л.Н. Толстого — прим. ДГ) вдвоем, переночевали и нынче, 29 вечером, едем домой. Поездка очень удалась…

Ярмарка интересная и большая. Такой настоящей, сельской и большой ярмарки я не видал еще».

В сентябре того же 1871 года Лев Толстой приобрел у полковника Николая Павловича Тучкова 2500 десятин земли в районе реки Сухой Тананык за 20 тысяч рублей. Следующим летом он занимался возведением в своем новом имении хозяйственных построек.

Располагалось оно на хуторе близ сел Гавриловка и Патровка Бузулукского уезда (ныне — Алексеевский район Самарской области).


Летом 1873 года сюда приехала вся семья Толстых. Здесь они жили с 8 июня по 14 августа. В своем имении на Сухом Тананыке Лев Толстой закончил подготовку к переизданию романа «Война и мир».

Одновременно с литературным трудом Лев Николаевич помогал местным крестьянам бороться с последствиями неурожайного года.

Проблема усугублялась тем, что тогдашний самарский губернатор Федор Климов не проявлял должного рвения в борьбе с голодом. Он смог убедить правительство выделить для помощи пострадавшим всего 50 тысяч рублей, в то время как по подсчетам земства требовалась сумма в 18 раз больше.



Федор Дмитриевич Климов

Губернатор Климов предполагал, что крестьяне смогут заработать себе на пропитание на строительстве Самара-Оренбургской железной дороги, которая должна было пройти как раз по наиболее пострадавшим от голода уездам. Но прокладка стальной магистрали началась бы в лучшем случае в 1874 году, а крестьяне голодали уже сейчас.

Толстой объехал окрестные деревни и сделал подробную опись каждого десятого двора в селе Гавриловка. Полученные на местах сведения о их бедственном положении он изложил в «Письме к издателям», которое в августе 1873 года опубликовала газета «Московские новости». Так о голоде в Заволжье узнали на высшем уровне.

В Самару потекли пожертвования. За 1873 — 74 годы они составили 1,8 млн рублей деньгами и 21 тысячу пудов хлеба. Сам писатель снабжал деньгами и хлебом особенно нуждающиеся крестьянские семьи.

Призыв Льва Толстого помочь голодающему Заволжью стал поводом для создания литературного сборника «Складчина», средства от продажи которого были отправлены на помощь голодающим.

В следующий раз семья Толстых приехала в самарское имение летом 1875 года. Лев Николаевич устроил скачки на 50 верст, выделив для победителей призы: бычка, ружье, часы и башкирский халат.

Последний раз в Самарской губернии Лев Толстой был в 1883 году. Свои земли он разделил между сыновьями. Однако связи с Самарской губернией он не терял.

Так во время голода 1891 — 92 годов Толстой направил сюда своего сына — Льва Львовича, который открыл 200 столовых, в которых бесплатно питались до 20 тысяч крестьян.

В самом начале 1900-х годов дети Льва Толстого продали свои земельные наделы самарским купцам-миллионщикам Соколовым.

К сожалению, ни одна усадьба семейства Толстых на территории Самарской губернии не сохранилась.


Мурал-арт с портретом Льва Толстого на доме № 103 по улице Красноармейской

Пришествие на территорию Самарской области железнодорожной магистрали

24 октября 2024 года Куйбышевская железная дорога будет отмечать 150-летие со дня своего образования.

На западе ее владения начинаются у города Ряжска Рязанской области, а на востоке доходят до города Белорецка, что находится на Южном Урале. Забирается Куйбышевская железная дорога (далее — КЖД) и далеко на север. Здесь крайняя ее точка — станция Алнаши в Удмуртии.

Старейший участок нынешней КЖД появился в 1867 году. Но проходил он далеко от Волги, соединяя между собой уже упомянутый Ряжск с городом Моршанском Тамбовской губернии.

Заиметь на своей территории железнодорожную ветку захотели и восточные соседи тамбовцев — пензяки. Вот что об этом писала газета «Куйбышевский железнодорожник» в 1974 году в цикле статей, посвященных 100-летию КЖД:

«Выгодно сбывать товар в столицах, да перевоз накладен. По хорошим дорогам обоз из тридцати-сорока подвод идет до Сызрани восемь дней, а до Москвы и того больше. А уж в распутицу — и говорить не приходится. Реки несудоходны. <…>

Трудно с вывозом. Оттого и хлеб в губернии гораздо дешевле, чем у соседей. Саратовская, Самарская и Симбирская губерния полгода пользуются Волгой, а Тамбовская вывозит по железной дороге».

По счастью для Пензенской губернии, Комитет министров Российской империи в мае 1868 года высказал мнение о продолжении строительства Ряжско-Моршанской линии в направлении Сызрани.

Из всех претендентов на получение концессии на постройку верх одержало Общество Ряжско-Моршанской дороги, хорошо зарекомендовавшее себя при строительстве одноименной линии.

Работы стартовали летом 1872 года. Шли они достаточно быстро: уже зимой 1873-74 года по построенным участкам железной дороги ходили поезда, перевозившие самих строителей.

Параллельно шло возведение и обустройство станционных и путевых зданий, мастерских для ремонта подвижного состава в Пензе и Сызрани, пунктов водоснабжения, линии телеграфной связи.

19 октября 1873 года состоялось открытие паровозного депо и станции в Пензе. На новую железнодорожную ветку поступал подвижной состав: товаро-пассажирские паровозы с коломенского завода, пассажирские вагоны 3-го класса и товарные вагоны с Мальцовского завода в Санкт-Петербурге, а пассажирские вагоны 1-го класса были приобретены во Франции.

Официальное открытие нового участка железной дороги состоялось 11 октября (по старому стилю) 1874 года. Именно в этот день первый поезд проделал путь от Моршанска до Сызрани.

Спустя пять дней министр путей сообщения, генерал-адъютант Константин Посьет докладывал императору Александру II об «открытии правильного движения пассажирских и товарных поездов» по Моршанско-Сызранской железной дороге.

Обзавестись собственной железной дорогой вскоре предстояло и левобережной Самарской губернии.

Еще в апреле 1870 года Александр II подписал указ «…о производстве изысканий  на предполагаемом направлении Самара-Златоустовской железной дороги» за счет казны.

Изыскания были успешно произведены и превратились в правительственный проект. Однако министерство финансов категорически возражало против строительства этой железной дороги на казенные средства.

В итоге в конце 1873 года было создано частное акционерное общество Оренбургской дороги. Его устав был утвержден в феврале 1874 года.

Что любопытно, власти Самары лоббировали прокладку железной дороги по территории Самарской Луки. Мост через Волгу в данном случае находился бы не у нынешнего города Октябрьска, а прямо около Самары. Но такой вариант в итоге был отвергнут.

Работы по сооружение Самара-Оренбургской железной дороги начались в апреле 1875 года. В краеведческой литературе можно прочесть, что первый свисток локомотива в Самаре раздался 12 августа того года.

Здесь речь идет об одном из первых паровозов, доставленных в Самару с Воткинского завода. Этот локомотив требовался для нужд строительства. Так что его свисток нельзя считать свидетельством о рождении новой железнодорожной магистрали.

О том, как и когда оно произошло, вы узнаете в следующем материале нашего спецпроекта.

Открытие нового комплекса зданий Земской больницы

В 1865 году, сразу после после организации земских учреждений, городская больница была передана из ведения Приказа общественного призрения в ведение Самарского губернского земства.

Штат этого медицинского учреждения был крайне невелик и включал в себя старшего врача, двух ординаторов, одного старшего и четырех младших фельдшеров, провизора, смотрителя больницы и его помощника, письмоводителя, кастелянши и 35 человек прислуги.

Вместимость тогдашней городской больницы — 140 коек. Число, прямо скажем, малое для динамично развивающейся Самары.

Работала больница в съемных помещениях — доме поручика Обухова напротив Струковского сада (нынешний адрес — Куйбышева, 147 / Красноармейская, 2) и доме купца Волкова на Соборной площади (Чапаевская, 179 / Красноармейская, 12а).

Губернское земство энергично взялось за работу. Были арендованы новые помещения и количество коек выросло до 250. Расширился штат медицинского персонала и, что немаловажно, сотрудникам было увеличено жалованье.

Однако отсутствие специализированного здания для земской больницы оставалось фундаментальной проблемой.

9 февраля 1872 года в газете «Самарские губернские ведомости» была опубликована статья врача-ординатора Вениамина Португалова о состоянии дел в губернской земской больнице, а также о необходимости строительства новой больницы за пределами Самары.

Подходящее место было найдено на территории нынешнего Октябрьского района Самары. Здесь имелся свободный участок земли между границей города (улицей Полевой) и Молоканским садом (улицей Первомайской).

Проект комплекса зданий Земской больницы разработал петербургский архитектор Василий Штром.



Он был реализован лишь частично, хотя первоначальная смета при этом была заметно превышена. Но перерасход средств на развитие здравоохранения вряд ли можно считать серьезным проступком.

Комплекс Земской больницы состоял из 13 деревянных одноэтажных домов и четырех каменных в два этажа. В последних находились фельдшерско-акушерская школа, богадельня, аптека, приемный покой, контора, кухня, баня, прачечная, кладовые, а также квартиры для больничного персонала.

Больничный комплекс был принят в эксплуатацию комиссией Самарского губернского земского собрания 18 октября 1875 года.

На тот момент старшим врачом был выпускник Казанского университета, доктор медицины Михаил Васильевич Кулаевский. После его смерти в 1876 году этот пост занял Антон Осипович Кулеша — врач-гинеколог, доктор медицины, председатель общества самарских врачей.

Городской голова Петр Алабин в 1877 году писал: «Вообще в больнице сделаны различные приспособления и улучшения по новейшим указаниям науки.

Земство не остановилось перед расходами на снабжение больницы различными инструментами, аппаратами, усовершенствованными принадлежностями, употребляемыми при лечении больных и при операциях».

И действительно, инновации в медицине не обошли самарскую Земскую больницу стороной. Так, в 1886 году при ней была открыта третья в мире Пастеровская станция.

Это не только положило начало масштабной борьбе с таким опасным инфекционным заболеванием, как бешенство. Пастеровская станция стала научно-методическим и практическим центром по освоению метода приготовления вакцины и развитию антирабического дела в Самарской губернии. 

В 1919 году больнице по ходатайству ее врачей было присвоено имя знаменитого хирурга Николая Пирогова.



Постепенно название Земская больница вытеснилось из лексикона самарцев прозвищем  «Пироговка».


Список литературы:

1) Алабин П.В. Во Имя Христа Спасителя Кафедральный Соборный Храм в Самаре.- Самара, 1894.
2) Алабин П.В. «Двадцатипятилетие Самары, как губернского города. (Историко- статистический очерк)» — Самара, 1877.
3) Лев Тoлстoй и Самарский край. Вoспoминания, письма, статьи. Учебное пособие-хрестоматия. Самара, 2009.
4) Газета «Куйбышевский железнoдoрoжник». Выпуски за 1974 год.
5) Котельников Г.П. История здравоохранения Самарского края (1746-2010 гг.). Самара, 2014.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте