КОНТУРЫ РЕФОРМЫ

Деление Самары изменят и отменят выборы в гордуму

 860

Автор: Редакция

.

,

На Самару обрушился новый виток муниципальной реформы. Город решили разделить на районы, каждый из которых получит статус муниципалитета, а вместе с ним — собственную думу, общественный совет, бюджет и главу с администрацией. При этом власти уверяют, что смогут ещё и сократить количество чиновников, перераспределив их по новым структурам. Что в этом свете будет с Самарской городской думой, ещё не определились, но губернатор дал понять: прямые выборы ему не по душе.

Судьбу города обсуждали 27 января на расширенном заседании Общественной палаты Самарской области (ОП) в Губернской думе. Собственно, роль самой ОП в этом мероприятии была лишь в том, чтобы соглашаться. Даже без дискуссии. Из десяти выступавших лишь двое представляли этот совещательный орган: Виктор Полянский, могущий академично обосновать и оправдать любой законодательный изыск властей, и председатель самарской ТПП Валерий Фомичёв, робко и не к месту попросивший не кошмарить бизнес проверками.

Открывая заседание, председатель Общественной палаты Виктор Сойфер процитировал президента России Владимира Путина, напомнив, что «каждая территория должна сама решать, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан».

Как самарская система местной власти сама решила себя организовать, рассказал назначенный сити-менеджер города Олег Фурсов.

Структурные изменения

По задумке властей, в городе будет создано несколько районов, которые получат статус муниципалитетов с собственными исполнителями, законодателями и общественниками, внутри этих районов также могут появиться некие «территории», которые получат собственные управленческие структуры. Собственно, как раскроить город и сколько в нём будет таких районов, власти ещё не определились. Сейчас решается судьба посёлков Зубчаниновка, Берёза, Прибрежный, Толевый и Мясокомбинат, которые нужно или сделать самостоятельными муниципалитетами, или ввести в структуру уже существующих районов. Тогда в этих посёлках должны появиться представительства районных администраций.

В каждом наномуниципалитете будут созданы районный совет депутатов, состоящий из 30-40 человек, избранных по смешанной системе (50/50), районная администрация с главой, работающим, как и городской сити-менеджер, по контракту, а также общественный совет, функции которого пока не определены. Также не определены полномочия районных депутатов и администраций, хотя именно их расширением оправдывают введение новой громоздкой структуры — чтобы чиновники на местах, без обращения в вышестоящие органы власти, решали проблемы населения. Что мешает решать их уже действующему многочисленному чиновничьему аппарату, на заседании не объяснили.

Остаётся открытым и вопрос о том, как в свете этой реформы будет формироваться Самарская городская дума, срок полномочий которой истекает в этом году. Однако губернатор, выступая на заседании, заявил, что его больше устраивает вариант с отменой прямых выборов в городской парламент и его формирование из числа делегатов от районных дум. При этом гордума увеличится с 35 до 39 человек.

Догвилль_215232

Губернатор посчитал за всех

Губернатор переживает за рядового избирателя, «чтобы он лучше разбирался» в своих представителях. Если оставить прямые выборы в гордуму, придётся «иметь дело» сразу с пятью деятелями: депутатами райсовета, городского Заксобрания, губернской и государственной дум и ещё членами районного общественного совета.

«Рядовому гражданину и так придётся избирать трёх депутатов. Если оставить прямые выборы в городскую думу, добавится ещё один. Стоит это делать или не стоит? Или избрать в район, а из района делегировать лучших из лучших, опытных. Тогда городской депутат будет думать и отвечать за дела районные, интересы людей. В таком случае его ответственность будет больше. А район сможет его как делегировать, так и отзывать. Перед каждой сессией район сможет его пригласить, собраться и сказать, что у нас такие проблемы, если ты их оставишь, будет делегирован другой. Оттуда постоянно будет идти сигнал. Если будет ротация, отношение к работе будет другое», — поделился своим видением системы местной власти губернатор.

Хотя, как мы помним, «каждая территория должна сама решать», фактически новая структура городской власти и местного самоуправления была предложена Самаре сверху, непосредственно от губернатора и назначенного сити-менеджера. Однако это предложение не нашло никакого сопротивления ни от городских депутатов, ни от представителей общественности.

Одобрямсы

Народная избранница Татьяна Братчикова сразу грозно предупредила, что она «из того редкого вида людей, которые говорят то, что думают», и тут же с восторгом приняла грядущие изменения, добавив лишь, что не нужно устраивать городским депутатам усиленную ротацию — им нужно время, чтобы освоиться с мандатом. А вообще же «это первая реформа местного самоуправления, которая направлена на приближение власти к народу», уверена депутат.

Как всегда, с поддержкой региональной инициативы властей выступил член Общественной палаты, заведующий кафедрой государственного и административного права юридического факультета СамГУ Виктор Полянский. Он считает, что «многоступенчатые выборы — это тоже форма демократии», при этом позиция Общественной палаты выражает мнение и интересы населения, поэтому согласие членов ОП «можно использовать при подготовке закона о новой системе» МСУ.

Реформу эту поддержал даже извечный защитник самарского местного самоуправления депутат губдумы Михаил Матвеев, который ещё несколько месяцев назад заявлял в СМИ, что, если региональные власти отменят прямые выборы в городскую думу, он будет обжаловать это в Конституционном суде. Но, видимо, политический ветер занёс Матвеева на другую сторону, поэтому в своём выступлении он лишь посоветовал ввести мажоритарную систему выборов в районные советы, чтобы каждый депутат шёл туда пофамильно, а не по партийному списку, и уточнить полномочия общественных районных советов, чтобы они не пересекались с думами. В целом же главный правдоруб губдумы остался доволен предложением.

Эхом несогласия прозвучало лишь упоминание о «нашем члене Совета Федерации». Не называя фамилии, Меркушкин припомнил Дмитрию Азарову, которого, кстати, не было на заседании, высказывание в СМИ, что рассуждать о приближении городской власти к людям на региональном уровне — это абсурд. Губернатор заметил, что «есть разные мнения», и их нужно обсуждать.

d02b82e08a08d00c075336ad687

Чиновничья арифметика

Абсурдными также выглядели убеждения чиновников, что, создавая громоздскую сеть номенклатуры в районах, они сократят общее число чиновников. По данным Фурсова и Меркушкина, сегодня на содержание чиновничьего аппарата город ежегодно тратит 1,3 млрд рублей. При этом в каждом районе работают 130-140 муниципальных служащих. В новой системе, по их расчётам, будет достаточно 14-15 человек, как в Саранске. Также они намерены сократить количество муниципальных учреждений и предприятий, которых сегодня в городе 500 и 45 соответственно.

Определить и законодательно описать всю новую систему вместе с границами районов, порядком избрания гордумы и полномочиями многочисленных новых органов власти чиновникам придётся в авральном режиме — за 2-3 месяца. После чего им предстоит принять новые уставы, городской и районные. Вся эта работа должна быть окончена к июню этого года, когда нужно будет объявлять сентябрьские выборы, судя по всему, уже только в районные думы. Впрочем, учитывая, как скоро думские принтеры печатают любые документы, сомнений нет — чтобы перелопатить самарскую систему местного самоуправления, чиновникам хватит пары месяцев.

Текст: Елена Вавина