ПСИХОСАМАРИКА. Психологическое районирование пространства нашего города

 6 359

Автор: Редакция

В последнее время много разговоров ведется о развитии туристической привлекательности Самары и формировании позитивного образа города в сознании россиян и иностранцев. Любовь Давыдкина, кандидат психологических наук и руководитель проекта «Экопсихологическая лаборатория», в течение нескольких лет выясняла, что думают о Самаре сами жители города, и теперь мы готовы познакомить читателей с результатами ее исследования.

Текст: Любовь Давыдкина

Образ города — это сложившаяся в сознании горожан система представлений о городе. В структуре образа города выделяется когнитивная карта (представления о пространственном расположении объектов) и семантический слой (значения и личностные смыслы объектов городского пространства). У каждого человека свой образ города, но все горожане живут на одной территории и на них влияют одни и те же средовые факторы, за счет чего формируются общие элементы образа (групповой образ города). Основной функцией образа города является ориентация в среде: предметно-пространственной, социальной, культурной, исторической, языковой и т.д.

Наиболее популярные среди горожан объекты городского пространства складываются в групповую когнитивную карту Самары. Выглядит она следующим образом:

Gruppovoy_obraz_Samary

Наряду с объектами и путями важное значение в ориентации в городе играют ментальные районы. Мы изучали групповые характеристики ментальных районов на студентах разных ВУЗов Самары, в том числе и на студентах-архитекторах СГАСУ. В исследовании также приняли участие работающие респонденты и профессиональные архитекторы. Всего было задействовано 328 человек. Данные обрабатывались при помощи методов математической статистики (частотный анализ, кластерный анализ).

Частотная карта
Частотная карта, чем темнее цвет района, тем чаще его упоминали респонденты в своих анкетах.

Выяснилось, что в формировании психологических районов большую роль играет принадлежность к профессии архитектора. К примеру, образ города архитекторов включает шесть психологических районов, в то время как образ города остальных групп респондентов – 14.

Архитекторы и горожане используют разные категории для оценки пространства. То есть образ города архитекторов качественно отличается от образа города горожан-обывателей. Поэтому при проектировании пространства очень важно учитывать мнение горожан, так как точка зрения архитекторов весьма своеобразна и может расходиться с точкой зрения горожан-обывателей в отношении проблем территории. К аналогичным результатам пришли и другие психологи, сравнившие образы города архитекторов и представителей других профессий при помощи других методов (С.Э. Габидулина, О.С. Шемелина и О.Е. Ванина).

Карта психологических районов Самары, часть 1.
Карта психологических районов Самары, часть 1.

В основе структуры когнитивной карты обывателей лежат объекты-ориентиры, которые являются основным инструментом ориентации в городе и ментальной организации его пространства. Ориентиром может стать не любой объект городского пространства, а лишь обладающий определенными характеристиками, как правило, визуальными.
Ментальные районы формируются вокруг объектов-ориентиров. Границы ментальных районов определяются качеством территории — единство стиля, наличие или отсутствие естественных границ.

Образ ментального района включает значительную семантическую составляющую, то есть определяется значениями и смыслами территории для респондента, особенно в отношении территорий, не имеющих объектов-ориентиров.

Наиболее значимыми территориями города для «студентов-обывателей» являются район «площади Куйбышева» и район «Ладьи».

Как мы уже говорили ранее, «студенты-обыватели» выделили 14 психологических районов.

Ris_2_Psikhologicheskie_rayony_2
Карта психологических районов Самары, часть 2.

1. Район «Металлург»

Объекты-ориентиры: стадион Металлург, проспект Кирова, парк Металлург, проспект Металлургов, ул. Ново-Вокзальная. Эмоции: любовь (6%), симпатия (6%), страх (4%). Семантика района. Район «Металлург» ассоциируется у респондентов с проведением футбольных матчей «любимой команды» «Крылья Советов» (48%), а также с возможностью заниматься спортом и участвовать в спортивной жизни города (11%). Для 17% «Металлург» — это «хорошее место для отдыха и прогулок», где проводятся массовые мероприятия (6%), а также там находятся парк и озеро (9%). Тем не менее, существует представление о том, что в данном районе в большей степени, чем в других представлены маргинальные слои населения («криминал», «мигранты», «фанаты», «гоп-культура» — 13%).

2. Район «улицы Победы»

Объекты-ориентиры: улица Победы, площадь Кирова, Юнгородок. Семантика района: наиболее часто встречаются высказывания об опасности района в связи с большим количеством мигрантов и криминала. В положительном плане оценивается высокая транспортная доступность района.

3. Район «Аквариума»

Объекты-ориентиры: ТЦ «Аквариум», ВЦ «Радуга», ул. Владимирская, ул. Полевая.
Эмоции: симпатия, интерес, и любовь. Семантика района: район ассоциируется главным образом с торговлей, магазинами, возможностью приобретения нужных вещей (33%), а также с возможностью посмотреть художественные экспозиции (19%).

Автор: http://fotki.yandex.ru/users/njkz-utr-163/
Автор: http://fotki.yandex.ru/users/njkz-utr-163/

4. Район «улицы Ленинградской»

Объекты-ориентиры: ул. Ленинградская, площадь Революции, Речной вокзал, Хлебная площадь, ул. Куйбышева, Поволжская Государственная Социально-Гуманитарная Академия. Эмоции: любовь (8%) и симпатия (6%). Эстетические характеристики: красота (32%), своеобразие (8%), чистота и уют (8%). Активность обеспечиваются «наличием огромного числа магазинов» (22%) и мест отдыха (22%), включая Набережную с «кораблями» и рекой Волгой (10%). Для других респондентов район является местом обучения (9%) и встреч с друзьями (6%). Семантика района: В 21% высказываний отмечается тесная связь данного района с городом в целом, чем указывается на его большое значение в формировании образа города.

5. Район «Площади Куйбышева»

Объекты-ориентиры: площадь Куйбышева, площадь Славы, Старая набережная, ЦСК ВВС, Струковский парк, сквер Пушкина, Самарская площадь.
Эмоции: любовь (4%), спокойствие (4%). Активность: посещение различных мероприятий (флористических конкурсов, народных гуляний, выставок, праздников, концертов приезжих артистов) – 28%; прогулка и отдых (26%), в том числе на пляже; занятия спортом – 12%, встречи с друзьями (4%).
Эстетические качества: красота архитектуры и пейзажа (28%); вид на Набережную и реку Волгу (11%), большое количество достопримечательностей и объектов культуры (10%); памятники (7%).
Семантика района: респондентами подчеркивается уникальность площади Куйбышева: «Самая большая площадь в Европе» (7%), историческое значение достопримечательностей района «Вечный огонь», «подвалы, где расстреливали», «старинные дома», «памятники архитектуры, зодчества, культуры» – 7%, обеспечивающих приоритетность района по отношению к остальной части города, его значение в формировании образа города (10%).

Автор: http://fotki.yandex.ru/users/njkz-utr-163/
Автор: http://fotki.yandex.ru/users/njkz-utr-163/

6. Район «Ладьи»

Объекты-ориентиры: Ладья, Новая набережная, ул. Осипенко, библиотека им. Ленина и фонтан, ул. Полевая. Эмоции: симпатия (5%), любовь (3%), удовольствие (3%), спокойствие (3%). Эстетические качества района обеспечиваются красотой пейзажа (25%) набережной реки Волги и Ладьи (30%), особенно в вечернее время (3%); «классными фонтанами» (7%), чистотой (6%). Активность: прогулки и отдых (38%) с друзьями (14%), летом – отдых на пляже (5%); посещение массовых мероприятий, концертов, праздников (7%), оканчивающихся салютами (3%); подготовка к экзаменам в библиотеке (4%), занятия спортом (4%). Семантика района: район отличается чистым воздухом (4%), большим количеством молодежи (3%) и является важной частью города Самара (6%).

7. Район «КРЦ «Звезда»

Объекты-ориентиры: КРЦ «Звезда», библиотека им. Ленина, Ракета-носитель «Союз», ул. Ново-Садовая. Активность: «просмотр интересных фильмов» (26%), учеба (20%), а также отдых (10%), в том числе и с друзьями (8%). Семантика района: историческое значение района (8%) связано наличием памятника, свидетельствующего о вкладе города Самары в покорение космоса: «город должен гордиться, что здесь делают подобные корабли». В целом значение района для города в целом подчеркивается в 7% высказываний.

8. Район «Железнодорожного вокзала»

Объекты-ориентиры: Железнодорожный вокзал, набережная реки Самары, стадион «Локомотив», мост через реку Самару. Эмоции: гордость и восхищение (24%).
Эстетические качества обеспечиваются красотой и оригинальностью здания Железнодорожного вокзала, видом набережной реки Самары (11%). Активность: отдых, прогулки (18%), для иногородних студентов — отъезд домой  (4%). Семантика района: подчеркивается большое значение района Железнодорожного вокзала для города в целом (13%), вокзал становится важным связующим звеном между городом Самара и остальным миром (Россией – в 8% высказываний и Европой – в 6% высказываний), акцентируется его ведущая, главная роль.

9. Район «Автостанции «Аврора»

Объекты-ориентиры: ул. Авроры, парк Победы, автостанция «Аврора», торговый центр «Аврора». Семантика района: район Автостанции Авроры ассоциируется с наличием большого количества разнообразного транспорта — 18%, отдыхом – 18%, торговым центром и покупками – 15%. Для иногородних студентов этот район является своеобразным «перевалочным пунктом» – 10%.

10. Район «Загородного Парка»

Объекты-ориентиры: Загородный парк, Самарский государственный университет, улица Ново-Садовая, Постников овраг, ДК Современник.
Эмоции: любовь (8%), удовольствие (5%). Эстетические характеристики обеспечиваются особенностями природного ландшафта с выходом к реке Волге (10%), разнообразия растительного и животного мира (27%), его красотой (13%) и чистотой (6%).
Активность: отдых, прогулка – 44%, учеба (10%), занятия спортом (7%).
Семантика района: район Загородного парка ассоциируется с чистым воздухом, где «легко дышится» (15%), 6% респондентов отмечают его важное значение для города в целом.

Автор: http://fotki.yandex.ru/users/njkz-utr-163/
Автор: http://fotki.yandex.ru/users/njkz-utr-163/

11. Район «Ботанического Сада»

Объекты-ориентиры: Ботанический сад, Центральный автовокзал, Торговый центр «Русь». Эстетические характеристики обеспечиваются красотой (17%) природного ландшафта, наличием удивительных растений (29%). Активность: прогулки и отдых (27%). Семантика района: район ценится тишиной, возможностью уединения (14%) и чистым воздухом (13%). 14% респондентов отмечают его важное значение для города в целом.

12. Район «улицы Антонова-Овсеенко»

Объекты-ориентиры: улица Антонова-Овсеенко, Высшая школа приватизации и предпринимательства, проспект Карла Маркса, ул. Советской Армии.
Активность: обучение – 59%.

13. Район Парка Гагарина

Объекты-ориентиры: Парк имени Юрия Гагарина, кинотеатр «Шипка», Мечеть Соборная, улица Стара-Загора, торговый центр «Парк-Хаус». Эмоции: любовь (5%) и веселье (4%). Активность: отдых и прогулки (49%), встреча с друзьями (13%), развлечения и проводимые в парке мероприятия (21%), аттракционы (10%), кафе и кино (12%).
Семантика района: привлекает красотой природы, пейзажей, возможностью увидеть на различных животных (белки, лошади, лебеди и т.д.) «Красиво, свежий воздух, можно покормить белочек и отдохнуть от городского шума и суеты» 12%. В целом связь парка с городом в целом отмечается всего у 2% респондентов.

14. Район «Ипподрома»

Объекты-ориентиры: Ипподром, Шоколадная фабрика, Самолет-Штурмовик Ил-2, Московское Шоссе, ул. Ташкентская. Семантика района: по данному району было собрано 63 высказывания, из них в 24% зафиксированы положительные оценки качества района. Район ипподрома ассоциируется с историческими событиями (19%) благодаря «историческому памятнику, посвященному войне, показывающему, как было развито самолетостроение во времена войны»; с шоколадом (13%) благодаря тому, что в данном районе находится Шоколадная фабрика «Россия», на которой «изготавливают очень вкусный шоколад», «Запах стоит по всей округе — вкусно! А уж про шоколад и говорить нечего!». Также район ассоциируется со скачками на лошадях, которые проходили на Самарском Ипподроме еще несколько лет назад (13%), а также торговыми центрами (10%).

Наиболее эмоционально горожане относятся к району «Железнодорожного вокзала», району «Аквариума», району «Металлург», району «Загородного парка», району автостанции «Аврора».

Положительно оцениваются район «Железнодорожного вокзала», район «улицы Ленинградской», район «Загородного парка», районы «Ладьи» и «Ботанического сада». Отрицательные оценки получили: район «улицы Победы», район «улицы Антонова-Овсеенко», район автостанции «Аврора» и район «Металлург».

Более подробную информацию об исследовании можно найти в блоге Лаборатория «Человеческий фактор» , а также в группе «Экопсихологическая лаборатория».