Психологическое районирование пространства нашего города
6 569
В последнее время много разговоров ведется о развитии туристической привлекательности Самары и формировании позитивного образа города в сознании россиян и иностранцев.
Любовь Давыдкина, кандидат психологических наук и руководитель проекта «Экопсихологическая лаборатория», в течение нескольких лет выясняла, что думают о Самаре сами жители города, и теперь мы готовы познакомить читателей с результатами ее исследования.
Текст: Любовь Давыдкина
Образ города — это сложившаяся в сознании горожан система представлений о городе. В структуре образа города выделяется когнитивная карта (представления о пространственном расположении объектов) и семантический слой (значения и личностные смыслы объектов городского пространства). У каждого человека свой образ города, но все горожане живут на одной территории и на них влияют одни и те же средовые факторы, за счет чего формируются общие элементы образа (групповой образ города). Основной функцией образа города является ориентация в среде: предметно-пространственной, социальной, культурной, исторической, языковой и т.д.
Наиболее популярные среди горожан объекты городского пространства складываются в групповую когнитивную карту Самары. Выглядит она следующим образом:
Наряду с объектами и путями важное значение в ориентации в городе играют ментальные районы. Мы изучали групповые характеристики ментальных районов на студентах разных ВУЗов Самары, в том числе и на студентах-архитекторах СГАСУ. В исследовании также приняли участие работающие респонденты и профессиональные архитекторы. Всего было задействовано 328 человек. Данные обрабатывались при помощи методов математической статистики (частотный анализ, кластерный анализ).
Выяснилось, что в формировании психологических районов большую роль играет принадлежность к профессии архитектора. К примеру, образ города архитекторов включает шесть психологических районов, в то время как образ города остальных групп респондентов – 14.
Архитекторы и горожане используют разные категории для оценки пространства. То есть образ города архитекторов качественно отличается от образа города горожан-обывателей. Поэтому при проектировании пространства очень важно учитывать мнение горожан, так как точка зрения архитекторов весьма своеобразна и может расходиться с точкой зрения горожан-обывателей в отношении проблем территории. К аналогичным результатам пришли и другие психологи, сравнившие образы города архитекторов и представителей других профессий при помощи других методов (С.Э. Габидулина, О.С. Шемелина и О.Е. Ванина).
В основе структуры когнитивной карты обывателей лежат объекты-ориентиры, которые являются основным инструментом ориентации в городе и ментальной организации его пространства. Ориентиром может стать не любой объект городского пространства, а лишь обладающий определенными характеристиками, как правило, визуальными.
Ментальные районы формируются вокруг объектов-ориентиров. Границы ментальных районов определяются качеством территории — единство стиля, наличие или отсутствие естественных границ.
Образ ментального района включает значительную семантическую составляющую, то есть определяется значениями и смыслами территории для респондента, особенно в отношении территорий, не имеющих объектов-ориентиров.
Наиболее значимыми территориями города для «студентов-обывателей» являются район «площади Куйбышева» и район «Ладьи».
Как мы уже говорили ранее, «студенты-обыватели» выделили 14 психологических районов.
1. Район «Металлург»
Объекты-ориентиры: стадион Металлург, проспект Кирова, парк Металлург, проспект Металлургов, ул. Ново-Вокзальная. Эмоции: любовь (6%), симпатия (6%), страх (4%). Семантика района. Район «Металлург» ассоциируется у респондентов с проведением футбольных матчей «любимой команды» «Крылья Советов» (48%), а также с возможностью заниматься спортом и участвовать в спортивной жизни города (11%). Для 17% «Металлург» — это «хорошее место для отдыха и прогулок», где проводятся массовые мероприятия (6%), а также там находятся парк и озеро (9%). Тем не менее, существует представление о том, что в данном районе в большей степени, чем в других представлены маргинальные слои населения («криминал», «мигранты», «фанаты», «гоп-культура» — 13%).
2. Район «улицы Победы»
Объекты-ориентиры: улица Победы, площадь Кирова, Юнгородок. Семантика района: наиболее часто встречаются высказывания об опасности района в связи с большим количеством мигрантов и криминала. В положительном плане оценивается высокая транспортная доступность района.
3. Район «Аквариума»
Объекты-ориентиры: ТЦ «Аквариум», ВЦ «Радуга», ул. Владимирская, ул. Полевая.
Эмоции: симпатия, интерес, и любовь. Семантика района: район ассоциируется главным образом с торговлей, магазинами, возможностью приобретения нужных вещей (33%), а также с возможностью посмотреть художественные экспозиции (19%).
4. Район «улицы Ленинградской»
Объекты-ориентиры: ул. Ленинградская, площадь Революции, Речной вокзал, Хлебная площадь, ул. Куйбышева, Поволжская Государственная Социально-Гуманитарная Академия. Эмоции: любовь (8%) и симпатия (6%). Эстетические характеристики: красота (32%), своеобразие (8%), чистота и уют (8%). Активность обеспечиваются «наличием огромного числа магазинов» (22%) и мест отдыха (22%), включая Набережную с «кораблями» и рекой Волгой (10%). Для других респондентов район является местом обучения (9%) и встреч с друзьями (6%). Семантика района: В 21% высказываний отмечается тесная связь данного района с городом в целом, чем указывается на его большое значение в формировании образа города.
5. Район «Площади Куйбышева»
Объекты-ориентиры: площадь Куйбышева, площадь Славы, Старая набережная, ЦСК ВВС, Струковский парк, сквер Пушкина, Самарская площадь.
Эмоции: любовь (4%), спокойствие (4%). Активность: посещение различных мероприятий (флористических конкурсов, народных гуляний, выставок, праздников, концертов приезжих артистов) – 28%; прогулка и отдых (26%), в том числе на пляже; занятия спортом – 12%, встречи с друзьями (4%).
Эстетические качества: красота архитектуры и пейзажа (28%); вид на Набережную и реку Волгу (11%), большое количество достопримечательностей и объектов культуры (10%); памятники (7%).
Семантика района: респондентами подчеркивается уникальность площади Куйбышева: «Самая большая площадь в Европе» (7%), историческое значение достопримечательностей района «Вечный огонь», «подвалы, где расстреливали», «старинные дома», «памятники архитектуры, зодчества, культуры» – 7%, обеспечивающих приоритетность района по отношению к остальной части города, его значение в формировании образа города (10%).
6. Район «Ладьи»
Объекты-ориентиры: Ладья, Новая набережная, ул. Осипенко, библиотека им. Ленина и фонтан, ул. Полевая. Эмоции: симпатия (5%), любовь (3%), удовольствие (3%), спокойствие (3%). Эстетические качества района обеспечиваются красотой пейзажа (25%) набережной реки Волги и Ладьи (30%), особенно в вечернее время (3%); «классными фонтанами» (7%), чистотой (6%). Активность: прогулки и отдых (38%) с друзьями (14%), летом – отдых на пляже (5%); посещение массовых мероприятий, концертов, праздников (7%), оканчивающихся салютами (3%); подготовка к экзаменам в библиотеке (4%), занятия спортом (4%). Семантика района: район отличается чистым воздухом (4%), большим количеством молодежи (3%) и является важной частью города Самара (6%).
7. Район «КРЦ «Звезда»
Объекты-ориентиры: КРЦ «Звезда», библиотека им. Ленина, Ракета-носитель «Союз», ул. Ново-Садовая. Активность: «просмотр интересных фильмов» (26%), учеба (20%), а также отдых (10%), в том числе и с друзьями (8%). Семантика района: историческое значение района (8%) связано наличием памятника, свидетельствующего о вкладе города Самары в покорение космоса: «город должен гордиться, что здесь делают подобные корабли». В целом значение района для города в целом подчеркивается в 7% высказываний.
8. Район «Железнодорожного вокзала»
Объекты-ориентиры: Железнодорожный вокзал, набережная реки Самары, стадион «Локомотив», мост через реку Самару. Эмоции: гордость и восхищение (24%).
Эстетические качества обеспечиваются красотой и оригинальностью здания Железнодорожного вокзала, видом набережной реки Самары (11%). Активность: отдых, прогулки (18%), для иногородних студентов — отъезд домой (4%). Семантика района: подчеркивается большое значение района Железнодорожного вокзала для города в целом (13%), вокзал становится важным связующим звеном между городом Самара и остальным миром (Россией – в 8% высказываний и Европой – в 6% высказываний), акцентируется его ведущая, главная роль.
9. Район «Автостанции «Аврора»
Объекты-ориентиры: ул. Авроры, парк Победы, автостанция «Аврора», торговый центр «Аврора». Семантика района: район Автостанции Авроры ассоциируется с наличием большого количества разнообразного транспорта — 18%, отдыхом – 18%, торговым центром и покупками – 15%. Для иногородних студентов этот район является своеобразным «перевалочным пунктом» – 10%.
10. Район «Загородного Парка»
Объекты-ориентиры: Загородный парк, Самарский государственный университет, улица Ново-Садовая, Постников овраг, ДК Современник.
Эмоции: любовь (8%), удовольствие (5%). Эстетические характеристики обеспечиваются особенностями природного ландшафта с выходом к реке Волге (10%), разнообразия растительного и животного мира (27%), его красотой (13%) и чистотой (6%).
Активность: отдых, прогулка – 44%, учеба (10%), занятия спортом (7%).
Семантика района: район Загородного парка ассоциируется с чистым воздухом, где «легко дышится» (15%), 6% респондентов отмечают его важное значение для города в целом.
11. Район «Ботанического Сада»
Объекты-ориентиры: Ботанический сад, Центральный автовокзал, Торговый центр «Русь». Эстетические характеристики обеспечиваются красотой (17%) природного ландшафта, наличием удивительных растений (29%). Активность: прогулки и отдых (27%). Семантика района: район ценится тишиной, возможностью уединения (14%) и чистым воздухом (13%). 14% респондентов отмечают его важное значение для города в целом.
12. Район «улицы Антонова-Овсеенко»
Объекты-ориентиры: улица Антонова-Овсеенко, Высшая школа приватизации и предпринимательства, проспект Карла Маркса, ул. Советской Армии.
Активность: обучение – 59%.
13. Район Парка Гагарина
Объекты-ориентиры: Парк имени Юрия Гагарина, кинотеатр «Шипка», Мечеть Соборная, улица Стара-Загора, торговый центр «Парк-Хаус». Эмоции: любовь (5%) и веселье (4%). Активность: отдых и прогулки (49%), встреча с друзьями (13%), развлечения и проводимые в парке мероприятия (21%), аттракционы (10%), кафе и кино (12%).
Семантика района: привлекает красотой природы, пейзажей, возможностью увидеть на различных животных (белки, лошади, лебеди и т.д.) «Красиво, свежий воздух, можно покормить белочек и отдохнуть от городского шума и суеты» 12%. В целом связь парка с городом в целом отмечается всего у 2% респондентов.
14. Район «Ипподрома»
Объекты-ориентиры: Ипподром, Шоколадная фабрика, Самолет-Штурмовик Ил-2, Московское Шоссе, ул. Ташкентская. Семантика района: по данному району было собрано 63 высказывания, из них в 24% зафиксированы положительные оценки качества района. Район ипподрома ассоциируется с историческими событиями (19%) благодаря «историческому памятнику, посвященному войне, показывающему, как было развито самолетостроение во времена войны»; с шоколадом (13%) благодаря тому, что в данном районе находится Шоколадная фабрика «Россия», на которой «изготавливают очень вкусный шоколад», «Запах стоит по всей округе — вкусно! А уж про шоколад и говорить нечего!». Также район ассоциируется со скачками на лошадях, которые проходили на Самарском Ипподроме еще несколько лет назад (13%), а также торговыми центрами (10%).
Наиболее эмоционально горожане относятся к району «Железнодорожного вокзала», району «Аквариума», району «Металлург», району «Загородного парка», району автостанции «Аврора».
Положительно оцениваются район «Железнодорожного вокзала», район «улицы Ленинградской», район «Загородного парка», районы «Ладьи» и «Ботанического сада». Отрицательные оценки получили: район «улицы Победы», район «улицы Антонова-Овсеенко», район автостанции «Аврора» и район «Металлург».
Более подробную информацию об исследовании можно найти в блоге Лаборатория «Человеческий фактор» , а также в группе «Экопсихологическая лаборатория».
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте