ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Объединенный народный фронт попытался разобраться с расходами власти на СМИ

 1 032

Автор: Антон Черепок

.

,

За год до выборов 2012 года Верховный главнокомандующий Российской Федерации Владимир Путин создал Объединенный народный фронт из неравнодушных к судьбе Отечества граждан. Бойцы, не искушенные высокими должностями и партийными интригами, должны были дать решительный и беспощадный бой противникам стабильности и порядка страны. По всей стране появлялись подразделения, отмеченные сложенной латинской «V» лентой российского триколора, что значит «Виктория». То есть победа.

Размещенный департаментом управления делами губернатора и правительства Самарской области на сайте госзакупок заказ на написание материала общим объемом 2 полосы стоимостью 5,3 млн вызвал искреннее негодование «фронтовиков». В то время, как вся страна затягивает пояса, в отдельных регионах задерживается зарплата бюджетников, а президент и правительство урезают себе зарплаты на 10%, в Самарской области идет такое расточительство. Чтобы разобраться в происходящем, бойцы ОНФ организовали круглый стол, посвященный расходам власти на СМИ.

Начиналось все привычно безобидно. В конце облезлого коридора в Доме профсоюзов в небольшом зале была подготовлена дискуссионная площадка. Милая девушка в белоснежной кофте разливала по чашкам кофе и чай, на небольшом столе был ассортимент санкционных закусок. Блины с семгой, бутерброды с салями и сыром, выпечка. Подходили участники мероприятия, руководители и представители СМИ, чиновники ответственных департаментов. Был депутат Михаил Матвеев и даже один блогер Дмитрий Котуков, впрочем, оставшийся в стороне от дискуссии целесообразности трат бюджетных средств.

DSC_8187
После приветственных речей слово взял член регионального штаба Вадим Нуждин. По-армейски четко, словно ставя боевую задачу, он доложил о деятельности ОНФ в плане мониторинга госзакупок, отметил, что по некоторым позициям, вступая в противоречие с курсом страны, траты выросли на 10%, а траты на СМИ выделяются своей непрозрачностью. Главная претензия – пустые технические задания.

Ему ответил руководитель департамента информационной политики правительства Самарской области Сергей Филиппов. Он согласился, что траты могли показаться существенными, но на самом деле прошло резкое сокращение. Начиная с 2013 года и по настоящий момент сумма изменилась с 560 млн рублей до 440 млн рублей. Задачи создания имиджа власти и губернатора никогда не было, есть задача информирования населения о работе властных структур.

Более того, изменилась система взаимоотношений с средствами массовой информации. Если прежде были торги, то теперь действуют субсидии. СМИ пишет и выпускает материал, а специальная комиссия оценивает его и принимает решение – оплачивать или нет. Разумеется, это касается региональных СМИ, а с федеральными приходится работать через госзакупки. Сергей Филиппов пояснил, что те пресловутые 5 миллионов — это сумма за объем в 2 полосы в федеральном издании, но никак не одна статья. Заказ действительно подходит под «Российскую газету», но других-то таких нет.

Особенно хочется выделить объяснение чиновника областного правительства о том, что при обсуждении бюджета на СМИ не следует рассматривать абсолютные цифры, а нужно учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию: рост расходов СМИ на типографии, работу специалистов, логистику и прочее. Так выходит, что экономия уже не 20%, а «существенно больше».

Не обошлось без сравнений с соседними регионами, заметив, что Башкортостан тратит на СМИ «почти миллиард». Особенность высоких расходов Сергей Филиппов объяснил большим количеством изданий. Чем больше средств массовой информации, тем больше приходится тратить, чтобы донести до максимально большего числа граждан информацию о работе власти.

Но следующий тезис стал лейтмотивом всех заявлений представителей СМИ и чиновников. Если резко сократить расходы, то огромная масса журналистов останется без работы.

Слово взял руководитель пресс-службы Самарской губернской думы Валерий Мокштадт. Развивая тему крайней осторожности к оптимизации и, разумеется, выработке единой системы правил расходов на СМИ, он отметил, что после кризиса 2008 года и «схлопывания» рекламного рынка именно поддержка бюджета позволила региональным СМИ сохранить коллективы. Практически социальная поддержка журналистики со стороны государства.

Со стороны администрации города выступила Елена Рыжкова, возглавляющая управление информации и аналитики мэрии Самары. Она рассказала о снижении расходов на СМИ на 30% и переводе этих средств на другие статьи расходов. Елена Александровна сделала акцент на том, что людям необходимо давать информацию о позитивных изменениях. Поэтому ее отдел увеличивает грантовую поддержку для СМИ, пишущих в этом ключе.

DSC_8196
Вадим Нуждин, немного растерявшийся от столь сладкого и легкого объяснения, спохватился и раздал таблицу с информацией о закупках услуг СМИ муниципальными образованиями Самарской области «в рамках закона 44-ФЗ по состоянию на 06.04.2015». В соответствии с данными таблицы, составленной бойцами ОНФ, за первый квартал 2015 года Самара заключила контрактов на 63 161 784 рубля 93 копейки. Все единодушно пожали плечами и обратили внимание на то, что на одного жителя выходит всего 96 рублей.

И вдруг совершенно неожиданно вопросы по таблице возникли у исполнительного директора «Социальной газеты» Татьяны Мельниковой. Она поинтересовалась, а как вообще распределялись эти 63 миллиона, на что Елена Рыжкова моментально ответила, что были проведены торги на сайте госзакупок. «А кто именно получил заказ? Хотя бы несколько изданий?» — настаивала Мельникова. «Самарское обозрение», «Хронограф». Последнее, мол, теперь не только тольяттинское издание. Более развернуто ответил Андрей Федоров, пояснив исполнительному директору «Социальной газеты», что в этой сумме заложены расходы на муниципальные СМИ, такие как «Самарская газета» и телеканал «ГИС».

«А время ли сейчас, когда нам объявлена информационная война, экономить на СМИ?»

«Акулы пера» почуяли окончательное замешательство представителей ОНФ и, подобно настоящим хищницам из повести Хемингуэя, перешли в наступление.

Владимир Бабенков, директор Средневолжского регионального представительства «Российской газеты» заявил, что и не затраты это вовсе, а инвестиции. Его поддержал и развил мысль Сергей Рязанов, зам. председателя Самарской областной организации Союза журналистов России. Он любопытно объяснил расходы на СМИ положением Конституции на право доступа граждан к информации. Бесплатное медицинское обслуживание за счет государства, образование тоже за счет государства, так и доступ к информации тоже не может избежать подобного решения.

«А время ли сейчас, когда нам объявлена информационная война, экономить на СМИ?» — раздалась реплика «Самары и Губернии», и дальнейшее обсуждение приобрело новый оттенок. Ирина Лукьянова, главный редактор «Самарской газеты» призывала к снижению агрессии в материалах, депутат Михаил Матвеев парировал, что несоответствие мира новостей из СМИ и реальной жизни, как это было в СССР, привело к самым печальным последствиям. «СССР развалился в ходе перестройки, когда как раз все и начали писать, что хотят!» — ответил ему Валерий Мокштадт.

DSC_8207
«Нет коррупции! Нет коррупции!» — словно оказавшийся в окружении и вызывающий огонь на себя воскликнул Вадим Нуждин, выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Он отчаянно вел борьбу с вошедшими в раж журналистами, но битва была проиграна. Вадим попросил запустить пару видеороликов против коррупции. «За чей счет снято?!» — моментально прозвучал вопрос из зала. «Это все по инициативе наших активистов», — ответил Вадим. «С бесплатно и спроса нет», — дали экспертную оценку материалам. Во время сборов и обсуждения потраченного времени кто-то заметил, что не сокращать надо, а увеличивать расходы на СМИ раза в два с половиной.

В качестве примирения было сделано заявление, что необходима единая система, регламентирующая расходы на СМИ для всех органов власти. Чтобы точно знать, на что можно тратить и о чем писать, а чего категорически делать нельзя.