,
Прошлой весной мы рассказывали о жильцах домов возле путепровода на Ново-Садовой, когда стройка только начиналась. За год эстакаду почти возвели, она поднялась до третьего этажа домов напротив «Апельсина».
Мы побывали дома у жителей, чьи окна выходят на развязку, и узнали, как они провели этот год рядом со стройплощадкой.
Несмотря на все «но»
Проект развязки включает шестиполосный путепровод по Ново-Садовой от «Современника» до трамвайного кольца за «Апельсином». Под ним возле жилых домов по улицам XXII Партсъезда и Ново-Садовой пустят четырёхполосную дорогу от Солнечной до Московского шоссе.
Строительством занимается ООО «Самаратрансстрой». Стоимость работ по госконтракту – 3,58 млрд рублей.
Местные жители начали бороться за пересмотр плана строительства путепровода задолго до начала работ. В 2019 году они создали инициативную группу и потребовали от областного Минтранса перенести эстакаду на место «Апельсина».
Чиновники расценили перенос дороги на несколько метров дальше от жилых домов как угрозу национальному проекту.
«Изменение проектных решений <…> потребует изъятие дополнительных земельных участков, снос здания ТЦ «Апельсин» с кадастровой стоимостью 89 млн рублей <…>, что приведёт к дополнительным затратам бюджетных средств, переносу срока начала строительства ориентировочно на 3 года и невыполнению мероприятия национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Инициативная группа продолжала забрасывать уполномоченного по правам человека, губернатора, полномочного представителя президента в ПФО и самого президента запросами.
Жители упирали на загрязнении воздуха и увеличение шума после запуска новой эстакады. В ответах их отсылали к проектной документации (копия есть в распоряжении ДГ).
В документах приводился расчёт «загазованности» в нескольких точках около будущего путепровода. Количество полос в этих точках – от 3 до 8. Эксперты делали вывод, что эксплуатация новой дороги «не приведет к превышению санитарно-гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха».
При этом возле домов напротив «Апельсина» будет 10 полос движения: 6 на путепроводе и 4 на улице XXII Партсъезда.
В документации указано, что существующая интенсивность движения на Ново-Садовой – 55 тыс. автомобилей в сутки. Перспективная интенсивность – 98 061 автомобиль в сутки.
При изучении воздействия шума от будущей дороги в документации признали, что будет необходимо установить шумозащитное остекление. Тогда при закрытых окнах «допустимые уровни шума у зданий могут быть увеличены».
На карте отмечены дома, подлежащие шумозащитному остеклению
В 2021 году при подготовке территории к началу строительства появились проблемы, которые не удалось решить с помощью ссылки на проектную документацию.
Инициативная группа пожаловалась на неогороженную стройплощадку под окнами. Заместитель начальника ОГИБДД Станислав Поляков признал факт «нарушения в обеспечении безопасности дорожного движения на месте производства работ».
Тогда было возбуждено дело об административном правонарушении, а затем сам Минтранс признал неудовлетворительную работу на месте строительства. Но это не помешало начать работы в срок.
Опережая шум
Сейчас строительство развязки идёт с опережением графика. Говоря об опережении, областные власти указывают, что это позволит «быстрее избавить жителей от неудобств».
Однако сами жители уверены, что с окончанием строительства путепровода проблем только прибавится.
«Вот, посмотрите на нашу «красоту», – говорит жительница первого этажа Ольга, показывая вид из окна своей гостиной. – Мы теперь живём буквально под мостом. Чтобы не было шума, нам предлагают установить шумоизоляционные окна.
Какой в них смысл? У меня сейчас окно и рамы – немецкая фурнитура. А они неизвестно, что поставят. Да и какие бы ни были окна, они не будут защищать нас от грязи с 10 полос двух дорог.
Лучше поставить на путепровод шумоизоляционные экраны. Они и шум поглощают, и меньше грязи с дороги будет лететь нам в окна».
С Ольгой согласны многие жители дома, которые также отказались от замены стеклопакетов. Сейчас инициативная группа готовит коллективное обращение.
Ещё на стадии проектирования была идея с шумоизоляционными экранами. Но она не нашла поддержки у властей. Об этом рассказала глава Самары Елена Лапушкина в августе 2022 года, выступая в прямом эфире на одном из региональных каналов:
«Изначально в проекте были предусмотрены шумоизоляционные экраны. Потом мы поняли, что они будут портить вид из окна жителям домов, людям будет неудобно. Да и вообще, не совсем правильно будет устанавливать такие конструкции на центральной улице».
Последний палисадник
Раньше на решётки на окнах гостиной Ольги падали ветки сирени. Сейчас на месте сирени «времянка» – накатанная из грязи дорога для движения строительной техники.
Вид на «времянку» с первого этажа
«Когда ещё только готовили площадку к строительству, приехал трактор и выдернул сирень. Они хотя бы предупредили, я бы пересадила дерево во двор, а они бы дальше строили», – вспоминает Ольга.
Теперь вид из окна её гостиной скрашивает ярко-красный цветок на подоконнике, лепестки которого «упираются» в брюхо эстакады.
Ольга предлагает подняться на второй этаж – в квартиру другой Ольги. На подъездном балконе между вторым и третьим этажом висят на карнизе и стоят на полу несколько горшков с цветами. «Это Олина заслуга, она цветочница у нас», – говорит Ольга с первого этажа.
В коридоре между квартирами появляется вторая Ольга. В её квартире цветы повсюду: в коридоре, зале и особенно – на кухне. Туда она нас и проводит.
Подоконник уставлен цветами и рассадой. На окнах нет решёток, и глаза упираются в полотно путепровода.
«Сегодня в 7 утра начали трамбовать дорогу возле окон – «времянку». Я спросила у строителей, зачем это делают. Говорят, что готовят трёхметровый тротуар от будущей дороги на XXII Партсъезда. Получается, он будет прямо под окнами», – рассказывает Ольга, открывая окна и указывая на «времянку».
Вид на «времянку» со второго этажа
Внизу, около отмостки дома, сохранился небольшой палисадник. Ольга почти каждый день спускается к нему и следит за цветами. По её словам, раньше палисадник был намного больше, а возле него росло несколько абрикосовых деревьев.
«Абрикосовые деревья выдрали так же, как сирень – без предупреждения, без возможности пересадить. А до моего палисадника они просто ещё добраться не могут, он слишком близко к дому, сюда не подъедешь», – рассуждает Ольга, пока мы спускаемся к палисаднику.
Рабочее движение
Две Ольги остаются на улице проверить цветы, к «экскурсии» присоединяется Людмила – жительница 8 этажа. Её окна также выходят на эстакаду.
Мы заходим в подъезд, закуток возле почтовых ящиков заполнен цветами в горшочках. Отсюда через окно открывается вид на двор. Пока мы разговариваем, мимо проезжают КамАЗы. От этого большое подъездное окно гулко вибрирует.
Людмила – одна из главных активистов инициативной группы. Она состоит в ней с момента создания в 2019 году.
Раньше Людмила, как и другие активисты, пыталась добиться переноса эстакады на место «Апельсина». Сейчас она воспринимает запуск движения по путепроводу как данность, пусть и болезненную.
«Нас спрашивали: почему вы не уедете. С 2019 года в нашем подъезде освободились 5 квартир. Но тут надо понимать. У нас муниципальный дом. Здесь давали квартиры врачам, переселенцам, милиционерам, учителям. Народ не самый богатый, не у всех есть возможность уехать», – признаётся Людмила.
Сейчас главной целью инициативной группы остаётся установка шумоизоляционных щитов на путепроводе. Строительство дороги на улице XXII Партсъезда пока не началось, но местные жители уже представляют, как близко к окнам она пройдёт.
Ольги возвращаются домой. Мы встречаемся в подъезде. Они заглядывают в закуток возле почтовых ящиков, чтобы проверит цветы. «Ещё не засохли?» – спрашивает одна Ольга. «Пока нет», – отвечает другая. Они забирают Людмилу и расходятся по своим этажам.
Рабочее движение на развязке эстакады планируют запустить до конца октября 2022 года.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте