14 дней в Сибири

Путешествие на Байкал и обратно: дневник журналиста ДГ

578

Автор: Юлия Сацук

Летом самарский «Инклюзивный ресурсный центр» сообщил о наборе группы для экспедиции в Байкальский заповедник. Волонтерам обещали проживание в палатках, свежий воздух и самое главное — Байкал. Взамен нужно было помогать заповеднику.

Корреспонденту ДГ Юлии Сацук посчастливилось стать медиаволонтером проекта вместе с обычными участниками и отправиться с ними — молодыми ребятами с различными особенностями здоровья — в путешествие длиною в 14 дней.

День первый: коротколапые собаки и самолет-маршрутка

В путь отправились 6 девочек и 9 парней. Мы преодолели тысячи километров — прямого рейса в Иркутск из Самары нет, так что летели через Москву. Шесть часов в самолете из Москвы — и мы, наконец, в Сибири.

Нас встретила Лида — один из лидеров инклюзивного центра. Она приехала раньше нас из Самары и уже ждала, чтобы вместе отправиться в Байкальский заповедник. Перед этим нам нужно было заехать в офис Большой Байкальской Тропы (ББТ), чтобы забрать провизию на две недели и бригадиров, которые должны были стать нашими начальниками и проводниками.

Байкальский заповедник уже давно работает с волонтерами. И последние несколько лет — с инвалидами. Они обустраивают Большую Байкальскую Тропу — пешеходный маршрут длиной 55 км вокруг озера, работают в самом заповеднике, а заодно выступают экспертами по доступности территорий и троп для маломобильных посетителей. Байкал открыт для всех, уверены в администрации заповедника. Надо только добраться до него и приготовиться обменять городской комфорт на скромный домик и работу под моросящим дождем.

По пути в заповедник нас встречает не только дождь, но и местные коротколапые собаки. Вокруг туман, горы и мы — в деревянной беседке с полусомкнутыми глазами, чашкой чая и бутербродом в руке. Собаки выманивают еду, а мы все еще пытаемся осознать, что уже давно не в Самаре.

Несколько часов на колесах, и вот мы в заповеднике. Здесь нужно было не упасть в грязь лицом в прямом смысле. Жить будем в домиках-полусферах, ужин — полевой, на костре, самый шикарный — гречка с тушенкой, кабачковая икра и салат из обычных помидоров и огурцов.

День второй: знакомство с Байкалом и глупый глухарь

С самого утра мы бросились к Байкалу. Вечером он был укрыт дождем и туманом, но и утром они не думали уходить. Тогда пошли мы — на экскурсию по музею Байкальского заповедника. Там выяснилось, что волки — самые семейные животные, медведь смог прожить несколько месяцев без задних лап, а самая глупая птица — это глухарь.

Оказалось, что только глухари умирают из-за того, что не замечают линии передач. Они просто летают и врезаются в них, не способные сообразить, как облететь преграду.

Во время экскурсии мы также познакомились с растениями-дурманами, хищными растениями и нашли ямы, которые раскопали медведи. По предположениям наших гидов, медведь воровал заготовленные на зиму орехи бурундуков. Но главным впечатлением для всех стал Байкал. К концу экспедиции распогодилось, и мы отправились на берег.

Холодный и неприступный, он встретил нас золотыми бликами на волнах. Самые смелые даже смогли войти в озеро и немного поплескаться в воде. А привал и небольшой пикник на его берегу окончательно влюбили нас в самое глубокое озеро в мире.

За день мы незаметно для самих себя намотали 22 тысячи шагов. Мы проинспектировали две тропы на доступность. Главным в этом деле у нас был Андрей. Благодаря его бесстрашию и умению управлять электроколяской мы узнали о местах на тропе, которые необходимо доделать, чтобы людям с инвалидностью и мамам с колясками было удобнее по ним гулять.

День третий: знакомство с соболями и начало работ

В наше расписание вкралась зарядка. Топаем на нее по мокрой траве, в тумане. Тут поскользнешься, там налетишь на пенек. Но увиливать нельзя — после зарядки и завтрака нас ждет первое задание, работа в Визит-центре Байкала.

Сам центр — это несколько красивых зданий с огромными окнами, выходящими на Байкал. Среди них, например, музей Байкала — под сферическим куполом, а еще соболиный домик с двумя вольерами. В них по отдельности живут Тучка и Гром. Каждый из них мог стать воротником на чьей-то шубе, но собольков спасли от смерти и поместили в шикарные по их меркам апартаменты.

Первое поручение от заповедника — очистить заросшие травой тропинки из бетонных плит. Самым аккуратным вручили кисточки с краской и отвели к стендам, а сильным доверили лопаты, чтобы собирать камни у одного из домиков-музеев. Под каменное покрытие нужно было уложить специальный настил.

Денис придумал идеальное обмундирование, чтобы не пачкать штаны. Прямо на коляске он надел на себя мусорный пакет и отправился к ребятам отдирать траву между бетонных перекрытий. Она здесь растет буквально за неделю, так как климат очень влажный.

День четвертый: ящерицы в спальных мешках

Сегодня был самый тёплый день за экспедицию. Солнышко жарило так, что холодный Байкал уже и не казался строгим дедом, который выстрелит по ногам из ружья тысячью холодных игл, когда ты воруешь у него с берега камни. Это был отличный повод, чтобы наконец окунуться в озеро.

Камни на Байкале скользкие, а вода холодная только в самом начале. Так что для заплыва нужно запастись только резиновыми тапочками и горсткой терпения.

А дальше — снова работа в Визит-центре. Сегодня ребята проделали огромную работу. Покрасили информационные стенды, выкорчевали траву из труднодоступных мест и расчистили одну из троп. По найденному мусору мы сделали вывод: по тропе ползают очень самостоятельные малыши. Потому что такую кучу найденных подгузников даже в страшном сне не представишь.

Даша, несмотря на недавние операции на ноги, прихрамывая, порхала в этот котел с подгузниками и наверх. Настоящая «добытчица» мусора.

Кроме кучи подгузников, ребята достали из-под мостков на тропе банки, стекло и много мусора. Расчищать тропу пришлось и от веток деревьев, чтобы сделать пребывание гостей в Байкальском заповеднике комфортнее. Бригадиры обучили нас правильно обрезать ветки и замазывать «ранки» тем растениям, которым это необходимо, чтобы не заболеть.

В этот день мы впервые обедали в Визит-центре, но для этого нам нужно было подняться на второй этаж. Мы с Денисом подошли к лестнице и я задумалась, как помочь ему подняться. Но он спокойно слез с коляски и быстро обогнал меня, поднявшись наверх на руках.

Оставшиеся в лагере ребята решили вынести спальники, чтобы солнце их просушило. Из-за сильной влажности каждый раз приходилось засыпать во влажных постелях. Но добрые помыслы закончились для некоторых шоком: в спальниках комфортно разместились ящерки, которые вылетали, понимая, что спальник начал двигаться и трястись.

После тяжёлого дня наши коллеги из ББТ устроили вечер у костра. Каждый держал в руках футболки с надписями, которые гласили, что теперь мы стали настоящими волонтёрами Большой Байкальской Тропы.

День пятый: медведь на тропе и нерпа с ипотекой

На пятый день на зарядку встали все — привыкли. А еще по дороге на работу мы узнали, что на нашу тропу стал выходить медведь. Он уже успел встретиться  с двумя экскурсионными группами: детской и взрослой, которые шли на водопад.

Увидеть хозяина тайги нам не удалось, но зато мы теперь знали, что делать. Если навстречу попадётся медведь, то шуметь надо что есть мочи, надо пугать его: громко говорить, прыгать и стучать по деревьям. Это может спугнуть хищника, но главное — не переусердствовать.

Гид заповедника Николай Николаевич рассказал, что встречался с медведем и отпугнул его. Он топал ногами, что дало хищнику понять, что это не его территория и заходить на нее нельзя. Но это был маленький мишка, а в тайге водятся и большие медведи, с которыми нужно быть осторожнее.

За день мы успели покрасить столбы, подергать траву вокруг лодок, расчистить ручей, подобрать мусор с тропы. А кто-то даже попробовал себя в роли экскурсовода.

В лагере нас ждал борщ и сладкий подарок от поваров. Каждый получил по печеному банану с шоколадом. Оказалось, что даже в полевых условиях возможно приготовить ресторанное блюдо.

Вечер закончился познавательной викториной с местной картой, песком и загадками. Они казались легкими, но многого мы не знали. Например, что на Байкале растут «губки», которые очищают воду, именно их нужно благодарить за прозрачность воды. А нерпа может задерживать беременность на несколько месяцев и даже на целый год. Этот факт насмешил всех и родил шутку о нерпе, которая взяла ипотеку и, не успев ее выплатить, решила отложить рождение нерпенка, который уже начал развиваться у нее в брюхе.

А потом наши ребята играли на варгане у костра — настоящая байкальская музыка.

День шестой: экскурсия и история про спасение

У нас первый выходной в экспедиции, и мы отправились на экскурсию по заповеднику. Одна из больших проблем для его сотрудников — браконьеры, от которых не спасает особый статус территории.

Недавно специалисты Байкальского заповедника наткнулись на таких браконьеров. Они расстреливали животных, предварительно ослепляя фарами. Это заметил один из сотрудников и бросился за браконьерами. Животных не удалось спасти, а на мужчину, который хотел защитить животных, даже пытались «повесить» уголовное дело. Ведь защищать природу он полез с кулаками и якобы сильно навредил трём браконьерам. На защиту местного героя встала общественность с требованием снять обвинения. Их в итоге сняли, но сильные травмы с героем леса теперь надолго.

День седьмой: выходной в работе

Новый день встретил нас смогом, что означало только одно: где-то далеко горят леса. Запаха паленого дерева мы не чувствовали, но смог, который осел над Танхоем, говорил о том, что площади пожара большие.

Воскресное рабочее время мы потратили на то, чтобы помочь изменить информацию на уже напечатанных билетах для входа в музей заповедника. Необходимо было переклеить информацию о сайте и наклеить qr-коды. Потом помогали сотрудникам Визит-центра встречать экскурсантов.

День восьмой: сортировка «заповедного» мусора

Основная наша работа в заповеднике — благоустройство территории, покраска, расчистка троп, обрезка веток. И — борьба с мусором. Теперь его здесь сортируют и частично перерабатывают прямо на месте. На сортировочном пункте можно было и поработать «живым прессом» двух видов (руками со спецснаряжением и ногами уминать макулатуру), и наполнить огромные бутылки крышками и посмотреть, как работает пресс для пластика.

Последнего выгребли из леса больше всего. На втором месте — бумага и картон. Мы долго пытались понять, откуда столько макулатуры нашлось на берегах Байкала и в лесу. А пока думали, Володя со свойственной ему практически неугасаемой детской энергией начал топтать весь картон, что был поблизости. Он самый большой из нас и быстро расправился со всеми коробками.

Награда уже ждала героев за ужином. Это оказался вкуснейший арбуз. Из-за тяжёлого рабочего дня почти все в лагере ушли спать раньше обычного. А это значит, что с утра никто не проспит на зарядку и все будут максимально бодрыми.

День десятый: молочный Байкал и сценка с мамонтами

В юбилейный день на Байкале ребят ждал очень большой фронт работ. Одних отправили на длинную тропу — освобождать её от веток, сухостоя и мусора. Другая группа ушла сразу к Визит-центру — красить домик, знак и выкорчевывать траву. А третья отправилась убирать мусор с берега озера. Кроме крупных железяк, ребята собрали огромную гору влажных салфеток, которые очень чистоплотные местные и туристы бережно засовывают в прибрежные камни Байкала. Пожалуйста, никогда не делайте так. Влажные салфетки не растворяются в воде и останутся в природе на годы.

Но самым ярким впечатлением от этого дня стала прогулка на катере. Из-за смога мы мало что разглядели, но чувство единения с Байкалом стоит многого. Мы радовались как дети, тем более что из-за смога мы как будто мчались по молочной реке в тумане сладкой ваты.

После этого мы ощущали Байкал уже по-другому, наверно, он стал нам роднее и ближе. Этим же вечером Зарина познакомила нас с историей и мифом о появлении Байкала. Для этого она зачитывала саму легенду, а мы, вытянув свои роли заранее, выступали в разных ролях — Тайги, Байкала, мамонтов, рек и даже леса. Нашим главным зрителем стал дедушка, который жил недалеко, и его собака Лахудра.

День одиннадцатый: водопад и борода Лешего

Сегодня наша группа отправилась в сердце тайги к байкальскому водопаду (да, такой вправду есть) с неподражаемым Евгением Серафимовичем в роли проводника. Он, как Леший, вел нас по неизведанным тропам, о которых мало кто знает.

Ребята на колясках и те, кому было сложно идти в длительное путешествие, не могли пойти с нами. Но они нашли для себя не менее интересное занятие — печать на ткани.

Чтобы увидеть водопады, нам пришлось пройти более 40 тысяч шагов по гористой местности. Наш привал на зимовье позволил скинуть тяжелые сумки и продолжить путь в гору без балласта. Начались тропы, которые буквально граничили с пустотой. Обрыв и далеко внизу горная река.

И даже в таких, казалось бы, опасных для неповоротливого зверя местах мы нашли следы лап медведя. Но в этот раз всех привлекла «борода лешего», свисающая с деревьев. Никто, кроме одного человека из группы, до этого дня никогда не видел этот лишайник. А всё потому, что он встречается только в экологически чистых местах на планете.

Когда мы начали подбираться к водопаду, то среди деревьев услышали, как разбивается вода о камни. И вот мы вышли из гущи к обрыву, который освещало солнце. Путь пройден. Осталось только спуститься в самый низ по скользким камням. Вода была холоднее, чем в Байкале, но будто бы живее из-за сильного потока. Солнце нагревало камни, и пока одни плескались в воде, другие купались в лучах солнца на камнях.

На обратном пути Евгений Серафимович сделал нам на костре таежный чай, который собрал из того, что растет поблизости. Это был самый вкусный чай. Позже мы узнали, что необычный вкус чаю придает грибковое заболевание дерева, ну и немного листьев малины.

День тринадцатый: энергичный ёхор и последний костер

Наступил последний день в заповеднике. Заканчиваем работу и идем прощаться с батюшкой Байкалом. Отряд из безбашенных девочек и одного мальчика отправились в плавание. Байкал проводил нас ледяными объятиями и ветром, который нам не казался уже таким холодным.

В лагерь мы отправились по большой таёжной тропе. Нам повезло с погодой, тайга провожала солнцем и даже сменила ледяной ветер на тёплое дуновение.

А потом мы пошли танцевать ёхор. Это бурятский традиционный танец, который исполняют молодые люди, держась за руки. В середину нашего хоровода мы посадили Андрея, который нас подбадривал. Для этого ему хватало просто улыбнуться, он был как наш личный теплый костер. Кто-то даже пошутил, что аккумуляторы в его коляске, в принципе, могут разогреться и до костра. Наш громкий смех разнесся по всему Танхою. После мы отправились встречать свой последний закат на Байкале.

Он нас не подвёл — ярко-розовый, отражался лучами в облаках, превращая обычный сельский пейзаж в картину Айвазовского.

Четырнадцатый день: рынок и тротуары в Иркутске

Перед самолетом мы провели почти целый день в Иркутске. Здесь отличный местный рынок, который  радует разнообразием чаёв, фруктов, ягод, орехов и рыбы. Зато иркутское благоустройство не очень радует людей на колясках и с костылями. Пятнадцатисантиметровые бордюры, разбитые тротуары и ни одного удобного съезда для коляски. Я очень много ворчала — кажется, тайга и то больше приспособлена для инвалидов, чем большой город. Меня успокаивал Денис. В России, говорит он, похожая ситуация во многих городах — мы только встаем на путь появления доступной среды для инвалидов.

Стоило мне привыкнуть, что в любую минуту колесо от коляски может провалиться в трещину, как на нашем пути возникла огромная лестница, а сбоку — пандус под огромным наклоном. Спасибо двум иркутским парням, которые подняли коляску по крутому пандусу.

В этот вечер мы прощались с Иркутском, с заботливыми бригадирами Байкальской тропы и новыми друзьями. Танцевали, пели, вспоминали медведя, которого так и не увидели, и все, что успели сделать для Тропы и Байкал-центра. Остается только надеяться, что в нашем Жигулевском заповеднике для ребят тоже когда-то найдется работа и условия и для того, чтобы кому-то помочь. Тогда, может, им не придется лететь за 4,5 тысяч километров для того, чтобы сделать свой вклад в сохранение заповедной русской природы.

Фото автора

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter