Смотреть дважды

Денис Бокурадзе поставил новый спектакль в театре «Грань» — и это снова сенсация

 1 030

Автор: Редакция

.

,

В театре «Грань» состоялась премьера нового спектакля «Мария Стюарт» (по Шиллеру). Корреспондент ДГ Анастасия Кнор посмотрела постановку и делится впечатлениями.

После четырех часов сидения в тесном пространстве душного зала мы стояли и дружно отбивали ладони. Уходить не хотелось. Хотелось продлить магию. Шел двенадцатый час ночи.

Театральное пространство выглядит совершенно неожиданно для зрителя. Люди заходят в зал как будто из самых недр сцены. Кресла размещены по двум стенам углом. Надо осторожно обойти декорации и протиснуться вдоль перил на один из трех ярусов зрительного зала.

Зачем ограждения? Что за необычная расстановка кресел? Начинаешь разгадывать замысел режиссера еще перед началом спектакля. Все, как я люблю. Впрочем, сюжет известен.

В 1568 году шотландскую королеву Марию Стюарт из-за подозрения в причастности к убийству ее супруга изгоняют из страны. Она бежит в Англию, где надеется найти себе защиту у английской королевы Елизаветы. Та, однако, должна беспокоиться о собственной короне, поскольку Мария Стюарт претендует на неё. Поэтому королева Елизавета велит арестовать её и заключить под стражу в замке. Действие пьесы происходит спустя 19 лет, за три дня до казни Марии Стюарт.

Денис Бокурадзе перед началом спектакля рассказывает: «Все зависит от угла зрения. Вы видите, зал как стоит? Если вы будете сидеть с одной стороны, вы увидите один спектакль, если с другой – совершенно другой спектакль, поверьте мне. Спектакль так и выстроен с двух точек. И его надо смотреть два раза с разных мест».

Перед входом в зал нам раздают небольшие листки. Ошибочно думаю, что это программа, но нет, оказывается, бюллетени для голосования. Заслуживает ли снисхождения героиня или не заслуживает. Нас просят сохранить эти листки до конца спектакля, а потом опустить в воображаемую урну. Еще раз изумляюсь, ну как подгадал Бокурадзе: недавний «Дракон» Шварца про свободу и тоталитаризм, теперь драма Марии Стюарт и тема выбора…

Как всегда, в маленьком зале пластично решено театральное пространство. Стены напротив завешены стульями, которые символизируют суд присяжных, в центре подвижные витражные стены, этакие «жернова времени». Поворачивая их, актеры выстраивают разные мизансцены: переносят нас из темницы Стюарт в королевские покои Елизаветы, из замкового сада в зал суда.

В самом финале эти прозрачные или, лучше сказать, призрачные стены задрапируют непроницаемой траурной тканью, и пространство сцены вдруг исчезнет. И от этого станет физически жутко. Спектакль вообще эмоционально тактилен. Первый шок – когда прямо перед твоими коленями, буквально в полуметре выстраиваются герои и начинают говорить. Зрителя заставляют попасть как бы внутрь действия. Постоянная работа на «крупных планах», когда видишь каждую дрожащую жилку на лице героини и различаешь самые мелкие бисеринки пота. Ощущения необыкновенные.

Я не знаю, что режиссер Бокурадзе делает с актерами, но это такой высокий класс, что вызывает какой-то животный восторг. Евгения Аржаева, она же Елизавета I. Где была актриса до этой роли? Читаю в портфолио: с 2005 по 2020 служила в Самарском драматическом театре им Горького. Что она там делала последние 15 лет? Почему я не видела её ни в одной постановке? Сцену мела?

Эти гуттаперчивые руки, эта королевская осанка, надменная посадка головы. Евгения, вы настоящая королева. И английская, и театральная.

Денис Евневич, бывший сослуживец Аржаевой, актер театра драмы, которому неизмеримо больше везло с ролями. Но всегда что-то не то, неуловимая неуклюжесть, недоигранность. А вот граф Лестер в исполнении Евневича безупречен. Класс опытного актера отчетливо проступает на фоне молодой труппы «Граней». И тоже поздравления.

Несомненная звезда театра, на которую поставлены почти все главные роли, Юлия Бокурадзе играет Марию Стюарт. Две равновеликие королевы, две равновеликие актрисы и две принципиально разные материи. Это постоянная дуальность, возможность и невозможность сравнения, выбора — всего. В этом особенная красота задумки режиссера.

Когда пришла пора опускать бюллетени за или против, я задумалась: а про кого меня спрашивают, заслуживает снисхождения или нет? Про уже казненную Стюарт или про измученную сомнениями Елизавету? И решительно отдала листок с надписью «не заслуживает».

P.S. Какое замечательное и насыщенное послевкусие от спектакля. Прошло уже 2 дня, а перед глазами до сих пор она, королева. Согласна с Денисом Бокурадзе — иду смотреть второй раз.

Автор фото: Инга Пеннер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter