,
Министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова больше не министр культуры. Она освобождена от должности, а на её место назначен Сергей Филиппов, ранее руководитель департамента информационной политики администрации губернатора.
ДГ собрал мнения общественников, культурологов и чиновников о неожиданных кадровых перестановках в Минкульте.
Михаил Куперберг, директор киноклуба «Ракурс»:
«Она мне была антипатична всегда. Хотя я уже давно смирился. Рыбакова была тем человеком, который был необходим существующей вертикали власти. Мы с Виктором Долонько в свое время сочинили концепцию развития кинематографии, которую она под сукно положила, хотя там было много рационального. Министерство культуры вместе с Министерством имущественных отношений уничтожили вполне себе работающую организацию ГУП «Облкинопрокат», которую я возглавлял. Его фонд содержит уникальные пленки — гигантское количество хорошего кино, почти весь Тарковский, классика мирового кино. Хотя, мне кажется, что это уже мертвый фонд. Без правильных условий хранения пленки могли испортиться».
~
Валерий Гришко, главный режиссёр академического Театра драмы:
«Спасибо, отличная новость! Я был одним словом сказал: свершилось! Слава богу, что это произошло. Мы приглашаем нового министра культуры на наш премьерный спектакль «Завтра была война» 29 мая».
~
Андрей Соколов, адвокат, правозащитник, общественник:
«Филиппов — человек умный и образованный, в состоянии справиться с задачами, которые стоят перед Министерством культуры, я думаю, что он это сделает, тем более он аппаратчик с очень серьезным опытом, переживший трех губернаторов.
Сергея Филиппова как чиновника я знаю с декабря 2011 года, когда получила развитие протестная деятельность в Самаре. Он мне показался человеком, достаточно типичным чиновником. Малозаметным, но в то же время интеллигентным, порядочным и образованным. Это очень важно. И оценку его работы нужно проводить с точки зрения исполнения тех задач, которые перед ним ставятся. Обеспечить сегодня информационное сопровождение курса, который проводится в регионе, довольно сложно, особенно в последние три года. Потому что выручать губернатора из всевозможных ситуаций, в которые он попадал, очень нелегко. Это критерий его профессионализма».
~
Петр Кабытов, доктор исторических наук, профессор, первый проректор Самарского государственного университета:
«Новость для меня неожиданная. Я полагаю, когда отдается команда, то и желание возникает написать заявление об уходе… Я вспоминаю советские годы, когда культура всегда финансировалась по остаточному принципу. А в 90-х годах областной департамент культуры возглавила Светлана Петровна Хумарьян. И тогда я увидел, что может сделать руководитель ведомства. Она инициировала множество проектов, которые отвечали тому духу времени. Когда была смута, нужно было обратить внимание на проблемы самосознания, национального достоинства и культурного наследия. И ей это в полной мере удавалось. Историко-краеведческому музею присвоили имя Алабина. Было много мероприятий российского масштаба.
Время Ольги Рыбаковой тоже интересно. Что мне вспоминается: юбилей Островского, Год истории, Год русской литературы. Она находила возможности сотрудничать с представителями разных направлений, в том числе с учеными и преподавателями вузов. Одно из достижений — губернские премии и грантовая деятельность.
Потом пришла Элеонора Куруленко. С её именем я связываю «самарские ассамблеи» и создание многих программ по развитию культуры. Время Ольги Рыбаковой тоже интересно. Что мне вспоминается: юбилей Островского, Год истории, Год русской литературы. Она находила возможности сотрудничать с представителями разных направлений, в том числе с учеными и преподавателями вузов. Одно из достижений — губернские премии и грантовая деятельность. Это было очень мощной поддержкой для творческой интеллигенции. Я бы не разделял, а сказал бы большое спасибо всем руководителям, начиная со Светланы Хумарьян и заканчивая Ольгой Рыбаковой. Новый министр, я очень надеюсь, придаст импульс дальнейшему развитию культуры и прежде всего уделит внимание сохранению историко-культурного наследия».
~
Евгений Молевич, профессор СамГУ:
«Я могу сказать одно: для меня это подарок. Полагаю, и для очень многих других, как-то с культурой связанных».
~
Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы:
«Ольга Рыбакова, на мой взгляд, должна была оставить свой пост лет семь назад, потому что более вредного министра для культурного наследия нашей области никогда не было. Мне приходилось рассматривать как депутату десятки обращений коллективов подведомственных ей учреждений, кинематографистов, музейщиков, библиотекарей, артистов, музыкантов, археологов. Я не знаю ни одной отрасли культуры, где бы не возникло состояние полной безнадёги и удушья от способов администрирования культуры Ольги Васильевны.
Она работала по одной и той же схеме. Сажала директором своего человека, тот занимался сокращениями, увольнениями, оптимизацией, не обращая внимания на визги творческой интеллигенции. Это знаменитые конфликты вокруг областной библиотеки, ситуация в драмтеатре, в Оперном театре, ликвидация облкинопроката и прочая-прочая. Самарская область утратила огромное количество памятников культуры: усадьба Орловых-Давыдовых, дом купца Аржанова, баня Лебедева и так далее. При этом все её воспринимали как временного министра. Но она пересидела двух губернаторов и при третьем поработала.
По поводу Сергея Филиппова могу сказать, что по объективным показателям он не министр культуры. По образованию он физик, всю жизнь проработал в сфере информации, занимая подчиненные должности. Объективно он вряд ли будет пользоваться авторитетом у культурной элиты.
Когда я думаю, почему это произошло, то я начинаю понимать, что то, что мы воспринимали как недостатки, было большим достоинством в глазах власти. Потому что период её правления совпал с периодом, когда бизнес нуждался в расширении в рамках города без каких-либо ограничений. Бизнесу надо было строить. И возникали договоренности с министром, что министр будет закрывать глаза на использование земли под памятниками архитектуры. Причем странно, почему она ушла. Мне кажется, что сейчас мы находимся в начале нового массового этапа уничтожения культурного наследия. И возведение стены на площади Славы — это первая ласточка. Я думаю, что Рыбакова со своими методами администрирования блестяще отработала бы и этот этап.
По поводу Сергея Филиппова могу сказать, что по объективным показателям он не министр культуры. По образованию он физик, всю жизнь проработал в сфере информации, занимая подчиненные должности. Объективно он вряд ли будет пользоваться авторитетом у культурной элиты. При этом Сергей Васильевич, которого я знаю со студенческих времен, по человеческим качествам на порядок выше, чем госпожа Рыбакова. Он не является профессионалом в сфере культуры, но, может быть, у него не было возможности, чтобы раскрыться и принимать самостоятельные решения. Перезагрузить эту систему путем более компромиссного мягкого диалога с культурной общественностью, я думаю, Филиппов сможет».
~
Виталий Стадников, экс-главный архитектор города:
«Крепкий был чиновник, хорошо держала удар. Очень жаль, что люди с таким бэкграундом занимают подобные должности. Хочется верить, что на должность министра культуры назначат человека, имеющего к культуре отношение.
К сожалению, Ольга Рыбакова сыграла свою негативную роль в сохранении исторического наследия Самары. Около 80% всех объектов культурного наследия так или иначе были выведены из реестров ОКН. Сначала никто не занимался их инвентаризацией, потом появились списки с подписью министра культуры, которые позже были признаны незаконными. Отдельные объекты стали вносить в реестры, но ценность старой Самары заключается не в отдельных объектах, а в целостной среде».
~
Марк Левянт, председатель самарского отделения Союза композиторов РФ:
«Для меня это неожиданное заявление. Во время ее работы культуре было уделено большое внимание. Впечатление о том, как она руководила, осталось хорошее. Она сумела понять эту работу, хотя поначалу, возможно, действовала не столь смело. Например, были полностью обновлены дворцы культуры, которые после 90-х годов были брошены, многие находились в упадке.
У нее были добрые отношения с творческими союзами – нам есть что вспомнить хорошего о работе Ольги Васильевны».
~
Виктор Долонько, главный редактор «Свежей газеты. Культура»:
«У нас с Ольгой Васильевной Рыбаковой были разные времена. Была война, было сотрудничество. Я не злопамятный, я дружу со всеми министрами культуры.
Что бы ни говорили про Рыбакову, она человек, который слышала, и человек, до которого можно было достучаться. Я хочу сказать, что этот уход я не воспринимаю с радостью: любой уход – это потеря.
Пока газета существовала, министр не вмешивалась в редакционную политику. Мы договорились: «Культура» — газета для творческой интеллигенции. Рыбакова могла соглашаться с тем, что мы пишем, или не соглашаться, но окрика не было ни разу. Более того, коллеги и мои товарищи не верили, что она не знает, о чем будет новый номер газеты: она узнавала об этом вместе с читателями.
Так прошли наши последние 3 года. Что бы ни говорили про Рыбакову, она человек, который слышала, и человек, до которого можно было достучаться. Я хочу сказать, что этот уход я не воспринимаю с радостью: любой уход – это потеря.
И приход Сергея Васильевича Филиппова я не воспринимаю с ужасом. Весь вопрос в одном: это надолго? Хуже чехарды не бывает. С Сергеем Васильевичем мы не очень близко знакомы. Культура — не по его базовому образованию. Как и для меня, кстати. Но если человек душой идет на эту должность и понимает, что эту профессию надо осваивать — а Филиппов создает впечатление цельного и ответственного человека, он будет стараться окружать себя профессиональными людьми, чтобы ту работу, за какую он взялся, исполнить надлежащим образом.
Для меня самое главное, чтобы моим друзьям из театров, филармоний, музеев, библиотек давали работать и реализовывать свои идеи».