Ларьки обещают сделать адекватными запросам горожан
123
Сегодня, 6 февраля, в администрации Октябрьского района Самары состоялась презентация Концепции размещения нестационарных объектов потребительского рынка города. Попросту говоря, ларьков и киосков. Редакция “Другого города” слушала очень внимательно, и теперь готова поделиться тем, что узнала о перспективах развития уличной торговли в нашем городе.
Концепцию разрабатывала кафедра дизайна нашего СГАСУ под руководством доктора архитектуры, профессора и Советника РААСН, Татьяны Караковой. Она и была основным докладчиком по презентации. Профессор Каракова обозначила несколько целей, которые стояли перед исследовательской группой:
1. Диагностика городской среды, выявление функциональных пустот;
2. Создание комфортных условий для горожан;
3. Повышение инвестиционной привлекательности города;
4. Эстетика пространства и заполнение функциональных пустот;
5. Поддержка предпринимательства и малого бизнеса.
Само исследование, по сути, призвано было ответить всего на два вопроса: “Где размещать нестационарные объекты торговли?” и “Какими они (объекты) должны быть?”.
Копая в первом направлении, сотрудники кафедры проделали титаническую работу: выявили и нанесли на карту уже существующие объекты стационарной торговли — федеральные “ритейлеры”, торговые площадки региональных “сетевиков”, рынки, мини-рынки, крупные торговые центры… Затем они определили маршруты шаговой доступности от этих объектов. Далее исследователи провели зонирование города по плотности проживающего населения, выявили основные направления пешеходного и автомобильного трафика, нанесли на схему маршруты общественного транспорта. В итоге, все эти схемы наложили друг на друга и чудесным образом, получили места приоритетного размещения объектов потребительского рынка.
Отвечая на вопрос “Какими должны быть объекты торговли в недалеком будущем?”, исследователи разделили город на четыре условные зоны стилевого единства, для которых дизайнеры разработали типовые объекты:
Зона исторической застройки
Зона послевоенной застройки
3. Зона индустриальной застройки
4. Репрезентативная зона города
Говоря о «репрезентативной» зоне города, Татьяна Каракова сокрушалась по поводу отсутствия на городской набережной современных объектов уличной торговли и рассказала историю о том, как некоторые горожане и гости города фотографируются на фоне известного (с подачи Ильи Варламова) на всю Россию туалета, принимая его за арт-объект.
Сама презентация, несмотря на то, что над ней бессонными ночами трудились сотрудники и студенты кафедры дизайна, получилась довольно блеклой и формализованной.
На бледных картах города, выполненных в огромном разрешении и спроецированных на маленький экран, нам предлагалось разглядеть, как линии шаговой доступности торговых точек пересекают зоны высокой плотности населения. А те в свою очередь накладываются на зоны приоритетного насыщения объектами потребительского рынка. На мероприятие кроме представителей администрации, специалистов и прессы были приглашены все желающие. Но едва ли случайные горожане смогли бы разобраться, что здесь к чему. Кроме того, автору этого текста сразу бросилось в глаза, что для описательной части презентации был выбран самый неудачный и примитивный шрифт, который для привлечения внимания иногда подкрашивали красным. Мелочь, но для кафедры дизайна уже больше, чем досадная.
Предваряя вопросы, первый заместитель главы Самары Александр Карпушкин объявил, что данная концепция находится в начальной стадии разработки, и подробно ее планируется разобрать на VII международном инвестиционном форуме “Самарская платформа развития бизнеса. Форсированное развитие”. Он пройдет в Самаре в конце февраля.
Один из представителей Областной ассоциации предпринимателей посетовал на проблемы с арендой земли под объекты торговли, поскольку земля может находиться как в муниципальной, областной, так и в федеральной собственности, на что министр имущественных отношений Самарской области Юлия Степнова пообещала сделать процедуру универсальной и прозрачной, и заверила, что единые правила аренды земли все же будут разработаны.
На вопрос о стоимости новых объектов заседающие затруднились дать однозначный ответ, но определили сумму в диапазоне от 300 до 500 тысяч рублей. “Все зависит от аппетитов подрядчиков,» — уточнила министр Степнова.
Самым проблемным районом с точки зрения шаговой доступности объектов уличной торговли Вадим Кирпичников (руководитель департамента потребительского рынка и услуг) почему-то назвал Октябрьский.
Ну и, наконец, дельное замечание внес сотрудник одной из консалтинговых компаний, заметив, что концепция не учитывает интересов предпринимателя. В ней предлагается, например, установить объект на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Конноармейской, то есть, в дремучем частном секторе, где отсутствует не только пешеходный или автомобильный трафик, но и асфальт. Кирпичников в ответ заверил, что в дальнейшей разработке концепции будут учитываться не только плотность населения и удаленность от объектов торговли, но и другие факторы, влияющие на успешную торговлю.