,
В ночь с 24 на 25 декабря католики и большинство протестантов отмечают Рождество Христово. В порядке межконфессиональной дружбы мы тоже решили отметить этот праздник. Отметить его опубликованием интересной краеведческой статьи.
Вы можете абсолютно не разбираться в религиоведении, но наверняка знаете, и не раз видели католический костел на улице Фрунзе и лютеранскую кирху на Куйбышева. Эти места отправления культа не только находятся в топе архитектурных «визитных карточек» Самары, но и имеют весьма интересную, а местами и драматичную историю.
Говоря о драме, мы имеем в виду, конечно же, советский период истории нашей страны. Судьба храмов, вне зависимости от конфессиональной привязки, в ту пору была незавидной. До поры до времени советская власть религию терпела, хоть и всячески осуждала. Лишь в год «Большого перелома» началось массовое закрытие и снос храмов по всей стране. Самара не стала здесь исключением.
Каким-то храмам повезло больше, каким-то меньше, а каким-то не повезло вообще. Католический костел можно отнести к первым. Да, в 1930-х годах у него неоднократно менялись «арендаторы», но все они были связаны с культурой и искусством, в отличие от той же хоральной синагоги, которую отдали в ведение хлебопеков. Полвека в костеле располагался краеведческий музей. Даже его внешний вид, не считая сбитых крестов на шпилях, оставался неизменным. В общем, храм самарских католиков в эру официального атеизма отделался малой кровью.
А вот лютеранской кирхе, одному из старейших храмов города, повезло меньше. «Арендаторы» ему попались более беспокойные и не такие солидные, как краеведческий музей, что сыграло свою роль в его судьбе. Вот, что говорят документы тех лет:
«Началось все в октябре 1929 года, когда немцы активисты Самары просили ГОРСОВЕТ принять меры к закрытию лютеранской церкви на улице Советской.
Упор делался на то, что количество немцев, приходивших в кирху на церковные службы, не превышало 40 человек в месяц, а вот помещений для культурно-просветительской работы в городе не хватало. В бывшей кирхе предлагалось открыть клуб, детский очаг и школу для обслуживания немцев Самары.
5 января 1930 года состоялось заседание президиума Самарского горсовета. Слушали: О закрытии лютеранской церкви.
Постановили: ввиду того, что религиозная община лютеран, в большей своей части подписала требование на закрытие кирхи (церкви) во главе с председателем церковного совета общины — лютеранскую церковь закрыть, использовав ее под культурные надобности ГОРОНО.»
Уже в феврале 1930 года в кирхе был открыт антирелигиозный клуб и музей Союза безбожников. К 1936 году «арендаторов» стало еще больше.
Антирелигиозный музей состоял из трех отделов: исторического, естественно-научного и, собственно, антирелигиозного.
Сугубо антирелигиозная пропаганда вскоре была разбавлена другими направлениями деятельности. Так, из куйбышевских газет 1937 года мы узнаем об открытии в кирхе музея школьника и выставки художников-профессионалов.
Тогда же мастера кисти положили глаз на это здание. Здесь разместился Союз советских художников. Это нашло свое отражение в списке ОКН, где кирха проходит не только как «Комплекс Кирхи, 1865-1875 гг., арх. Еремеев Н.Н.», но и «Дом, в котором в 1937-1950 гг. находился Куйбышевский областной союз художников, активными деятелями которого были художники И.Ф. Борисов, Г.Н. Подбельский, А.И. Волков и скульптор В.П. Акимов».
В 1950 году Союз художников развернул бурную деятельность по реконструкции здания, которая нашла отражение в архивных документах.
Были и проблемы. Например, подвал. До Великой Отечественной в нем хранились картины, рамы, багеты и прочие художественные материалы. В 1940-х годах подвал аннексировала закусочная, которая располагалась во флигеле (угол Куйбышева и Некрасовской). Там они разместили ледник, который своим существованием не только мешал художникам, но и пагубно влиял на состояние фундамента кирхи.
Кстати, художники планировали оборудовать в кирхе сразу два выставочных зала и просили на это у Художественного фонда СССР 400 тыс. рублей. Для сравнения, автомобиль «Победа» в тот период стоил 16 тыс. рублей.
Впрочем, москвичи остудили пыл куйбышевских художников, отказав им в строительстве выставочного зала.
Однако, «вкусное» место на центральной улице города по прежнему будоражило умы потенциальных «арендаторов». Появился среди них и тот, кто решил лютеранскую кирху не просто переоборудовать, а кардинально перестроить. Этот амбициозный проект принадлежал куйбышевским нефтяникам.
Объединение «Куйбышевнефть» в те годы квартировало также на улице Куйбышева, занимая часть здания Русского для внешней торговли банка (в советское время — Дворец труда). Его название красовалась прямо над входом.
Что мы узнаем непосредственно из документа? Все строения кирхи в 1952-53-х годах планировалось надстроить и преобразовать в единое здание высотой в 4 этажа, разместив там поликлинику и гостиницу. Расположенные со стороны ДК «Рассвет» пивной павильон и швейная мастерская подлежали сносу.
Также из документа мы узнаем полный перечень организаций, занимавших тогда помещения кирхи:
— Товарищество «Художник»,
— кафе,
— агентство Гражданского воздушного флота (вспомним о расположенной через дорогу мозаике Аэрофлота),
— магазин Фрунзенского райпищеторга.
Власти города, к большому счастью, «Куйбышевнефти» отказали. Под размещение больницы объединению был предоставлен участок на улице Льва Толстого. Она стала одним из самых ярких примеров сталинского ампира в архитектуре Самары.
Окончательное спасение к кирхе пришло в 1966 году, когда был составлен и утвержден первый список объектов культурного наследия города Куйбышева. В нем она именовалась следующим образом: «1864 год. Мастерская Союза художников. Готика«.
Живописцы, в большинстве своем, в 1974 году съехали в «Шанхай» на Молодогвардейской. В кирхе в годы застоя находилась мастерская скульптора и художника Вячеслава Герасимова, а позднее в 1980-х годах — скульпторов-прикладников Леонида Шерешевского и Валентины Свешниковой. Кроме того, часть здания кирхи занимал склад строительных материалов.
21 декабря 1991 года в кирхе, несмотря на то, что ещё не закончились реставрационно-ремонтные работы и отсутствовало отопление, после 60-летнего перерыва было проведено первое Рождественское богослужение. На него пришли почти 200 прихожан вновь созданной лютеранской общины города.
8 августа 1993 года над колокольней вновь был воздвигнут крест. Наконец, в 2003 году в лютеранской церкви Святого Георга зазвучал механический орган.
По счастью, кирхе удалось выжить в водовороте истории. Не только выжить, но и сохранить свою готическую внешность. Перестройка здания нанесла бы непоправимый вред главной улице исторического центра. Не верите мне — послушайте Вагана Каркарьяна:
Архитектор Алексей Моргун поддерживает своего коллегу:
В 2023 году Кирха заняла 13 место в чемпионате ДГ за звание архитектурного символа Самары.
ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте