,
22 апреля архитектурно-строительная академия СамГТУ завершила разработку проекта исторического поселения Самара. Одним из его авторов стал архитектор, урбанист, градозащитник и советник губернатора Виталий Стадников. Вчера, 24 апреля, на встрече с городскими чиновниками и архитекторами в Музее модерна он познакомил собравшихся с первым проектом границ и собственным представлением о том, как должен выглядеть центр Самары после разработки и применения внутри исторического поселения новых градостроительных регламентов.
Напомним, что наделение Самары статусом исторического поселения одобрил Владимир Путин в ходе беседы с губернатором Азаровым в сентябре 2018 года.
Границы исторического поселения
На встрече с чиновниками и общественностью разработчики проекта границ поселения наконец показали, где они видят границы старого города. Ранее в обсуждениях упоминались два варианта границ поселения: первый — по Красноармейской и Самарской, согласно первому геометрическому плану Самары, разработанному в 1782 году. Второй, более обширный вариант, доходил до улицы Полевой и соответствовал городской черте второй половины XIX века, когда Самара стала центром губернии и переживала бурный экономический подъем. Специалисты архитектурно-строительной академии СамГТУ предложили компромиссный вариант — по улицам Чкалова и Маяковского.
В нем отсечены практически полностью утратившие историческую застройку кварталы между улицами Чкалова и Полевой, а также Никитинской и Агибалова.
Проект архитекторов должен утвердить заказчик — управление госохраны ОКН Самарской области, и к 1 сентября 2019 года подать в Минкультуры РФ заявку на получение статуса исторического поселения. При этом область должна будет определиться, какой хочет уровень статуса — федеральный или региональный.
Мнение властей
Елена Лапушкина честно призналась, что пока не может однозначно сказать, какой статус исторического поселения принесет Самаре большие блага. Зампредправительства Самарской области Александр Карпушкин заявил, что он принципиальной разницы в статусах не видит.
Ее разъяснил взявший слово Александр Хинштейн. С юридической точки зрения, при региональном статусе исторического поселения все решения об изменениях зонирования, плотности застройки и так далее остаются за субъектом, а в случае федерального статуса — за министерством культуры РФ. С другой стороны, по мнению Хинштейна, федеральный статус позволит получать дополнительные финансовые средства со стороны федеральных властей.
Также имела место небольшая перепалка между Александром Хинштейном и архитектором Юрием Астаховым. Последний выступил против наделения Самары статусом исторического поселения федерального значения, так как считает экономический эффект от этого незначительным, а вот необходимость согласовывать проектирование на федеральном уровне ощутимым минусом и поводом для коррупции больших, нежели сейчас, масштабов. На что депутат Госдумы заметил, что глубокие познания в области коррупции его оппонента «наводят на определенные мысли».
Кроме того, Александр Хинштейн отметил, что в недавно созданном проектном офисе по включению Самары в перечень исторических поселений не нашлось место Виталию Стадникову, а некоторые его члены имеют неоднозначную с точки зрения градозащитной деятельности репутацию. Также депутат Хинштейн попросил ввести в состав проектного офиса его скромную персону.
Новые границы — новые регламенты
Основным последствием получения статуса исторического поселения будут не его формальные границы, а возможность изменить градостроительные регламенты внутри поселения. О том, какова должна быть идеология разработки регламентов, была основная часть выступления г-на Стадникова. «Называйте это стратегией пространственного развития или мастер-планом, в любом случае все связано с комплексным развитием инфраструктуры», — пояснил он собравшимся.
В своем докладе Стадников сначала коснулся некоторых болевых точек градостроительного настоящего Самары.
По его оценке, сейчас 70% бюджетных средств, направляемых на развитие Самары и прилегающих к ней территорий, уходит на развитие периферийных микрорайонов и их инфраструктуры (Кошелев проект, Южный город и так далее).
На развитие исторической части города идет всего 10%, в то время как пользуются ею в качестве зоны отдыха и потребления культуры (набережная, пешеходная Ленинградка, театры, музеи и т.д.) 80% самарцев. Для того чтобы обосновать инвестиции в центр города, Виталий Стадников и его коллеги разработали «Модель развития территории исторического поселения». Ничего нового в такой модели, в целом, нет — Стадников и его коллеги не раз высказывались в том же самом ключе о развитии центра Самары, а также разработали проект бесконфликтной реновации квартала №79, который, впрочем, так и не был реализован.
Основой идеологии разработки регламентов исторического поселения, по мнению Стадникова, должны стать следующие пункты:
1. Полный отказ от строительства в старой Самаре небоскребов-«трансгрузов», которые своими размерами уничтожают инвестиционную привлекательность соседних участков и снижают потенцию развития социальной инфраструктуры рядом с собой.
2. Те же самые квадратные метры, которые дает несоразмерная исторической среде высотка, можно компенсировать среднеэтажной и малоэтажной, но плотной застройкой. Такой вариант позволит добиться не меньших экономических и социальных эффектов, но строительство транспортной, инженерной и прочих инфраструктур обойдется гораздо дешевле.
3. За единицу развития нужно брать не квартал, а домовладения (на дореволюционном языке — усадебные места). Ветхие постройки, сараи, стоящие, как правило, в глубине домовладений, можно безболезненно заменить на современную, но соразмерную исторической среде застройку, получив такой же экономический эффект, как от постройки точечного небоскреба.
4. Плотная, малоэтажная застройка также позволит проще подводить к зданиям коммуникации, нежели к хаотично настроенным высоткам.
Разрабатывать новые правила застройки и градостроительные регламенты Стадников предлагает, начиная с улицы Красноармейской на отрезке от улицы Братьев Коростелевых до набережной.
Выбор, по словам Стадникова, обусловлен относительной доступностью коммунальной инфраструктуры (наличием коллекторов и т.д.) и высокой степенью правовой подготовки кварталов к реновации (она велась еще в рамках разработки проекта «5 кварталов»).
Предполагаемые эффекты от такой реализации проекта Виталий Стадников назвал следующие:
— оформление в частную собственность 240 гектаров земли и возможность получать с них налоги,
— 1,5 млрд рублей налоговых поступлений,
— 11000 новых рабочих мест,
— приток постоянного населения в исторический центр,
— развитие малого и среднего предпринимательства,
— ликвидация коррупции в сфере градостроительства.
О бюджетных инвестициях Стадников не говорил, но проект «5 кварталов» опирался именно на то, что на бюджетные деньги будет вестись расселение и прокладка коммуникаций, и заглох, этих денег не дождавшись. В ином случае остается непонятным, что именно должно заставить застройщиков возводить среднеэтажные здания вместо высотных.
О инвесторах и деньгах
Гендиректор консалтинговой компании REC Никита Петухов отметил, что федеральные средства необходимы прежде всего для расселения жителей ветхих домов и на прокладку инженерных сетей. Ибо даже крупные девелоперы могут просто не справиться с затратами на это. Также нужен пилотный проект, который должен реализовать иногородний застройщик. На примере такого проекта самарские застройщики должны увидеть, что квартал, застроенный пяти-семиэтажными домами, и вписанные в него памятники архитектуры будут не только эстетически эффектны, но и экономически эффективны.
Фото обложки: Максим Федоров
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook